Водный поход по реке Грубею

Поход относится к категории "водный туризм". Географически его можно маркировать как поход по Приполярному и Полярному Уралу, западный склон Уральских гор, Республика Коми. Нитка маршрута выглядела следующим образом: город Инта — устье реки Грубеювож (впадает в Правую Грубею) — устье реки Правая (впадает в Грубею) — устье реки Грубею (впадает в Лемву) — устье реки Лемва (впадает в Усу) — река Уса до посёлка Абезь.

Идея пройти маршрут по рекам именно Западного склона Уральских гор возникла у нас еще в прошлом году, когда мы сплавлялись по реке Народа, которая течет по восточному склону гор. Сложность всех сплавов и походов на восточный склон Уральских гор заключается в том, что точка выхода с маршрута находится в г. Саранпауль, что довольно далеко, возникают сложности с оборудованием, с невозможностью (иногда) вылететь из Саранпауля. А может быть стоявшая тогда жара повлияли на наше решение? Сегодня уже и не вспомнишь.

Методом исключения убрали из вариантов все реки, на которых уже бывали и таким образом выбрали Грубею. Конкретной информации по реке было мало. Очень надеюсь, что этот отчет поможет многим, кто собирается на Грубею.

Итак, сначала поезд «Киев — Санкт-Петербург»; половина нашей Команды проживает именно в Киеве. Пока нас семеро — пёс Алтай и шестеро сопровождающих его. Границы, таможни, ветеринарные справки позади и вот мы в Санкт-Петербурге. Встреча с друзьями, ревизия туристического оборудования, закупка продуктов и снова поезд, но уже «Санкт-Петербург — Воркута». В этом поезде нас уже 12 человек в команде, вместе с псом. Славная дюжина.

На станции "Котлас-Южный" стоим 45 минут, а значит, есть возможность сходить на рынок, закупить картошку, лук, чеснок.

13 августа мы прибыли в Инту, где нас встречал УАЗик. Дело в том, что гусеничным вездеходам запрещён въезд в черту города, поэтому до вездехода нам предстояло еще добраться. Получаем наш груз из багажного вагона, укладываем в УАЗ и видим, что места осталось лишь для трёх человек. Пришлось идти пешком. Через 40 минут ходьбы мы все собрались у вездехода. Он, как и всякая сложная советская техника, находился в стадии перманентного ремонта. Механик «микрометром» забивал очередной "палец" в трак. Траки гусениц были не просто изношены, а истёрты, можно сказать, «в кровь» (если бы речь шла о человеческих ногах). Да и внешний вид «корабля тундры» впечатлал: уж слишком побитый горем и «бывалый». Обнаружилось, что есть еще какие-то проблемы с маслом. Водитель и механик, кроме всего прочего, начали подтягивать гусеницы и вдруг (!) обнаружилось, что левая не регулируется. Теряя терпение я спросил, можно ли нам грузиться, на что получил короткий ответ — можно.

Пока водитель и механик возятся с МТЛБ, мы грузимся. Львиную долю вещей распределяем на верхней грузовой площадке, стараясь не испачкать их в мазуте. Закрываем их тентом, крепим верёвками. Наконец, механики сообщают нам, что можно отправляться. Небольшая задержка на "завтрак", поиски "стола" и вот мы тронулись в путь. В качестве стола в походе мы нашли полированную дверь от шкафа, поэтому на этом сплаве у нас будет полированный стол!

Расселись на броне следующим образом: на скамье, что была установлена на грузовой площадке — шестеро, прямо на железе вездехода — еще трое. Двое, не считая собаки, рискнули сесть в трюм вездехода. Наш штурман Александр, обвешанный навигаторами, в кабину к водителям. Как только поехали, то обнаружили, что на скамье сидеть очень горячо, т.к. выхлопная труба, её диффузор, выходит под скамью справа. Температура была такой высокой, что подошвы сапог плавились. Постепенно все как-то утряслись, при чем в буквальном смысле. Накрапывал мелкий дождик. Вот замечаем, что с накатанной дороги свернули влево, прямо в лесотундру. Видно, что автомобильная колея здесь не зарастает, так как машины ходят часто.
Наш "корабль тундры" идёт не спеша, постоянно спотыкается, было видно, что, какие-то неполадки в его чреве. Неожиданно наша "метла" (МТЛБ) встала: неужели устала? Нет, перегрелся, экипаж сгоняет нас с палубы, поднимает дверцы машинного отделения и что-то колдует над двигателем. Через минут сорок снова трогаемся, похоже, что просто остужали двигатель. Надрывно воя и еле-еле загребая гусеницами, наш тягач двигается дальше, но нас не покидает мысль — доедем ли? Недоезжая несколько километров до Лемвы глохнет. Вся предыдущая процедура повторяется, вот только спускаться с брони нам некуда — везде болото. Пока механики копаются в моторе, меняют масло, нас обходит такой же агрегат, как и наш, но более новый. Он красиво, с рёвом, проскакивает слева от нас. Я успеваю крикнуть им: "Откуда?". На что они так же успевают ответить, что из Перми и едут на восточный склон. Мы тоже продолжили наш путь, но наши остановки стали заметно чаще. Было видно, что водители (а их было двое) стараются встать у воды, т.к. охлаждают ею перегретое масло. Вот мы осторожно ныряем с обрыва — наконец-то, Лемва!

Проезжаем вброд Лемву, а затем по берегу вдоль неё проезжаем еще немного и решили организовать небольшой перекус. После небольшого обеда снова трогаемся в путь. Но, вдруг, на очередном взлёте – повалил дым из чрева корабля. Ну, всё, хана?! Проветриваем трюм нашего корабля и обнаруживаем, что нигде нет пса Алтая. Неужели забыли на месте стоянки, где обедали? Такое в нашей практике уже было, когда мы сплавлялись по Хальмер-Ю. Мы уже были готовы бежать обратно, чтобы искать собаку, как, вдруг, Володя нашел пса в самой глубине трюма, ошалевшего от дыма и жары. Алтай забился в какие то железки и сидел там не шевелясь. Решили, что дальше он будет ехать в кабине с Александром, на штурманском месте. По результаты проверки последней поломки мы поняли, что, видимо, мы неправильно сели — пересаживаемся. Освобождаем место на скамье над диффузором. Впоследствии, оказалось, что это был верный шаг — МТЛБ-шка пошла бодрее, остановки были уже через каждые 50 минут. Все молились только об одном: дотянул бы до точки стапеля. А между тем ландшафт вокруг нас меняется: мы уже ехали по тундре, а справа проглядывали горы.

Проезжаем какую-то речушку, по координатам все указывает на то, что это Левая Грубею. Поражаемся тому, насколько она мелкая и очень надеемся, что Правая Грубею (куда мы, собственно, едем) полноводнее. Вскоре доезжаем и до брода через Правую Грубею. Справа видим стойбище оленеводов. Просим водителя пройти вниз по течению реки. Метров через двести находим отличную стоянку. Стоять здесь нам предстояло долго, поэтому, место должно быть удобное. Общее время, что мы провели на броне составило двеннадцать часов и двадцать минут.

Наша первая стоянка оказалась очень удачным местом: ровная площадка, отличный вид на реку, но, правда, река представляла из себя лишь скопище разбросанных камней и небольшими ручейками между ними. Любимой нашей шуткой стала: этот сад камней более подходит для медитации, чем для сплава.

Первым делом собираем катамараны. Рыбалки нет. Зато много ягод: голубики и черники, а вот грибов практически нет. Перспективы сплава всем ясны. Если изначально мы планировали радиалку на гору Грубею-Из, то на месте мы поняли, что "сплав по камням" у нас займет значительно больше времени, чем мы планировали, а это значит, что радиалку на гору придётся заменить прогулкой к останцам в её окрестностях, чтобы не терять много времени. В радиалку решились идти пятеро, а вот что было делать остальным? Радиалка займет у нас минимум 3-4 дня. Хорошо, если бы была рыбалка. В общем, решили полноценную радиалку отменить и ограничиться прогулкой.

После нашей прогулки в горы нам предстоял старт нашего сплава. В начале всегда большое количество вопросов, суеты при погрузке, невнятности в действиях команды. Но постепенно всё улаживается. Было решено, что будет одна группа (женщины), которая пойдет по берегу, а вторая группа будет протаскивать катамараны через камни. 

В «береговую» группу вошли наши барышни и Александр, травма, полученная во время службы в СА, не позволяет, несмотря на горячее желание, принять участие в протаскивании катамаранов. «Сплавная» команда из семи бойцов; облепив первый катамаран, потащила его вперёд.

Пронеся первый катамаран метров двести вернулись за вторым и подтащили его к первому. Тяжело, но выбора у нас нет, придется тащить таким образом до устья. Состоялись наши первые падения/окунания в воду. После мы их уже не замечали и относились как к чему-то обыденному. Ко второму катамарану пришлось привязать плечевые лямки, т.к. осадка у него слишком низкая и его приходится поднимать высоко над водой, чтобы протащить через камни. В этом плане первый катамаран был значительно удобнее, т.к. он был изготовлен для «тяжёлой» воды и мощных порогов. Наша "береговая группа" тоже занята делом: фотографирует и снимает видео, после сплава фото- и видео-материала для отчетов будет предостаточно.

Наконец-то подошло время обеда. Благо, хороших мест для стоянок более, чем достаточно. Недалеко ниже по течению уже видны скалы и мы понимаем, что это начало того самого каньона. Беру бинокль и вижу хорошую "полку" перед каньоном, а на полке – два остова от самоходок и какие-то «железяки».

Стало понятно, что в этом месте когда-то находилась база геологов или геофизиков. Осталось дойти до нее, да не просто самим дойти, но и катамараны дотащить. Лучшего у более удобного места для отдыха нам не найти. Перекусили, немного отдохнули, но как всегда, после обеда идётся тяжелее, начинает скапливаться усталость.

Вот заветная "полка" уже рядом, кажется, что рукой подать. Проходим небольшой порожек/перекатик и наконец-то причаливаем к правому берегу. Поднимаемся по по кустарнику на откос берега – видим большую и хорошую поляну, а на ней «железяку», чуть поодаль, ближе к скалам, ещё поляна. Все, решили вставать лагеремь здесь!

Ходовое время от стоянки №1 (той, откуда я увидел "полку") до стоянки №2 (с "железякой") – 4 часа 5 минут! 

Прорубаем небольшой коридор в кустарнике, чтобы удобнее было таскать вещи и спускаться к реке, разгружаемся, устанавливаем лагерь. К «железке» вяжем стойки для тента, так как дождик моросит не переставая, а уже под тентом у нас организована кухня и обеденный стол. Лишь к ужину мы еле-еле отошли от таскания катамаранов и немного пришли в себя. На завтра решили сделать днёвку и хорошо осмотреть каньон.

На следующий день, сразу после завтрака, выходим на изучение каньона. Двое "следопытов" идут по берегу, по урезу воды, а остальные — по верху. На скалы ведёт старая тропа. Видим что-то вроде террасы, на которой остатки шурфов, забытое и брошенное геологическое оборудование (даты на бирках позволяют сделать вывод, что изыскательные работы были остановлены во время «распада» Советского Союза). Оно и не удивительно.

Дождик шел не переставая. Находившись вдоль берега и достаточно вымокнув, поев ягод и набрав подосиновиков, мы пошли по направлению к нашему лагерю. Группа, которая пошла по урезу воды сообщила нам, что река и дальше по течению мелкая, с большим количеством камней.

Снова выдвигаемся в путь. Наша "нерабочая" береговая группа стартует по правому берегу.

Стало заметно легче таскать катамарны, т.к. перестали попадаться места, требующие для протаскивания одного катамарана всех семерых. Каждая группа теперь тащила свой катамаран и нам не приходилось более "челночить", что сильно увеличило нашу скорость перемещения. Береговая группа решила поменять берег и перебралась на левый. Один раз сделали остановку на отдых и перекус.

В суете и сутолоке таскания катамаранов мы порой даже и голову не успевали поднять и посмотреть вокруг. Так, неожиданно для себя, наткнулись на очень живописный снежник. Пока отдыхали,  щупали снег, фотографировались, то пришли немного в себя. Надо сказать, что этот отдых подвернулся нам очень даже вовремя, т.к. не успели пройти и километра, как уперлись в порог!

По моим прикидкам категория у порога была не ниже третьей. Рабочий слив под правым берегом, заход в слив осложнён продолговатым камнем, похожим на крокодила в засаде. Правым бортом надо было пройти вдоль этого камня, затем резкий поворот вправо, тут же сразу поворот налево, затем косой слив, за порогом метров 150 струя быстротоки и тут же второй порог. Как минимум третья категория. Когда проходили порог, то один катамаран рискнул пройти по центру, а наш «Шаман» вырулил в правый слив с выносом правого баллона на гладкие и довольно безопасные скалы. Во всем каньоне этот порог было самым сложным местом. Эмоциональное возбуждение от прохода порога довольно быстро угасло и нам опять предстояла тащиться по мелководью. Через какое-то время понимаем, что пора вставать лагерем. Видим вокруг достаточно много подходящих мест, но нам они, почему-то, не нравятся. Но вот слева  нарисовалась симпатичная скала, которая всем сразу понравилась. Ходовое время от стоянки 2 до стоянки 3 — 4 часа 10 минут.

Как-то сразу все согласились с тем, что это, наверное, самое красивое место стоянки, что у нас были до сих пор. Один вид на скалу, протянувшуюся по левому берегу метров на сто, восстанавливает душевное равновесие после трудового дня. Утром же, освещённая лучами восходящего солнца, скала просто великолепна. 
Захотелось подняться вверх по реке и посмотреть на пороги, которые только что прошли. В пылу борьбы с водной стихией даже некогда было оглядеться и полюбоваться ими.
Если верить карте и навигатору, то скоро мы должны уже были подойти к устью реки.

После обеда собрали небольшой "совет племени", чтобы обсудить дальнейшие действия. Кстати, на этой стоянке был пойман первый хариус, но мы его даже сфотографировать толком не успели. Вторая группа, вернувшаяся с нижнего течения, принесла две новости. Первая — плохая — до устья характер реки прежний, т.е. мели и камни. А вторая — хорошая — до стрелки рек было совсем недалеко, буквально час прежней тяжёлой работы. После впадения в Грубею уже можно было сплавляться полными экипажами и на катамаранах.

Как мы и предполагали, ходовое время от стоянки до устья составило 1 час 05 минут. Как оказалось Левая Грубею была раза в два маловоднее Правой. Первое, что мы увидели на Правой Грубею, как под скалой правого берега бьёт хариус, но он, к сожалению, совсем не клевал.

Снова заморосил дождик, но это абсолютно не портило нам настроение, т.к. мы наконец-то расселись по катамаранам и шли на веслах!

В таком режиме сплавлялись недолго, буквально полчаса, как поняли, что надо искать место для стоянки. Первое место, где можно было встать лагерем, пропустили. Дошли скалы на левом берегу, на правом, метрах в ста — полка. Я прогулялся до этой полки и увидел, что за ней громадная живописная поляна, а уже за поляной — озеро, за сказочным озером скалы коренного правого берега. Ну что ещё нам искать!

Ходовое время от стрелки Левой и Правой Грубею до нашй стоянки составил два часа. Становимся, ставим палатки, навешиваем тент, разводим костер, определяем место для будущей бани. Один из участников нашего похода — Леонид — рыбачит тут же у переката. Сквозь пелену дождя вижу, что он тащит сначала одного хариуса, а затем второго. Моя рыбацкая душа не выдерживает такого зрелища и тоже схватился за спиннинг. За то время, пока я "заряжал" снасти, Леонид вытащил еще пять хариусов. Как окзалось, похоже, что Леонид выловил почти всех хариусов, что стояли перед перекатом, т.к. после него я поймал лишь две рыбы. Вскоре подоспел ужин.

Утром, еще до рассвета, Вика и Леонид поймали еще с десяток хариусов! Будет у нас сегодня и уха, и жареная рыба, и даже расстегаи! Топится каменка, жарится рыба, готовятся расстегаи.

Не отказали себе в удовольствии погулять по поляне. Дойти до скал правого берега озера мы так и не смогли, т.к. озеро оказалось довольно глубоким. Скоро уже подоспела баня и все мы попарились и помылись в ней. Заходить пришлось в три захода. Ужин был фантастическим: жареный хариус, копченый хариус, расстегаю с хариусом. По палаткам спать разошлись лишь к утру.

На следующий день собирались очень вяло: сказывались поздние посиделки и вчерашняя баня.

Сразу, как только отчалили, увидели живописные перекаты, порожки, красивые скалы по левому берегу.

Русло реки и береговой ландшафт начал заметно меняться. Река становилась шире, полноводнее, все чаще и чаще стали попадаться острова. Мест для стоянок было достаточно, поэтому без особых проблем, когда подошло время, мы подобрали себе пристанище для нашего лагеря. Сегодня провели на воде три с половиной часа.

Обследовав место нашей стоянки обнаруживаем, что в глубине есть бурелом с явными следами лёжки крупных животных, скорее всего, медведей. На ужин приготовили хариуса, пойманного с катамаранов, и грибы.

На следующий день погода была пасмурной с часто моросящим дождиком. По ходу сплава устраиваем промежуточные стоянки для разминки и рыбалки, но надо признать, что клёв был плохой. Воочию наблюдали, как с каждым днем вода все прибывала и прибывала. В этот день на воде провели около четырех часов. Лагарем встали на первом же встретившемся удобном месте.

Пока устанавливали лагерь, то обнаружили, что на предыдущей стоянке оставили ящик со снастями и блеснами. Завтра планируем пешком сходить и забрать снасти, потому как без них далее никак нельзя.

Утром следующего дня нас ждала шикарная прогулка по тайге. На одной из берез нашли кап, который тут же срезали. Было много брусники и грибов.

Пока все ходили по своим делам (рыбаки ушли за своими оставленными снастями, грибники ушли в лес), я отправился на рыбалку. Приметил хорошее и перспективное место прямо ниже нашей стоянки. Бросил блесну под камень и с первого же раза почувствовал удар. Клюнувший хариус оказался достаточно крупным, как потом оказалось аж 1555 граммов весом. Плохо было то, что это была единственная поклевка, как бы я ни старался.

Все из своих походов вернулись с уловом: я — с хариусом, рыбаки — с ящиком для снастей, грибники — с грибами. Грибов было столько, что очевидно, что мы их все не съедим. Поэтому, приняли решения их замариновать. А мелкий моросящий дождик, тем временем, шел не переставая. На ужин сварили борщ, замариновали грибов, сделали "брусничный напиток", хариуса приготовили под острым соусом. Под вечер даже дождик закончился и выглянула радуга. В общем, день явно удался.

На следующий день, как обычно прибравшись на месте стоянки, выходим на маршрут.

Буквально через час сплава по реке ее характер очень сильно поменялся. Грубею начала расстекаться на многочисленные протоки, а береговые скалы практически исчезли. Крадемся по зарослям кустарника по протокам. Часто натыкаемся на завалы и "расчески", приходится обносить каты по берегу. Там, где это невозможно — прорубаемся топорами. После очередной протоки выскакиваем к старой рыбацкой стоянке, на самом краю берега видны остатки каменки — тут явно уловистое место. Мы шли первыми и пока ждали второй катамаран Наташа быстро вываживает из этого самого уловистого места одного хариуса за другим. Естественно, что мы все присоединяемся к ней. Клев был просто великолепный.

Уже смеркалось и мы начали активно искать место стоянки. Увидели поляну, а на ней зайца, который без страха пялился на нас. Пристаем к берегу, а заяц — в лесок. Осматриваем поляну, отличная будет стоянка, да и баню пора повторить. В этот день на воде провели 5 часов 20 минут. 

Рядом с нашей стоянкой, по прямой линии буквально в одном километре, старица Лемвы. Решаем завтра сходить до неё, а пока готовим ужин: хариусы, рябчики и песни народов Севера у костра.

На следующий день первым делом организовали баню. Пока топили каменку со старицы Лемвы вернулись Вадик и Леонид. Вылазка к Лемве им явно удалась: окуни, щука и утки. Окуней и щуку тут же определили в коптильню, а из уток сделали похлёбку.

В этот день ужин заканчивали уже затемно, как вдруг небо озарилось вспышками… Да это Полярное сияние! Успели поставить штатив и сделать несколько удачных кадров. Отличная вышла стоянка!

На следующий день как только вышли на маршрут, так сразу попали в протоки, завалы и заломы. Не шли, а буквально крались. Часто маршрут приходилось просматривать с берега.

Все ждали, когда же мы выйдем в Лемву, но ее все не было и не было… В очередной протоке увидели утиный выводок, который никак от нас не убегал и не улетал: стоят посреди реки, не уходят. Мы замерли, но катамаран подносит течением всё ближе, стоят как вкопанные. Глядь, да его пасут два коршуна, один выше по течению, второй — ниже.

Если честно, то я впервые наблюдал такую групповую охоту у птиц-хищников. Выстрелили из ружья в воздух и стервятники предпочли ретироваться, а утки тоже не стали терять времени и сиганули в прибрежную траву. Наверно, в благодарность за спасение уток перед нами тут же распахнулась Лемва! Простор, дождь и встречный ветер! Наш «Шаман» сильно нагружен и поэтому сильно парусит. Несмотря на течение, нас все равно сносит назад, поэтому приходится чалиться и идти на бичевке. Через некоторое время Лемва делает крутой поворот и в теперь ветер дует сбоку. Можно вставать на весла! Прячась в тени берега, идём весьма ходко. Хороших стоянок нет, и когда вышло регламентное время становимся на песчаной поляне левого берега.

Утром нас ждала ясная погода. Вышли и тут же увидели справа старицу. Естественно, не удержались и закинули туда пару блесен, но пусто. По берегу старицы видна тропа, а значит сюда ходят рыбаки, поэтому и мы идём. Выходим к бунгало. Не зимовье, а именно легкомысленное бунгало, летняя фанерная постройка. Чисто, уютно, интерьер рыболовно-охотничий.

Заходим ещё в несколько стариц, блесним на перекатах и в заводях — пусто. Справа устье реки Харута.

Сразу от устья Харуты Вадик направляет катамаран к левому берегу Лемвы, т.к. там должна быть изба. Он раньше бывал здесь, сплавлялся по Харуте и по Лемве. С воды изба не видна. Беседка на берегу, чалимся. За беседкой, метрах в тридцати, изба.

Изба старая, но ухоженная. Довольно типичный скромный интерьер рыбацко-охотничьего зимовья, чисто и опрятно. Решили организовать обеденный перекус в беседке, греемся на редком в этих краях и в это время солнышке. После обеда выходим на маршрут. В такую хорошую погоду идется очень хорошо, пыатемся рабачить с катамаранов, но все напрасно. Вода всё прибывает и прибывает (похоже, где-то в верхах идут обильные дожди). Вот и нас опять накрыло дождём. Так в дождь и пришли к устью реки Пага. За устьем, на высоком правом берегу — изба, которую хорошо видно с воды. Останавливаемся в ней. В этот день на воде провели 5 часов и 20 минут.

Изба в устье Паги срублена совсем недавно. Вадик сказал нам, что ранее здесь стояла изба еще более древняя, чем изба в устье Харуты.

Дождь идет не переставая, поэтому, решаем заночевать в избе. Заготавливаем дрова на ночь. Территория у избы ухожена, стол, чурбаки для сидения, стационарный туалет, баня и амбар. Пока готовится ужин, топим печь, готовим спальные места, собираем грибы и ягоды.

Грибов так много, что нам их за один раз не съесть. Решили их зажарить и замариновать на будущее.

Утром нас встречала та же пасмурная погода, иногда припускал дождик.

Оставив в избе свою коптильню, мясорубку и кое-что из продуктов отчаливаем. Слева крутые обрывы Лемвы. Скоро, я знаю, будет посёлок Епа. Когда-то, очень давно, был я тут, когда проходил мрашрут с реки Кожим на Лемву. Идём ходко и быстро.

Лагерем решили встать ниже посёлка Епа. Сам посёлок закрыт и на данный момент используется жителями Абези как дачный. Кстати, с высокого берега Епы уже берет сотовая связь. Как раз за этим мы и поднялись на косогор — сообщили друзьям и родным свои новости. Моторных лодок для заброски в Абезь мы не нашли, т.к. сейчас сенокос и непогода. Сплавились от Епы еще немного и встали лагерем. В этот день провели на воде 6 часов и 10 минут.

Становимся на левом берегу Лемвы, т.к. по опыту знаем, что далее стоянки будут только хуже. Видно, что этой стоянкой пользуются часто. Всё изъезжено вездеходами. Становится понятно, что где-то недалеко большой населенный пункт, где всегда можно разжиться топливом, раз на вездеходах сюда доезжают. Кстати, дождь периодически сменяется снегом.

Утро, как всегда, было пасмурное. Нам остался лишь один переход до Абези по большой воде. Вскоре после начала сплава выходим в реку Усу — ветер встречный, впрочем, других в конце маршрута и не бывает, холодный дождь. Еле выгребаем и GPS не помогает.

Кстати, на будущее, если кто-то соберется на сплав по нашему маршруту или просто по Лемве: имейте в виду, что есть деревня Абезь (на левом берегу), а есть еще поселок Абезь (на правом берегу), где и находится железнодорожная станция, до которой надо доехать. Мы же пока проплываем мимо деревни Абезь, где на левом берегу стада коровок мёрзнут под дождём. Дождь идет не переставая и мы замерзли так, что зуб на зуб не попадает. Перегребаем Усу к правому берегу и подходим к лодочной станции, где на берегу уже суетятся местные мужички на самых разных машинах с прицепами. Они уже привыкли к постоянным туристическим группам, которые постоянно снимаются с маршрута и для местных это редкая возможность заработать небольшую наличность. Пока разбираем катамараны, выглядывает солнце, всё сразу становится чудесным, обсыхаем, грузимся. Нам удалось доехать до жд-платформы за два рейса, каждый по 500 руб. Сегодня провели на воде пять часов и десять минут.

Позволили себе небольшую прогулку по поселку Абезь. Встретили такое чудо. Фантазия, изобретательность и тяга к красоте, отдельных её жителей, вдохновляет; будущее за ними.

Узнаем, что нам подходит поезд "Воркута — Москва", который пройдет здесь в 21:07. Но билеты есть только в общий вагон, с сидячими местами. И только до Инты (билеты покупаются прямо в вагоне).

Посадка в вагон напоминает штурм, т.к. время остановки сильно ограничено, а желающих очень много. Пропускаем местных, в основном барышни и дети, отсекаем нетерпеливых туристов, и вот мы в вагоне.

В Инте узнаем, что до Питера на сегодня есть билеты только в купейном вагоне. Поезд отходит в 1:57. Москвичам же повезло больше, т.е. билеты можно было купить в плацкартном вагоне. Их поезд отправлялся от Инты в 3:35.

Выводы по сплаву: маршрут, пройденный нами, соответствует 2 категории сложности. Сплав по воде составит расстояние в 150 километров. Из них: Грубею, включая и Правую Грубею приблизительно 70 км, а по Лемве примерно 80 км. Для рыбаков основной интерес, конечно же, представляют реки Правая Грубею и Грубею. Река Лемва в нижнем течении — это река схода с маршрута.

Посёлки Епа и Абезь, честно говоря, вогнали нас в депрессию: заметен регресс, по сравнению с периодом до «распада СССР». Нам есть с чем сравнивать, т.к. мы бывали в этом районе в 1977 году и в 1997 году. В отличие от аналогичных посёлков Восточного склона Урала здесь четко прослеживается прогресс и запустение.

Автор Владимир Котляр


Присоединяйся к нам в соцсетях!

Возможно вас заинтересуют следующие статьи

Байки уральских рыбаков

Вот скажите мне, в чем главная прелесть рыбацких баек?

В мире вишерского хариуса

На северной оконечности Вишерского заповедника есть одна внешне неприметная высо­тка...

Видео: вид на Уральские горы с Чувала

Уральские горы — одни из самых древних на Земле.

Видео: волья или индейский факел

Давно мечтал сделать волью или, как еще называют эту конструкцию, индейский факел...