Ну, что же, прошел год с нашей последней поездки на Приполярный Урал и рыбалки на реке Лемва. Нужно было думать и планировать следущую поездку. С точки зрения географии наш выбор был однозначен — только Приполярный Урал. А вот выбрать конкретную реку было уже сложнее. Выбор стоял между реками Кожим, Косью, той же Лемвой и Собью. После долгих споров и рассуждений выбор остановили, все-таки, на реке Кожим. В плюсы этого варианта можно было записать: во-первых, относительно недолгую и недорогую заброску. Надо было доехать также до Инты на поезде, а оттуда уже на вахтовке четыре часа до реки. Во-вторых, вариант с Кожимом предполагал возможность выбрать длину маршрута, т.е. по Кожиму можно сплавляться и 4-5 дней, и 10 дней (если захватить еще Балбанью через Санвож). К минусам сплава по Кожиму можно отнести тот факт, что он протекает по территории нацпарка Югыд Ва, а значит, рыбалка на хариуса там запрещена. 

Итак, решение принято, билеты куплены, лицензии на посещение парка оформлены и договоренности с водителем вахтовки достигнуты. Осталось собраться и тронуться в путь. Что, собственно, мы с превеликим удвольствием и сделали. Забыл еще упомянуть про то, как нас все "кинули" и из команды остались мы с другом Лехой вдвоем. Решили, что поедем в любом случае, невзирая на то, что нас лишь двое, но на всякий случай кинули клич через соцсети и просто среди друзей о том, что готовы принять в команду на сплав любого желающего. Именно на это предложение откликнулся третий участник — Влад — нашего сплава. Вот именно таким составом (а именно: Юрий Владимирович (ваш покорный слуга), Алексей и наш новый знакомый Влад) мы и отправились на сплав.

Нашу поездку в поезде особо описывать не буду, т.к. там все стандартно — "коммунальная" жизнь плацкартного вагона, пиво, майка алкоголичка с вывешивающимся золотым крестом (на фото ниже) и духота. 

В Инту приехали, как обычно, ночью. Первый же сюрприз нас ждал на вокзале. Вместо одного водителя Урала нас ждал другой: Владимир Журавкин, тот самый, с помощью которого мы забрасывались в прошлом году на Лемву. Так что, ниже на фото, уже знакомая нам кунг вахтовочки. Всю дорогу от Инты до Кожима мы проспали, поэтому, особых впечатлений от этой дороге не было. 

Забыл сказать, что забрасываться мы решили на так называемую Переправу, т.е. место, где Кожим можно проехать вброд. Это самый простой и недолгий вариант заброски на Кожим. Мы не рискнули забрасываться выше, на Балбанью из следущих соображений: не известен уровень воды в реки и очень не хотелось таскать катамаран по перекатам (если уровень воды будет низкий), кроме того, мы сплавлялись первый раз и не знали раскладку сплава по дням, поэтому решили взять маршрут покороче, а оставшиеся дни использовать на дневки (если, конечно, они будут). 

На месте стаппеля все было довольно стандартно. Собрали катамаран, сделали несколько фотографий, выпили, закусили и поплыли… Катамаран был абсолютно новый, акваспортовский Артемон-4. Дело в том, что в сезон 2012 года мне порвали 4 (!) Басега, при чем порвали очень основательно. Для себя сделал вывод, что основная причина в слишком тонком материале, из которого шьют Басеги (как потом оказалось, Басеги шьют даже не из тезы, а из баннерной ткани). Решил перейти на Акваспорт и этот сплав на Артемоне был для меня тестовым. Забегая вперед скажу, что катамаран мне очень понравился. Еще больше утвердился, что надо отказываться от Басегов. 

С целью экономии денег и оптимизации амортизации автотранспортного средства типа "Урал-кунг военный" (во загнул!), мы при заброске скооперировались с еще одной группой, точнее одной парой — Олегом и Верой. Сплавлялись они по этому же маршруту, но дней на это у них было отведено меньше, т.е. им нужно было быстрее и оперативнее двигаться. Поэтому, они быстренько собрали свое сплавсредство и стартанули.

Кстати, нас пугали, что прямо на Переправе у нас проверят лицензии и разрешения на посещение нацпарка. Но никто, кроме двух лаек, нас на Кожиме не встретил. 

Ну, что же, кат собран, вещички упакованы, можно отправляться в путь. Предстартовое фото: слева Алексей Николаевич, а справа — Влад (не знаю его отчества, поэтому, будет просто Влад)

Красоты на Кожиме начались прям сразу же, без предупреждения :-) Надо сказать,что река действительно очень красива и, самое главное, красота ее очень разнообразна. Камни по берегам Кожима можно встретить самые разнообразные и по форме, и по высоте и по структуре. Нельзя сказать, чтобы погода была идеальной для сплава, но мы, как люди бывалые, понимаем, что дождика нет и то, слава Богу. В общем, сплавляемся, жизни радуемся, фотографируем. 

Правда была одна особенность у реки, прямо скажем, малоприятная. Это я говорю про большое количество очень мелких перекатов. Часто приходилось вставать с ката и проводить его по мелководью, а в некоторых случаях и откровенно тащить на себе. 

На Кожиме заметны следы предыдущей золотодобычи. А может, и лесодобычи. Короче, очень много дорог пересекает Кожим на перекатах. Кроме того, ниже на фото будут знаменитые отвалы, оставшиеся от золотодобытчиков.

А вот и те самые отвалы. Надо сказать, что перед поездкой я прочитал много отчетов о сплаве по Кожиму, где все говорили, что эти отвалы сильно портят вид реки. Но мы этого не заметили и, вообще, если бы не знали о этих отвалах, то даже и не обратили бы на них внимания. Ну, куча щебня и все. Природа очень быстро зализывает раны, нанесенные ей человеком. 

Я не буду делать в этом отчете разбивку по дням и описывать каждый день сплава отдельно. Скажу лишь то, что дневок у нас, в результате, получилось аж две штуки. О чем, собственно, мы нисколько не пожалели. С одной из дневок получилось очень удачно в том плане, что на нее пришелся дождливый день, а дождь, все-таки, лучше пережидать на берегу, под тентом и возле костра. А во вторую дневку мы сделали туристическую баню, о чем я расскажу позже.

Вечером, вставали лагерем всегда на оборудованных стоянках, точнее будет сказать, что стоянок на Кожиме такое количество, что без труда можно найти удобное место. Сплавлялись мы в сентябре, когда основной поток туристов уже схлынул (именно ради этого мы всегда и выбираем для сплава раннюю весну или осень) и плыли мы, можно сказать, в гордом одиночестве. Ничто нам не мешало любоваться красотами Приполярного Урала. 

Дождик, конечно же, периодически накрапывал, но не критично. В целом, можно сказать, что нам с погодой повезло в этот раз. 

Отдельно хочу сказать несколько добрых слов про Влада, нашего нового знакомого, который согласился "быть третьим". С Владом нам откровенно повезло. Во-первых, он оказался очень компанейским и очень коммуникабельных человеком, который сразу же влился в наш маленький сплоченый коллектив. Во-вторых, Влад умеет готовить и поэтому в этом походе мы ели рисовую кашку на молоке, хлебали щец из свежей капусты и вкушали картошечку с лучком, поджаренными на сальце. Естественно, не обошлось и без водочки. На фото ниже вы можете увидеть один из наших обедов на сплаве. Пишу это, смотрю на фотки и прямо слюни текут. Так хочется вернуться назад, на Кожим…

У нашего сплава была еще одна особенность (надо сказать, что очень приятная для нас). Дело в том, что прямо во время нашего приезда на Кожиме устанавливались новые беседки на всех официальных стоянка. Мы были первой группой, которая оценила все прелести этого новшества. На фото ниже видна одна такая беседка на стоянке "Бетью". Было очень приятно после ходового дня прийти на стоянку и не думать, как обустроить лагерь. Мы тупо закидывали все вещи под крышу, разводили костер, готовили ужин и ели уже под крышей, на удобных скамеечках и за удобным столом. Перед самой темнотой ставили палатку и ложились спать, оставляя вещи под навесом. Очень удобно.

Отдельно хочу сказать о рыбе на Кожиме. Я знал, что в Кожиме водится европейский хариус, но то, что его там очень много, я не подозревал. Мы видели рыбу повсюду: она плескалась на перекатах, под нашим катом проплывали "крокодилы" весом килограмма на два-три (вода в реке чистейшая и видимость до самого дна на уровне 4-5 метров отличная), кроме того, встретились нам и несколько рыбаков. Конечно же они браконьерили, т.к. рыбачить на Кожиме запрещено. Но сам факт того, что на Кожиме так много хариуса говорит о том, что такие жесткие меры по его охране, которые были приняты руководством нацпарка Югыд Ва, дали свои отличнейшие результаты и им реально удалось значительно увеличить популяцию европейского хариуса на Кожиме. 

Периодически на берегах Кожима мы видели следы очень бурной туристической жизни, которая кипит тут в летние теплые месяцы. Вот, нам попалась на пути самодельная туристическая баня. 

Вторую дневку мы сделали уже в самом конце маршрута у камня Монах. Одна из главных причин этого была в том, что у Монаха уже появляется сотовая связь и мы могли позвонить домой после более чем недельного перерыва. 

Естественно, поднялись на вершину Монаха и сделали несколько красивых пейзажных фото. 

За два дня до выхода с маршрута, во время последней дневки, решили сварганить баньку, чтобы помыться перед выходом в цивилизацию. За дровами пришлось побегать по лесу, т.к. валить хорошую елку не хотелось, а береза не горела. В конце концов нашли подходящий валежник, напилили дров, сделали очаг из камней и шикарно попарились в баньке.

Немного не угадали с продуктами на этом сплаве, а именно, взяли мало сахару и чаю. Если отсутствие сахара было почти не заметно, т.к. оставались еще конфеты, то вот с чаем ситуация была печальнее. Но у тут выход нашли: стали заваривать брусничник и шиповник.

Без приключений у нас не обходится ни один сплав. Этот сплав по Кожиму — не исключение. На протяжении всех сплавных дней все было чинно, благородно и даже гладко. Приключения нас нагнали в самом конце маршрута. Дело в том, что выбрасываться с маршрута мы должны были на железнодорожном мосту (как собственно, все и делают). Там есть два варианта: первый — это небольшой, полутаракилометровый, пеший поход со всеми вещами от реки до станции "Кожим" (иногда ее еще называют "Платформа 1952", по километражу, на котором она находится). Второй — это пеший или автомобильный поход от моста до станции "Кожим-Рудник" (3-3,5 километра). Конечно, если однозначно собираешься идти пешком, то выбирать надо станцию "1952", т.к. там расстояние меньше. Но если тебе удалось договориться с каким-нибудь местным мужичком на мотоцикле или тракторе (наш случай), то можно выбрать и станцию "Кожим-Рудник", т.е. на этом берегу (правый, по ходу течения реки) есть и дороги, и сама техника в балках. Мы заранее договорились с одним из таких мужичков, у которого на Кожиме в садово-огородном поселке (балки) стоит мотоцикл, что он нас в определенное время встретит и довезет до станции. Более того, он даже встретился нам на реке, дня за 3-4 до выброски, специально подплыл к нам и подтвердил все наши договоренности. В назначенный день, рано утром мы подошли к железнодорожному мосту и уже собрались разбирать катамаран, чтобы упаковаться. Тут нам позвонил этот мужик и сообщил, что приехать за нами не может, т.к. поезд опаздывает и он просто не успевает приехать из Инты. Вот тут мы подпрыгнули. Нам пришлось срочно переплывать Кожим и выгружаться на левом берегу. Быстро собирать вещички и пешком таскать их до станции "Кожим" ("1952"). Что мы, собственно, благополучно и сделали.

Как таковой станции нет и в помине. На данный момент, это просто платформа, где останавливаются поезда. Само здание станции стоит полуразрушенное (кстати, совершенно не понятно почему). На платформу кто-то вытащил стулья из зала ожидания, где можно присесть и даже почитать официальные объявления, которые бесхитростно крепятся к этим же самым сиденьям (в файлике, чтобы не промокли под дождем). 

В Инте у нас была 10-часовая стыковка и за это время мы успели съездить в сам город, встретиться с Владимиром (один из проводников, который водит наши группы по Приполярному Урал — на фото ниже), выпить пивка и даже отдохнуть на вокзале. Ну, обратную дорогу в поезде, с пересадкой в Кирове, я описывать не буду. Вот так и закончился наш сплав по Кожиму! Понравилось нам очень, поэтому, вполне серьезно рассматриваем вариант в следующем году сплавиться опять же по Кожиму, но только заброситься подальше, на Балбанью. 

Автор Юрий Половников


Присоединяйся к нам в соцсетях!

Возможно вас заинтересуют следующие статьи

Байки уральских рыбаков

Вот скажите мне, в чем главная прелесть рыбацких баек?

В мире вишерского хариуса

На северной оконечности Вишерского заповедника есть одна внешне неприметная высо­тка...

Видео: вид на Уральские горы с Чувала

Уральские горы — одни из самых древних на Земле.

Видео: волья или индейский факел

Давно мечтал сделать волью или, как еще называют эту конструкцию, индейский факел...