Сплав по рекам Балбанью и Кожим
Сплав по рекам Балбанью и Кожим

Как обычно, каждый год, примерно в июне-июле, мы с друзьями ходим в баню начинаем соображать, куда же нам отправиться осенью, т.е. какие вершины покорить, по каким рекам сплавиться и т.д. В этом, т.е. 2014 году, первочально решили идти на реку Народу, что находится на восточном склоне Уральских гор. Сложность этого сплава заключается в заброске на реку. Любой перевал через хребет довольно проблематичен и возможен либо на вертолете, либо на гусеничной технике. Все это делает мероприятие более чем дорогим. Но с рекой Народой, точнее со сплавом по ней, есть небольшое исключение. Это, наверное, единственный вариант, когда на реку можно заброситься с нашей, т.е. западной стороны Уральских гор, на колесной технике, т.е. на вахтовке. Правда, выход с реки тоже проблематичный (через Саранпауль и Приобье), с "пустым и долгим" сплавом по нижнему течению Хулги (почти 300 км!), но, тем не менее, этот вариант хоть на сколько-то реален и даже демократичен по финансам. Вот мы и решили попытаться пройти сплавом по Народе, Манье и Хулге. Начали собирать команду и поначалу даже набрали группу из 12 человек. Но, как это обычно бывает, ближе к срокам команда начала рассыпаться, т.е. люди стали отказываться от этого меропрития. В результате нас осталось пятеро: четверо соликамцев (на фото — Виктор, я, т.е. Юрий Половников, Евгения и Алексей) и один пермяк (на фото по центру — Влад). С Алексеем и Владом мы два года назад уже сплвлялись по Кожиму от переправы, а с Евгенией в прошлом году ходили в комбинированный поход на горы Народная, Манарага со сплавом по реке Косью. После некоторого недолгого размышления мы решили в этом году отказаться от Народы и пройти сплавом реки Балбанью и Кожим. Основной целью, конечно же, была Балбанью со своими знаменитыми порогами, а вот воспоминания о Кожиме можно было и освежить. 

В общем, мы довольно стандартно за 15 часов доехали от Соликамска до Ухты. Верхнее фото, собственно, в Ухте и сделано. Поставили машины на стоянку и купили билеты на поезд до Инты. До поезда оставалось несколько часов, поэтому, прогулялись по Ухте. Утром следующего дня уже были в Инте, где нас встретил Володя (привез нам сплавное оборудование) и Александр (водитель Урала). Довольно быстро погрузились в вахтовку, заскочили в магазин по пути и вот мы уже едем по территории нацпарка Югыд Ва. Традиционно нам встретились олени, правда, немного, штук пять-шесть (ниже на фото)

 

Река Балбанью

Часа через четыре мы подъехали к реке Балбанью. В прошлом году, когда мы ехали на Желанную, мы уже проезжали мимо Балбанью, но не останавливались, поэтому, это было наше первое знакомство с рекой. Должен сделать небольшую оговорку, чтобы были понятны некоторые последующие события. Дело в том, что водитель нас ввел в заблуждение (насколько он сознательно это сделал мне сейчас трудно сказать, но факт остается фактом). Изначально мы договаривались, что нас забросят на Санавож, т.е. на саму базу. Водитель же, Александр, сказал нам, что там ведутся какие-то работы и подъезд к реке на кордоне Санавож перерыт и там нам придется таскать на себе вещи где-то метров 300-350. Поэтому, он решил высадить нас пораньше, по его словам ближе лишь на один-полтора километра, но зато у самой воды. Мы ему поверили, хотя потом узнали, что он нас мог высадить на так называемых Гротах и что это было бы даже правильнее. К чему привело то, что нас высадили близко к устью Балбанью я расскажу позже, а пока мы приступили к приготовлению ужина и к сбору катамарана. 

Часа через три катамаран был собран, ужин готов, вещи более-менее упакованы. Осталось перекусить, загрузиться на кат и оттолкнуться от берега. Что мы собственно и сделали. И тут же для нас начались, как бы это помягче сказать, неожиданности… а если точнее, то пороги. А мы к ним оказались не готовы. Во-первых, мы не прикрутили к катамарану коленную посадку, т.е. сидели прямо на баллонах и вещах. Во-вторых, не все вещи на кате были увязаны и лежали просто сверху на герме. В-третьих, мы даже толком не успели друг с другом сработаться и потренироваться в прохождении порогов. В общем, сразу, с места в карьер.

Первые два порога прошли довольно легко и я бы даже сказал непринужденно. Это вселило в нас уверенность, придало силы и очень скоро мы пожалели об этом. Больше всех пожалел я. Дело в том, что нам бы немного охолонуть, остынуть после первых порогов, нормально увязаться, выработать привычку просматривать пороги и т.д. В общем, делать все по науке сплавного искусства. Но нет же, мы очертя голову ломанулись вперед и третий порог Балбанью наказал нас. Ваш покорный слуга, то есть я, на этом пороге "благополучно" вылетел с катамарана. Если коротко, то мы очень неудачно, боком, вышли на один слив, катамаран накренился именно на тот баллон, на котором сидел я и мне пришлось принудительно катапультироваться в воду. Если описать свои ощущения, то самые первые эмоции — это шок. Ничего не понимаешь, что происходит, на уровне безусловных рефлексов пытаешься найти хоть какую-то твердую опору, хватаешься за камни, но течение тащит тебя вниз, еще быстрее даже, чем катамаран. В общем, только с третьей попытки мне удалось зацепиться за камень, закрепиться ногами. Выкарабкался на берег, огляделся. Понял, что в правой руке у меня весло! Нахрена я его все это время держал не пойму. В общем, так с ним и вышел на берег. Огляделся и понял, что я стою на левом берегу, прямо под скалой, а катамаран выкинуло на правый берег. Попытался пройти по своему берегу, думал, может, выйду куда-нибудь на более спокойный участок реки, но не тут то было. В моем распоряжении была лишь небольшая "полочка" под скалой, а дальше либо в воду снова лезть, либо карабкаться на скалу. В общем, я понял, что надо сидеть здесь и не дергаться. 

На нижнем видео запечатлен момент моего "купания". Хотя, сказать, что он запечатлен — это слишком громко сказать. Самого момента не видно, так как наш оператор, Евгения, фотоаппарат, в силу понятных причин, бросила, но даже аудиоряд дает какие-то представления о просходящих событиях. 

А на фотке ниже видно, как я одиноко стою на левом берегу Балбанью сразу после падения. Пока я там "загорал" ребята разгрузили кат и отправились спасать меня.

Сплав по рекам Балбанью и Кожим

На видеоролике (ниже) видно, что операция моего спасения была проведена четко, результативно вполне позитивно для меня. Единственное, что омрачило успешную операцию это то, что на том берегу я оставил фляжку с коньяком, которую выложил на камни, оценивая потери от своего падения в воду. Кроме того, замочил свой смартфон, который после этого купания так и не ожил.

Попытались оценить ущерб от моего падения и поняли, что это не только потерянная фляжка с коньяком, моя мокрая одежда и нерабочий смартфон, но и банок 7-8 тушенки, банка кофе, кетчуп, сумка одного из членов нашей команды (что лежало в этой сумке, он так и не вспомнил). Все эти вещи лежали в коробке и не были закреплены на катамаране. В общем, вполне приемлемая и доступная дань реке Балбанью. 

Понятно, что я был мокрым насквозь и первой нашей мыслью было разведение костра и сушка вещей. Но, посмотрев на навигатор, мы поняли, что до запланированного нами заранее места нашей первой стоянки (устья Балбанью) осталось лишь 2-2,5 километра и при таком течении, мы их проскочим буквально за 25-30 минут. Решили загрузить катамаран и сплавляться дальше. На видеороликах ниже запечатлены некоторые моменты этого получасового сплава по Балбанью.

Уже довольно скоро на левом берегу Балбанью мы увидели знаменитую Каменную Бабу (камень в виде столба), а сразу за ней мы увидели, что находимся в устье Балбанью и поворот налево — это не поворот, а, собственно, сам Кожим. На стрелке Балбанью и Кожима находятся три навеса, поставленные тут нацпарком (официальные стоянки). В связи с тем, что это был сентябрь все три навеса были свободны, т.е. на стоянке никого не было. Мы тут же причалили к левому берегу, разгрузились и стали разбивать лагерь. Этот вечер был посвящен сушке вещей, более правильной укладке вещей в баулах, приготовлению нашего первого ужина на этом сплаве, ну, и конечно же, мы делились впечатлениями от Балбанью. Кстати, сырыми оказались все, не только я. Дело в том, что волна захлестывала катамаран довольно сильно, поэтому буквально все были сырыми, как минимум, по пояс. 

Следующий день (второй день сплава) должен был пройти под знаком порога Манюка. Это, наверное, самый знаменитый порог на Кожиме и, возможно, на всем Приполярном Урале (наряду с Белой лошадью на реке Косью). Даже пороги Балбанью не имеют своих собственных имен, а этот порог имеет. Говорят он особенно страшен в половодье. Зная это мы особенно готовились к его прохождению. Утром первым делом мы отправились осматривать его, благо он находился в каких-то 600-700 метров от нашего лагеря ниже по течению. 

Вот, собственно, на фотографии ниже и виден сам порог Манюку (или Манюка). Из себя он представляет небольшую скалу, в которую течение Кожима врезается на всем ходу и поворачивает под углом 90 градусов. Затем следует небольшая яма с медленным течением, а сразу за ней два очень неприятных слива. 

В этот день нам предстояло еще заклеить катамаран, который, как мы обнаружили, после вчерашних порогов был серьезно порван (один из баллонов). Так же, мы решили именно перед Манюкой поставить на катамаран коленную посадку. Поставить ее мы должны были еще вчера, перед порогами Балбанью, но из-за своей нарадивости и разгильдяйства проморгали это дело и решили наверстать упущенное на второй день. В общем, если добавить сюда стандартные хлопоты по приготовлению завтрака, сбору лагеря, погрузке вещей и т.д., то понятно, почему в этот день мы стартанули довольно поздно, где-то около 13.00 часов. 

 

Река Кожим

Как я уже писал выше, сплав по Кожиму начался для нас с прохождения порога Манюку. Но для начала надо было заклеить катамаран и увязать коленную посадку.

Свое прохождение порога решили заснять со стороны, а для этого поставили человека с камерой прямо на камень (в который и врезается струя течения, к сожалению, не знаю его названия, может, так и зовется Манюкой). Тут я должен сделать небольшое оступление. Дело в том, что в этом походе у нас был еще один, можно сказать полноценный, участник команды. Вместе с нами на маршрут забрасывался (в целях экономии) еще один турист-одиночка, Александр из Подмосковья. Сам он родом из Инты, поэтому, постоянно отпуск проводит в этих краях, т.е. на Приполярном Урале. Он планировал сплавляться на своей байдарке отдельно, в одиночку, но получилось так, что практически весь маршрут прошел с нами. Вот именно он и снимал наше прохождение Манюки на фотокамеру.

Надо признать, что Манюку оказался не таким уж и сложным для прохождения порогом. Мы его прошли значительно легче, чем вчерашние пороги Балбанью. Возможно, в половодье ситуация другая, но при средней или малой воде Манюку проходится легко. Кстати, раз уж я рассказал про Александра на байдарке, то замечу, что он в первый день тоже кильнулся на своей "Иволге", т.е. искупался в водах Балбанью и именно на том же пороге, где и я. Если мое купание было относительно безопасным, т.к. у нас все-таки было еще пять членов в команде и было кому спасать тонущего (кинуть ту же "морковку"), то у Александра ситуация была более опасная. Рассчитывать приходилось только на себя, без подстраховки. После этого, собственно, мы и решили идти параллельно и не отставать друг от друга, чтобы, в случае ЧП, подстраховывать друг друга.  

После прохождения Манюки мы остановились на левом берегу Кожима и подождали пока порог пройдет Александр. Ну, и сами немного отдохнули, охолонули так сказать…

В этот день сплава, второй по счету, нашей задачей было дойти до базы "Орлиная" — это один из кордонов нацпарка на Кожиме. Честно говоря, мы не особо представляли, что она из себя представляет, но по рассказам бывших там людей мы знали, что там можно помыться в бане. Это и было главной причиной, почему мы решили там заночевать. 

А Кожим продолжал нас радоват порогами и порожками разной сложности, периодическими перекатами с мелями и, конечно же, прибрежными скалами. 

Мы, как и планировали, на второй день, уже ближе к вечеру, дошли до "Орлиной", где и заночевали в домике. Сходили в баню, впервые в этом походе попробовали хариуса. Рыбу нам подогнали местные мужики в виде подарка. Что это за мужики, откуда они и чем там занимались — я не знаю. Вообще-то, рыбалка на Кожиме и Балбанью запрещена (это территория нацпарка) и остается только догадываться, откуда они взяли хариуса, тем более, что при высокой воде (а вода была довольно высокая) поймать хариуса можно только сетью или бреднем. Кроме того, в сентябре начинается нерест семги и все реки нацпарка, в том числе и Кожим, закрываются наглухо, точнее должны закрываться и любая рыбалка категорически запрещена. 

На следующий день, уже перед самой отправкой, когда вещи были загружены на катамаран, мы обнаружили, что один из баллонов порван. Это была уже вторая дыра в шкуре нашего катамарана за этот поход! На этот раз дыру решили не клеить, а просто зашить. Все это отняло у нас буквально 30-40 минут.

На третий день сплава мы уже дошли до так называемой переправы. Эти места были нам уже знакомы, т.к. мы сплавлялись тут два года назад (/article/splav_kozhim/). Кстати, с погодой в этот раз нам не очень повезло — солнечных дней практически не было. Да что там говорить, мы и солнца-то практически не видели. А на третий день еще и под дождем основательно помокли. На той же переправе вынужденно сделали остановку днем, чтобы немного согреться под навесом и выпить горячего чаю. Но был и плюс у такой погоды: вода в Кожиме была высокая и мы значительно меньше садились на мели, чем в прошлый свой сплав. 

Честно говоря, дальнейший наш сплав был довольно стандартен и писать особо не о чем. Мы просто отдыхали, сильно веслами не гребли, лагерем становились довольно рано, чтобы иметь возможность неспеша приготовить ужин. В этом походе алкоголь пили только два человека — я и Виктор, да и то немного, поэтому, все проходило довольно спокойно, без приключений. Дни были размеренными, река привычно красива, природа величественна, а погода неумолимо хмурая. Последние дни нашего сплава, правда, были отмечены двумя событиями, о котором я вынужден написать. Первое событие — это наше столкновение с одним из камней Кожима на поворте. Произошло это благодаря нашему разгильдяйству: мы банально расслабились, решили, что сейчас (в среднем течении) Кожим уже не преподнесет нам сюрпризов, как вдруг, на одном из поворотов реки нас вынесло на один из камней, который торчал из воды как стена. Удар пришелся на одну из поперечин рамы катамарана и ее, эту самую поперечину, погнуло и порвало торец в виде ромашки. Вторым событием стало купание Виктора в Кожиме. Он упал с катамарана, при чем, абсолютно на ровном месте. В самом нижнем течении, уже на подходе к железнодорожному мосту, когда начинаются долгие плесы, он вдруг неожиданно завалился на бок и оказался в воде. Как он потом объяснил, его подвела коленная посадка, которая развязалсь за время похода. Естественно, мы остановились, дали ему возможность переодеться

Был один факт, неприятно нас удививший на этом сплаве — это большое количество рыбаков на Кожиме. Рыбалка на реке запрещена и, по идее, за этим должны следить работники нацпарка, но по какой-то причине в этот раз они не выполняли свою работу. Мы встречали рыбаков на берегу, которые не особо стесняясь рыбачили на хариуса (и на Балбанью, и на Кожиме). Мы встречали рыбацкие лодки, которые поднимались вверх по течению и намерения рыбаков были очевидны — они ехали на рыбалку (с флягами, канами и бочками). При этом, ни одного егеря или работника парка мы так и не встретили на реке, если не считать работников на базе "Орлиная". Даже у нас никто документы не проверял и не потребовал показать наши разрешения на посещение парка. 

Последнюю ночь ночевали у самого железнодорожного моста, на правом высоком берегу (знаменитая стоянка, где очень многие останавливаются перед выходом с Кожима). В этот вечер у нас был праздничный ужин и Женя приготовила нам фантастический борщ! Просто фантастический! Правда я его чуть не вылил в костер, когда стал поправлять цепочку на треноге, но к счастью большая часть борща осталась в котелке.

Хочу отдельно сказать про одно наше нововведение, которым мы пользуемся уже второй раз. Речь идет о газовом баллоне с керамической инфракрасной горелкой. Как показала практика это очень удобный и функциональный прибор. Я перенял его у профессиональных охотников, когда ходил зимой в поход по Северному Уралу на снегоходах (на перевал Дятлова). Моментально собирается, в течении пяти минут разогревается, очень хорошо обогревает палатку (при необходимости), при чем без выделения в окружающий воздух запахов и вредных веществ. Места занимает немного. Котелок с водой кипятит буквально за 15-20 минут. Ну, и кроме того, позволяет не возиться с дровами, особенно в безлесых районах. В общем, вещь во всех смыслах полезная и удобная. Однозначно берем на вооружение на будущее (правда, только на сплавы, т.к. в пеших походах этот самый баллон не потаскаешь). Кстати, на нижних фотографиях видна эта самая горелка, а вот баллон в кадр не попал. 

С маршрута выбрасывались стандартно: сначала на железнодорожную станцию "Кожим" или "платформа 1952" (она ниже на фото), оттуда на местном поезде до Инты. В Инте 2,5 часа ждали своего поезда. От Инты доехали до Ухты, где уже сели в свои машины и доехали до дома.

Сплав по рекам Балбанью и Кожим

По пути домой, уже перед Соликамском, я на своей машине словил немаленький такой штырь (кусок арматуры) в заднее правое колесо. Примерно полчаса ушло на установку запаски. Кстати, в этом году было аномальное количество грибов (кстати, по всей России, не только у нас на Урале). По дороге домой, во время небольших остановок на отдых, я набрал целый пакет грибов, которые росли прямо у дороги. При том, что брал только белые и красноголовики. Маслятам же счету не было. 

Сплав по рекам Балбанью и Кожим

Автор Юрий Половников


8-800-55-190-20
yurapolovnikov
 
Защита от автоматических сообщений
Введите слово на картинке*
Рыбалка на хариуса на Приполярном Урале

Рыбалка на хариуса на Приполярном Урале

Рыбалка на хариуса
на Приполярном Урале
Река Сыня и ее притоки (ХМАО)
Заброска/выброска — вездеход МТЛБ

Комбинированный поход на Народную и Манарагу со сплавом по Косью с вертолетной заброской

Комбинированный поход на Народную и Манарагу со сплавом по Косью с вертолетной заброской

Комбинированный поход в Коми
Горы Народная (1895) и Манарага
Сплав по реке Косью, Югыд Ва
Вертолетная заброска

Водный поход по Вишере на 4 дня

Водный поход по Вишере на 4 дня

Водный поход по Вишере
д. Вая — пос. Вишерогорск
Камни Писанный и Дыроватый
Заброска: УАЗ, Камаз-вахтовый

!!СБОРНЫЕ ГРУППЫ - пешие походы

!!СБОРНЫЕ ГРУППЫ - пешие походы

!!! СБОРНЫЕ ГРУППЫ !!!
Пешие походы
Комбинированные туры
Северный Урал
Приполярный Урал
От 7 до 11 дней

Дарим 500 рублей при заказе любого тура через нашу группу Вконтакте!
+