Сплав по рекам Балбанью и Кожим на Приполярном Урале. Часть 3: пороги реки Кожим.

Сплав по рекам Балбанью и Кожим на Приполярном Урале. Часть 3: пороги реки Кожим.

Первая часть отчета
Вторая часть отчета 

Сплав по рекам Балбанью и Кожим на Приполярном Урале. Часть 3: пороги реки Кожим.

Кожим значительно спокойнее Балбанью и на нем практически нет сложных порогов, но зато он значительно красивее, живописнее и более богат на прибрежные скалы.

День 5 (28.07.2011, 10 км.)

При выходе из Балбанъю в Кожим, тут же зачалились на левом берегу, чтобы ещё раз просмотреть знаменитый порог Манюку (65°22'14.6" N 60°46'10.9" E). Среди туристов он считается самым сложным на Кожиме. Лично я бы с этим поспорил, но, все же, отнестись к нему серьезно стоит хотя бы из-за серьезного прижима в скале.

Сплав по рекам Балбанью и Кожим на Приполярном Урале. Часть 3: пороги реки Кожим.

Вторая часть Манюку значительно менее опасна, т.к. её подводные камни хорошо просматриваются сверху.

Сплав по рекам Балбанью и Кожим на Приполярном Урале. Часть 3: пороги реки Кожим.

Для каркасных байдарок «Форель» была очень высокой вероятность кильнуться на Манюку и поэтому в прижим они не пошли: прошли разгонную шиверу и экипажи зачалились справа, обнеся байдарки по берегу острова. А вот байдарки «Каньон» и «Викинг» прошли Манюку без особых проблем.

Сразу за порогом Манюку, на левом берегу, есть удобная для остановки каменная площадка. В ней есть очень узкая бухта буквально для одной байдарки, которую мы назвали Pirate Bay.

Сплав по рекам Балбанью и Кожим на Приполярном Урале. Часть 3: пороги реки Кожим.

Вскоре после порога Манюку, опять же по левому борту, можно увидеть местную достопримечательность — скалу образовавшуюся в результате выветривания Каменную Бабу (65°22'52.9" N 60°45'14.8" E).

Сплав по рекам Балбанью и Кожим на Приполярном Урале. Часть 3: пороги реки Кожим.

Около Каменной Бабы располагается большая и удобная площадка для лагеря, которая уже была занята другой группой туристов. Вообще, если говорить о стоянках, то правила национального парка "Югыд Ва" предписывают останавливаться только в специльно оборудованных местах. Но на практике это невозможно, т.к., во-первых, таких оборудованных стоянок очень немного, а во-вторых, они, как правило, расположены очень неудачно. Ну, и в-третьих, "дикие" стоянки с кострищами ничем не хуже официальных.
Пороги на Кожиме шли один за другим. Среди них попадались шиверы с довольно мощными валами. Однако, ни одного порога, который был бы достоин предварительного просмотра, больше на маршруте не было.

Сплав по рекам Балбанью и Кожим на Приполярном Урале. Часть 3: пороги реки Кожим.

Важное замечание: река Кожим — это совсем не "матрасная" речка для чайников и течение в ней очень быстрое до самого конца маршрута. Даже в тех местах, которые на карте отмечены как плеса (ничего общего с карельскими плесами они не имеют). Поэтому, проходить на байдарке 25-30 км. в день — лёгкий темп даже с «нелосиным» экипажем. Я бы рекомендовал не налегать излишне на вёсла — рискуете пройти весь маршрут сильно досрочно, не рассмотрев всех достопримечательностей.

На ночевку встали на полянке левого берега с большими кучами сухого топляка, отлично подходящего для костра (65°24'30.8" N 60°42'32.8" E). Когда искали места для палаток, прямо из-под ног взлетел глухарь.
Хотя в течение всего дня было тепло и солнечно, ночью резко похолодало и байдарки даже покрылись тонкой коркой льда.
На ужин приготовили суп из горохового брикета.

День 6 (29.07.2011, 33 км.)

С точки зрения погоды шестой день начинался так же неплохо, как и предыдущие — было солнечно. Сплавившись чуть ниже от нашей стоянки, в точности как в известной песне, мы увидели как «на горе возвышается крест».
Знаменитая турбаза «Орлиная» (65°25'37.5" N 60°41'13.0" E) с её деревянными постройками и подвесным мостиком через Кожим (единственным на маршруте), напомнила нам карпатские пейзажи, например, пейзажи реки Чёрный Черемош. Хотя, надо признать, что в целом Урал на Карпаты совсем не похож, а уж от рек Карелии отличается просто кардинально.
Сделали небольшой перекус перед порогом, который называют «Манюку в миниатюре» (65°29'29.2" N 60°35'02.5" E). Он действительно очень похож на «старшего брата», но попроще него. Правда, одна из «Форелей» здесь неожиданно кильнулась.
Вскоре — уже знакомая нам переправа с избушкой-приютом, которую мы проезжали при заброске на Кожим на авто (65°28'38.0" N 60°31'38.4" E).

Сплав по рекам Балбанью и Кожим на Приполярном Урале. Часть 3: пороги реки Кожим.

С переправы начинается участок реки с затяжнми мелями. Особенно мелко в устье реки Лимбекою. Забегая вперед скажу, что дальше по Кожиму мелкие участки попадались ещё не единожды, а иногда даже приходилось вставать из байды, но чаще всего удавалось пройти, слегка чиркнув днищем по камням.
По берегам Кожима, буквально одна за другой, следуют красивые скалы — тут они гораздо выше, чем на Балбанъю. Самые красивые из них — Яренейские (65°33'04.3" N 60°25'48.3" E), к которым наша команда подошла вечером. На подходе к ним встретился живописный грот.

Сплав по рекам Балбанью и Кожим на Приполярном Урале. Часть 3: пороги реки Кожим.

На ночь уже традиционно встали на левом берегу (65°33'01.6" N 60°25'25.9" E). Чуть дальше по "нашему" берегу — невысокие скалы, с которых открывался очень красивый вид.

Сплав по рекам Балбанью и Кожим на Приполярном Урале. Часть 3: пороги реки Кожим.

Ну а с высоких скал, которые расположились на правом берегу, вид был просто шикарным. Туда мы залезли перед ужином, переправившись на байдарках.

Сплав по рекам Балбанью и Кожим на Приполярном Урале. Часть 3: пороги реки Кожим.

День 7 (30.07.2011, 25 км.)

Погода традиционно прекрасная, виды по берегам обалденные. Перекусили в урочище под собственным именем Последняя Тоня (65°37'57.0" N 60°29'29.5" E).

Сплав по рекам Балбанью и Кожим на Приполярном Урале. Часть 3: пороги реки Кожим.

Течение довольно быстрое: навигатор показывал скорость в 3-4 км/ч.
На ночевку встали на острове (65°40'11.0" N 60°20'41.9" E).

Сплав по рекам Балбанью и Кожим на Приполярном Урале. Часть 3: пороги реки Кожим.

Как ни странно, остров был богат дровами и, наверное, поэтому мы нашли на нем несколько кострищ. Не поленились и сплавали на противоположный берег, где нашли много черники, берлогу медведя и еловый лес из русских народных сказок.

Сплав по рекам Балбанью и Кожим на Приполярном Урале. Часть 3: пороги реки Кожим.

На ужин приготовили макароны с тушёнкой.

День 8 (31.07.2011, 25 км.)

Утром восьмого дня не смогли отказать себе в удовольствии сгонять на левый противоположный берег и насобирать черники себе к завтраку. Погода, кстати, испортилась и пасмурно было уже с утра. На «картинке» к прибрежным скалам добавились снежные вершины на заднем плане — это хребет Западные Саледы.
На перекус встали у обрыва, похожего на обрушившуюся в реку слоями асфальтированную автотрассу (65°38'01.7" N 60°10'57.3" E).

Сплав по рекам Балбанью и Кожим на Приполярном Урале. Часть 3: пороги реки Кожим.

К обеду дождь нас все-таки догнал, но перед этим мы успели встать на давно запланированную днёвку около деревянного навеса на правом берегу (65°38'56.1" N 59°56'60.0" E). Мы сделали вывод, что он поставлен не силами нацпарка, а рыбаками или браконьерами: здесь не было традиционной таблички с названием, постройка была очень кустарной. А главное — вокруг валялся мусор явно нетуристического происхождения: стеклянные бутылки местной водки, большие пластмассовые канистры. Мы навели порядок, часть мусора сожгли в нашем костре.

День 9 (1.08.2011, днёвка)

Как назло, во время нашей дневки дождь моросил целый день без перерыва — это был единственный такой день за весь сплав. Из того, что было — палок с гвоздями и куска полиэтиленовой плёнки — смастерили кустарный дополнительный тент и растянули его у костра. Единственным минусом этой стоянки оказалось малое количество дров: за ними нужно было идти в соседний лесок через высокую мокрую траву, да и там с дровами было не густо. Выжили за счёт срубленной сухой ели, заодно согрелись при её распиле.

Сплав по рекам Балбанью и Кожим на Приполярном Урале. Часть 3: пороги реки Кожим.

Залезли на скалы над лагерем: вид красивый, но погода съёмкам не способствовала.

Сплав по рекам Балбанью и Кожим на Приполярном Урале. Часть 3: пороги реки Кожим.

Напротив нас, чуть ниже по течению Кожима, также стояла группа собратьев-туристов. Вечером мимо нас, вверх по течению, прошла моторная лодка. Позже мы узнали, что это был ГИМС (кто не в курсе — Государственная инспекция маломерных судов). Нами они не заинтересовались, а других «официальных лиц» мы на маршруте не встречали.
На обед приготовили суп из горохового брикета, ну а на ужин устроили традиционный для днёвки гастрономический разврат: испекли картошку в фольге и сварили плов из булгура, который мы с Юлей привезли из велопохода по Турции.

День 10 (2.08.2011, 29 км.)

Наутро, как по заказу, погода улучшилась. Перед Каюк-Ныртом Кожим делает несколько поворотов между красивыми скалами.

Сплав по рекам Балбанью и Кожим на Приполярном Урале. Часть 3: пороги реки Кожим.

На Каюк-Нырте раньше располагался приют (с воды его не видно), но в администрации парка "Югыд Ва" нам поведали, что его сожгли браконьеры — правда, опять же со слов работников парка, "в живых" осталась баня.
Перекусили вблизи скалы под именем Монах, ничем особенным не примечательной (65°41'27.8" N 59°44'19.8" E). Последние километры перед посёлком Кожим-Рудник река скучнеет, берега становятся пологими. На таком пологом берегу мы и встали на финальную ночёвку: левый берег, сразу за линей электропередач и впадением ручья (65°43'36.8" N 59°36'01.6" E).

Сплав по рекам Балбанью и Кожим на Приполярном Урале. Часть 3: пороги реки Кожим.

На ужин приготовили гречку с рыбными консервами.

День 11 (3.08.2011, выброска)

Проснулись пораньше — в 7 утра, чтобы успеть на утренний поезд в Инту (9:35). От нашей стоянки к ж/д-платформе "1952 км" (65°44'00.6" N 59°32'48.0" E) шла хорошая утоптанная грунтовка. Платформы как таковой не было — просто столбик «1952».

Сплав по рекам Балбанью и Кожим на Приполярном Урале. Часть 3: пороги реки Кожим.

Помимо столбика тут находились откуда-то открученные кресла и руины здания бывшего вокзала, где даже сохранилась табличка с неактуальным расписанием. Ближайшая рабочая ж/д-станци "Кожим-Рудник" находится на правом берегу реки, но идти туда надо вдвое дальше. Мобильной связи здесь нет, как и везде на маршруте по Кожиму. Местных жителей мы тоже не видели — мимо нас проезжали только пару дядек на мотоциклах, один из которых привёз к поезду женщину с ребёнком.
От мотоциклиста мы и узнали не очень приятную новость: две русские беды — дороги и дураки — вошли в какой-то необъяснимый резонанс и родили монстра. С 1 августа местное железнодорожное начальство запретило пускать в рабочие поезда всех пассажиров, кроме самих железнодорожников: Республика Коми не перечислила РЖД какие-то деньги. Другого способа выбраться отсюда на «большую землю» попросту нет: пассажирские поезда на полустанках не останавливаются, а «Урал» может проехать по здешним болотам только зимой.
Проводница рабочего поезда, состоящего из тепловоза и двух вагонов, оказалась непреклонной — видать, начальство припугнуло их не на шутку. К счастью, Россия состоит не только из дураков и бездорожья: добрые люди помогли добраться нам до Инты вовремя, принципиально не взяв за это ни копейки. Правда, попросили не писать об этом в интернете, поэтому подробности экзотической выброски мне придётся сохранить в тайне.

Автор Дмитрий Слинько
Оригинал отчета здесь

 


+7-902-47-52-984
yurapolovnikov
450-535-755
Рыбалка на хариуса на Приполярном Урале

Рыбалка на хариуса на Приполярном Урале

Рыбалка на хариуса
на Приполярном Урале
Река Сыня и ее притоки (ХМАО)
Заброска/выброска — вездеход МТЛБ

Комбинированный поход на Народную и Манарагу со сплавом по Косью с вертолетной заброской

Комбинированный поход на Народную и Манарагу со сплавом по Косью с вертолетной заброской

Комбинированный поход в Коми
Горы Народная (1895) и Манарага
Сплав по реке Косью, Югыд Ва
Вертолетная заброска

Водный поход по Вишере

Водный поход по Вишере

Водный поход по Вишере
д. Вая — пос. Вишерогорск
Заброска: УАЗ, Камаз-вахтовый

!!! СБОРНЫЕ ГРУППЫ !!!

!!! СБОРНЫЕ ГРУППЫ !!!

!!! СБОРНЫЕ ГРУППЫ !!!
Сплавы, пешие походы,
комбинированные походы