Сплав по рекам Балбанью и Кожим на Приполярном Урале. Часть 3: пороги реки Кожим.

Первая часть отчета
Вторая часть отчета 

Река Кожим

Кожим значительно спокойнее Балбанью и на нем практически нет сложных порогов, но зато он значительно красивее, живописнее и более богат на прибрежные скалы.

День 5 (28.07.2011, 10 км.)

При выходе из Балбанъю в Кожим, тут же зачалились на левом берегу, чтобы ещё раз просмотреть знаменитый порог Манюку (65°22'14.6" N 60°46'10.9" E). Среди туристов он считается самым сложным на Кожиме. Лично я бы с этим поспорил, но, все же, отнестись к нему серьезно стоит хотя бы из-за серьезного прижима в скале.

Порог Манюку на Кожиме

Вторая часть Манюку значительно менее опасна, т.к. её подводные камни хорошо просматриваются сверху.

Манюка на Кожиме

Для каркасных байдарок «Форель» была очень высокой вероятность кильнуться на Манюку и поэтому в прижим они не пошли: прошли разгонную шиверу и экипажи зачалились справа, обнеся байдарки по берегу острова. А вот байдарки «Каньон» и «Викинг» прошли Манюку без особых проблем.

Сразу за порогом Манюку, на левом берегу, есть удобная для остановки каменная площадка. В ней есть очень узкая бухта буквально для одной байдарки, которую мы назвали Pirate Bay.

Кожим

Вскоре после порога Манюку, опять же по левому борту, можно увидеть местную достопримечательность — скалу образовавшуюся в результате выветривания Каменную Бабу (65°22'52.9" N 60°45'14.8" E).

Каменная баба на Кожиме

Около Каменной Бабы располагается большая и удобная площадка для лагеря, которая уже была занята другой группой туристов. Вообще, если говорить о стоянках, то правила национального парка "Югыд Ва" предписывают останавливаться только в специльно оборудованных местах. Но на практике это невозможно, т.к., во-первых, таких оборудованных стоянок очень немного, а во-вторых, они, как правило, расположены очень неудачно. Ну, и в-третьих, "дикие" стоянки с кострищами ничем не хуже официальных.
Пороги на Кожиме шли один за другим. Среди них попадались шиверы с довольно мощными валами. Однако, ни одного порога, который был бы достоин предварительного просмотра, больше на маршруте не было.

Река Кожим

Важное замечание: река Кожим — это совсем не "матрасная" речка для чайников и течение в ней очень быстрое до самого конца маршрута. Даже в тех местах, которые на карте отмечены как плеса (ничего общего с карельскими плесами они не имеют). Поэтому, проходить на байдарке 25-30 км. в день — лёгкий темп даже с «нелосиным» экипажем. Я бы рекомендовал не налегать излишне на вёсла — рискуете пройти весь маршрут сильно досрочно, не рассмотрев всех достопримечательностей.

На ночевку встали на полянке левого берега с большими кучами сухого топляка, отлично подходящего для костра (65°24'30.8" N 60°42'32.8" E). Когда искали места для палаток, прямо из-под ног взлетел глухарь.
Хотя в течение всего дня было тепло и солнечно, ночью резко похолодало и байдарки даже покрылись тонкой коркой льда.
На ужин приготовили суп из горохового брикета.

День 6 (29.07.2011, 33 км.)

С точки зрения погоды шестой день начинался так же неплохо, как и предыдущие — было солнечно. Сплавившись чуть ниже от нашей стоянки, в точности как в известной песне, мы увидели как «на горе возвышается крест».
Знаменитая турбаза «Орлиная» (65°25'37.5" N 60°41'13.0" E) с её деревянными постройками и подвесным мостиком через Кожим (единственным на маршруте), напомнила нам карпатские пейзажи, например, пейзажи реки Чёрный Черемош. Хотя, надо признать, что в целом Урал на Карпаты совсем не похож, а уж от рек Карелии отличается просто кардинально.
Сделали небольшой перекус перед порогом, который называют «Манюку в миниатюре» (65°29'29.2" N 60°35'02.5" E). Он действительно очень похож на «старшего брата», но попроще него. Правда, одна из «Форелей» здесь неожиданно кильнулась.
Вскоре — уже знакомая нам переправа с избушкой-приютом, которую мы проезжали при заброске на Кожим на авто (65°28'38.0" N 60°31'38.4" E).

Берега реки Кожим

С переправы начинается участок реки с затяжнми мелями. Особенно мелко в устье реки Лимбекою. Забегая вперед скажу, что дальше по Кожиму мелкие участки попадались ещё не единожды, а иногда даже приходилось вставать из байды, но чаще всего удавалось пройти, слегка чиркнув днищем по камням.
По берегам Кожима, буквально одна за другой, следуют красивые скалы — тут они гораздо выше, чем на Балбанъю. Самые красивые из них — Яренейские (65°33'04.3" N 60°25'48.3" E), к которым наша команда подошла вечером. На подходе к ним встретился живописный грот.

Скальный грот на Кожиме

На ночь уже традиционно встали на левом берегу (65°33'01.6" N 60°25'25.9" E). Чуть дальше по "нашему" берегу — невысокие скалы, с которых открывался очень красивый вид.

Сплав по реке Кожим отчет

Ну а с высоких скал, которые расположились на правом берегу, вид был просто шикарным. Туда мы залезли перед ужином, переправившись на байдарках.

Скалы на Кожиме

День 7 (30.07.2011, 25 км.)

Погода традиционно прекрасная, виды по берегам обалденные. Перекусили в урочище под собственным именем Последняя Тоня (65°37'57.0" N 60°29'29.5" E).

Урочище Последняя Тоня

Течение довольно быстрое: навигатор показывал скорость в 3-4 км/ч.
На ночевку встали на острове (65°40'11.0" N 60°20'41.9" E).

Как ни странно, остров был богат дровами и, наверное, поэтому мы нашли на нем несколько кострищ. Не поленились и сплавали на противоположный берег, где нашли много черники, берлогу медведя и еловый лес из русских народных сказок.

На ужин приготовили макароны с тушёнкой.

День 8 (31.07.2011, 25 км.)

Утром восьмого дня не смогли отказать себе в удовольствии сгонять на левый противоположный берег и насобирать черники себе к завтраку. Погода, кстати, испортилась и пасмурно было уже с утра. На «картинке» к прибрежным скалам добавились снежные вершины на заднем плане — это хребет Западные Саледы.
На перекус встали у обрыва, похожего на обрушившуюся в реку слоями асфальтированную автотрассу (65°38'01.7" N 60°10'57.3" E).

К обеду дождь нас все-таки догнал, но перед этим мы успели встать на давно запланированную днёвку около деревянного навеса на правом берегу (65°38'56.1" N 59°56'60.0" E). Мы сделали вывод, что он поставлен не силами нацпарка, а рыбаками или браконьерами: здесь не было традиционной таблички с названием, постройка была очень кустарной. А главное — вокруг валялся мусор явно нетуристического происхождения: стеклянные бутылки местной водки, большие пластмассовые канистры. Мы навели порядок, часть мусора сожгли в нашем костре.

День 9 (1.08.2011, днёвка)

Как назло, во время нашей дневки дождь моросил целый день без перерыва — это был единственный такой день за весь сплав. Из того, что было — палок с гвоздями и куска полиэтиленовой плёнки — смастерили кустарный дополнительный тент и растянули его у костра. Единственным минусом этой стоянки оказалось малое количество дров: за ними нужно было идти в соседний лесок через высокую мокрую траву, да и там с дровами было не густо. Выжили за счёт срубленной сухой ели, заодно согрелись при её распиле.

Отчет о сплаве по Кожиму

Залезли на скалы над лагерем: вид красивый, но погода съёмкам не способствовала.

Отчет о сплаве по Кожиму

Напротив нас, чуть ниже по течению Кожима, также стояла группа собратьев-туристов. Вечером мимо нас, вверх по течению, прошла моторная лодка. Позже мы узнали, что это был ГИМС (кто не в курсе — Государственная инспекция маломерных судов). Нами они не заинтересовались, а других «официальных лиц» мы на маршруте не встречали.
На обед приготовили суп из горохового брикета, ну а на ужин устроили традиционный для днёвки гастрономический разврат: испекли картошку в фольге и сварили плов из булгура, который мы с Юлей привезли из велопохода по Турции.

День 10 (2.08.2011, 29 км.)

Наутро, как по заказу, погода улучшилась. Перед Каюк-Ныртом Кожим делает несколько поворотов между красивыми скалами.

Отчет о сплаве по Кожиму

На Каюк-Нырте раньше располагался приют (с воды его не видно), но в администрации парка "Югыд Ва" нам поведали, что его сожгли браконьеры — правда, опять же со слов работников парка, "в живых" осталась баня.
Перекусили вблизи скалы под именем Монах, ничем особенным не примечательной (65°41'27.8" N 59°44'19.8" E). Последние километры перед посёлком Кожим-Рудник река скучнеет, берега становятся пологими. На таком пологом берегу мы и встали на финальную ночёвку: левый берег, сразу за линей электропередач и впадением ручья (65°43'36.8" N 59°36'01.6" E).

Река Кожим

На ужин приготовили гречку с рыбными консервами.

День 11 (3.08.2011, выброска)

Проснулись пораньше — в 7 утра, чтобы успеть на утренний поезд в Инту (9:35). От нашей стоянки к ж/д-платформе "1952 км" (65°44'00.6" N 59°32'48.0" E) шла хорошая утоптанная грунтовка. Платформы как таковой не было — просто столбик «1952».

Отчет о сплаве по Кожиму

Помимо столбика тут находились откуда-то открученные кресла и руины здания бывшего вокзала, где даже сохранилась табличка с неактуальным расписанием. Ближайшая рабочая ж/д-станци "Кожим-Рудник" находится на правом берегу реки, но идти туда надо вдвое дальше. Мобильной связи здесь нет, как и везде на маршруте по Кожиму. Местных жителей мы тоже не видели — мимо нас проезжали только пару дядек на мотоциклах, один из которых привёз к поезду женщину с ребёнком.
От мотоциклиста мы и узнали не очень приятную новость: две русские беды — дороги и дураки — вошли в какой-то необъяснимый резонанс и родили монстра. С 1 августа местное железнодорожное начальство запретило пускать в рабочие поезда всех пассажиров, кроме самих железнодорожников: Республика Коми не перечислила РЖД какие-то деньги. Другого способа выбраться отсюда на «большую землю» попросту нет: пассажирские поезда на полустанках не останавливаются, а «Урал» может проехать по здешним болотам только зимой.
Проводница рабочего поезда, состоящего из тепловоза и двух вагонов, оказалась непреклонной — видать, начальство припугнуло их не на шутку. К счастью, Россия состоит не только из дураков и бездорожья: добрые люди помогли добраться нам до Инты вовремя, принципиально не взяв за это ни копейки. Правда, попросили не писать об этом в интернете, поэтому подробности экзотической выброски мне придётся сохранить в тайне.

Автор Дмитрий Слинько
Оригинал отчета здесь

 


Присоединяйся к нам в соцсетях!

Возможно вас заинтересуют следующие статьи

Байки уральских рыбаков

Вот скажите мне, в чем главная прелесть рыбацких баек?

В мире вишерского хариуса

На северной оконечности Вишерского заповедника есть одна внешне неприметная высо­тка...

Видео: вид на Уральские горы с Чувала

Уральские горы — одни из самых древних на Земле.

Видео: волья или индейский факел

Давно мечтал сделать волью или, как еще называют эту конструкцию, индейский факел...