Рыбалка на Лемве (Полярный Урал). Часть первая — туристическая.

Поездка на Полярный Урал была в наших планах давно. Года два не получалось никак съездить к соседям (сами мы с Северного Урала) по разным причинам: работа, болезни, невозможность набрать команду и т.д. Но в этом, т.е. 2011 году, желание наше было твердым, а судьба благосклонной к нам. Все обстоятельства сложились удачно и наша рыбалка на Полярном Урале состоялась.

Долго выбирали реку, по которой осуществить сплав. Условий к реке с нашей стороны было несколько: красивые виды, проходимость на катамаране, рыбалка (желательно на хариуса) и, по возможности, несложная заброска. В результате выбрали реку Лемву, о чем нисколько не пожалели. Но об этом, собственно, и пойдет рассказ ниже.

Дорога

Самая большая проблема при поездке на Полярный Урал — это отсутствие автомобильных дорог (летних, т.к. зимой пробиваются зимники). Попасть в Инту или Воркуту можно только на самолете или поезде. А в нашем случае (из Пермского края) еще и с пересадками, т.к. региональных прямых авиарейсов нет и прямых поездов тоже нет. В общем, наш маршрут выглядел так: от Соликамска до Перми мы доехали на авто (200 км, 4 часа в пути), от Перми до Кирова на поезде, где пересели на другой поезд до Воркуты и доехали до Инты. В Инте нас встречал Урал-вахтовка, на котором мы уже и доехали до Лемвы. В общей сложности, на всю дорогу ушло двое с половиной суток (обратно, соответственно, так же). На сам сплав по Лемве мы выделили семь суток с расчетом сделать 1-2 дня стояночных для рыбалки на хариуса. Протяженность маршрута по воде около 170 км (практически вся Лемва). В день планировали проходить по 30-35 км. Специально взяли с собой небольшой лодочный моторчик Nissan Marine 3.5. Средство сплава — 8-местный катамаран "Басег". Погрузили весь этот шмурдяк в Ниву и поехали.

До Перми доехали без особых приключений. Выгрузились на вокзале, поставили машину на платную стоянку. Не смог отказать себе в удовольствии сфотографировать знамениту П или "табуретку" — один из новых арт-объектов Гельмана-Чиркунова, который по их задумке, должен сделать из Перми культурную столицу Европы. Надо сказать, что мне "табуретка" понравилась. Право на жизнь она имеет. 

Пермская П

Кстати, забыл сказать, что в Перми же закупились продуктами питания. Упаковывали их прямо на улице, что и запечатлено на фото ниже.

Пакуем продукты

Вещей набралось довольно много, несмотря на то, что пытались себя ограничить. Хорошо хоть не взяли раму для катамарана фабричную, а решили рубить ее на месте. Как показал дальнейший опыт — это было очень разумное решение. Но вот в бензопиле себе отказать не смогли. А также в десяти литрах питьевой воды для детей "Агуша" :-). Половину, правда, обратно привезли и литра два раздали на реке местным рыбакам. На фото ниже наш скарб во время ожидания поезда в Перми.

Ожидание на вокзале Пермь-II

Пора уже познакомить читателей с нашей командой. Вообще, нас было четверо. Первый участник нашей команды — Димон (на фото ниже)

Димон

Второй участник — Алексей (глаза уже в кучку, но это самая приличная фотография, которая была)

Леха

На фото  ниже — я, собственной персоной. Главный затейник всего мероприятия.

Я

Ну, и Ильюха, главный по рыбкам и по девушкам.

Илья

Кстати, о девушках. Приколы с ними (а если быть точным, то с полным их отсутствием) начались сразу же, с самого начала нашей поездки. Дело в том, что в Кирове мы пересаживались на поезд "Адлер — Воркута". В нашей команде трое (все, кроме меня) — свободны, аки ветер в чистом поле, то бишь неженатые и неокольцованные. Видя по билетам маршрут поезда они раскатали губу, мол "полный вагон будет молодых, загоревших и отдохнувших девушек, возвращающихся с Черного моря домой". Но реальность была сурова. Очень сурова. Наш вагон оказался прицепным и прицепили его в Кирове, и в Кирове же, он был битком забит … вахтовиками. Они ехали в Инту на работу (водители самосвалов, бульдозеристы и т.п.). Они прям бригадами расположились в купе и некоторые прям сразу начали бухать. Поездочка была та еще…

Станция Сосногорск

В общем, худо-бедно, с приключениями добрались до Инты. В Инте, ночью, нас встречал водитель вахтового Урала Владимир. Быстро перегрузились в его довольно бодрый по внешнему виду "Урал" и двинулись по направлению к Лемве.

Дорога от Инты до верховьев Лемвы хорошая. Если сравнивать с нашей до верховьев реки Вишера, то просто автобан. 

Дорога до Лемвы

По пути остановились в небольшом березничке и нарубили жердей для будущей рамы под катамаран, чтобы на месте не искать и метаться. 

И вот, по прошествие четрыех часов, мы, наконец-то, на Лемве! Время было утреннее, что-то около десяти часов, на небе солнышко, перед нами явно хариусовая речка и впереди неделя отдыха на природе. На месте стаппеля настроение всегда на подъеме. Наконец-то начался сплав!

Сплав по Лемве. День 1-4.

Увидев реку и сделав несколько первых кадров, приступили к сбору катамарана. Баллоны накачали компрессором "Урала". Основная задача была сделать нормальную раму, которая бы выдержала нас и наши вещи. Кроме того, эта задача осложнялась тем, что у нас был подвесной лодочный мотор и надо было подвесить транец. Забегая вперед скажу, что раму нам пришлось впоследствии переделывать.

И вот (барабанная дробь) катамаран почти готов!

Катамаран с собранной деревянной рамой

Загрузиться на готовый катамаран — дело пяти минут.

Коллективное фото на месте стаппеля.

Коллективное фото

Как только "встали" на воду завели мотор. Тут же заглушили (проверили, что работает) и забыли про него на два дня. В верхах Лемва очень мелкая и состоит из одних перекатов. Катамаран приходилось таскать буквально через каждые 100-150 метров.

Вода в Лемве чистейшая, с каким-то магическим голубоватым оттенком. Мы привыкли в вишерскому или березовскому, несколько коричневато-кремовому оттенку, а здесь мы встретились с другой палитрой. 

Сплав по Лемве проходил в конце сентября и мы готовились к "снегам и морозам" на Полярном Урале, но сильно ошиблись. С погодой нам фантастически повезло и, забегая вперед, скажу, что промочило нас только в предпоследний день сплава, когда мы уже выходили из Лемвы в Усу.

В верховьях Лемва имеет характер типично горной речки с большим количеством перекатов, с камнями-останцами по берегам и с большим перепадом высот. Но справедливости ради надо отметить, что довольно быстро она превращается в равнинную реку и вся ее "горность" пропадает, как и не бывало. Еще одной особенностью Лемвы (связанной, скорее всего, с тем, что русло реки пролегает все-таки по равнине) является огромное количество проток. Река постоянно распадается на ручейки и протоки. Естественно, что все они очень мелкие. Каждый раз приходится, как минимум, вставать с катамарана, чтобы провести его по мелководью, а чаще всего таскать на себе.

С первых же минут на реке мы начали рыбачить (это была главная цель нашей поездки). Но рыбы не было, при чем не было ее абсолютно. Хариус себя даже не показывал: не "плавился", не плескался, не было поклевок и "ударов" по снастям и приманкам. Складывалось полное ощущение, что рыбы в реке нет вообще. Позже, поразмыслив и поговорив с местными рыбаками, мы поняли, что совершили одну ошибку. Суть ее в том, что мы приравняли знакомый нам Северный Урал с Полярным и посчитали, что повадки хариуса и там и там одинаковы. Надо было делать поправку на то, что мы находимся севернее и климат на Лемве все же пожестче. Если у нас на Северном Урале хариус в конце сентября еще только думает скатываться в зимовальные ямы, то на Полярном Урале он уже, как правило, скатился. А осенний жор перед ледоставом у него еще не начался. Поэтому, даже тот крупный хариус, который остался в ямах в верховьях, напрочь отказывался реагировать на какие-либо приманки и мухи. Первые четыре дня мы были без рыбы и поэтому первая часть моего отчета и называется туристической, т.к. это был чистый сплав по реке Лемва абсолютно не замутненный ни хвостом, ни чешуей. 

Еще по дороге на Лемву, когда мы ехали на "Урале", нам встречались участки тундры. На самой Лемве периодически видели типично тундровый ландшафт — лишенный деревьев, покрытый мхом с гольцами и верховыми болотами.

Как я уже говорил, мы привыкли к нашим североуральским пейзажам, поэтому на Лемве нам явно не хватало сосен и красного цвета листвы. Рябин, лип и осин практически не было. Встречались лишь елки, лиственницы и березы. Поэтому преобладали два цвета — желтый и зеленый.

Приключения на Лемве начались сразу же. В первый же день сплава двое участников нашего небольшого путешествия искупались в ледяной воде Лемвы. И если Леха еще просто набрал воды в сапоги, то Илья искупался по полной программе. Дело в том, что в верховьях Лемвы довольно много прижимов с очень стремительным течением. И вот однажды, когда наш катамаран попал в один из таких прижимов, ситуация осложнилась еще "гребенкой", т.е. торчащими над водой ветками упавшего дерева. Как мы ни пытались выравнять катамаран и пройти "гребенку" достойно, лицом к лицу, наше сплавсредство все-таки крутануло на стремине и всем нам пришлось банально падать и прижиматься к катамарану. Все успели, кроме Ильи. Его снесло с катамарана так быстро и так основательно, что сложилось ощущение, будто его и не было с нами :-) Особой истории заслуживает прыжок Ильи из воды за стремительно убегающим вдаль катамараном. Это было нечто! Как потом рассказывал сам Ильюха, оказавшись в воде он успел сообразить, что если не уцепится за катамаран, то ему придется сначала выбираться на берег (что сделать было очень непросто), а потом неизвестно сколько шлепать по берегу до катамарана, а с учетом очень быстрого течения реки на этом участке, отнести кат могло довольно далеко. Поэтому Илья просто прыгнул прямо из воды и еле-еле успел зацепиться за самый край катамарана. Дальше мы его уже затащили на борт. 

Все эти "купания" заставили нас сойти на берег и развести костер, чтобы посушиться и переодеться.

Хоть я и сказал, что с погодой нам повезло, но все-таки это Урал и, более того, Полярный Урал. По утрам подмораживало и все жидкости замерзали напрочь.

Присутствие людей на Лемве не чувствуется. Хоть местные (из Инты или Абези) и говорят о большом количестве туристов на Лемве, надо делать скидку на то, что они не видели РЕАЛЬНО большого количества туристов. Если сравнивать с той же рекой Чусовой или Вишерой, то Лемва — это просто дикий и абсолютно непосещаемый край, где "не ступала нога человека".

На берегу иногда встречаются некоторые следы человеческой деятельности, как например, вот этот идол с оленьими рогами (на фото ниже).

За все время сплава очень часто налетали винтом мотора на мель. Но шпонку меняли лишь однажды.

В эту поездку на Лемву впервые увидел такое явление как "двухуровневые облака" (не знаю, как по другому назвать это явление). Дело в том, что одновременно была низкая облачность и высокая облачность, при чем между ними явно наблюдалось значительное пустое пространство и, что самое удивительное, они двигались в разные стороны (!), т.е. верхние облака ветер нес в одну сторону, а нижние — в другую. 

Вот так вот, на "безрыбье" мы сплавились до устья реки Грубею, где я сфоткал красивый закат.

В следующие три дня наше путешествие по Лемве можно смело называть рыбалкой, без всяких скидок. Но об этом во второй части моего отчета.

Вторая часть отчета

Автор ЮРИЙ ПОЛОВНИКОВ


Присоединяйся к нам в соцсетях!

Возможно вас заинтересуют следующие статьи

Байки уральских рыбаков

Вот скажите мне, в чем главная прелесть рыбацких баек?

В мире вишерского хариуса

На северной оконечности Вишерского заповедника есть одна внешне неприметная высо­тка...

Видео: вид на Уральские горы с Чувала

Уральские горы — одни из самых древних на Земле.

Видео: волья или индейский факел

Давно мечтал сделать волью или, как еще называют эту конструкцию, индейский факел...