Вторая экспедиция на снегоходах в центр плато Путорана

Вторая экспедиция на снегоходах в центр плато Путорана

Если вы читали отчет о третьей снегоходной экспедиции в сердце плато Путорана, то вы должны были догадаться, что как минимум есть еще две экспедиции — первая и вторая. На этой странице мы предоставляем вам отчет именно о второй экспедиции. 

В этом отчете будет много фотографий и немного комментариев к этим фото.

Во время прошлогодней экспедиции на плато Путорана (первой по счету) мы сумели найти более короткий и менее затратный путь через горы от нашего родного города Норильск до озера Аян, которое находится как раз в самом центре плато Путорана, на территории заповедника "Путоранский" (как видно, плато Путорана дало название и заповеднику). В этом году мы приняли решение пройти сперва знакомым нам и хорошо изведанным путем по реке Гулэми до озера Аян, остановиться базовым лагерем на южном кордоне заповедника «Путоранский», и уже оттуда делать радиальные выходы: первый выезд до 108-метрового водопада на реке Канда, попутно посетив самые высокие вершины плато Путорана — гору Камень и гору 1701 (без названия); второй выезд — пробить снегоходный путик по реке Курейка, подойти к большому Курейскому водопаду (признан самым большим на территории РФ по объему сбрасываемой воды) и выехать на озеро Дюпкун, в надежде найти водопад Тальниковый, который считается самым высоким в России (пятднадцать каскадов, высота сброса более шестиста!!! метров). Обратный путь запланировали через реки Аян — Хонна-Макит — Малый Хонна-Макит — озеро Нёралах — озеро Богатырь (995м) — река Южный Неракачи — река Микчангда-Ондодоми, с выходом на реку Микчангда и далее по старой нашей, знакомой как свои пять пальцев, снегоходной трассе домой.

Без каких либо проблем оформили лицензии на посещение заповедника «Путоранский», которые нам выдали 20 апреля. Соответственно старт нашей снегоходной экспедиции был назначен на 24 апреля.

Если сухо и коротко, то перед экспедицией стояли следующие задачи:

1. Найти возможность проехать на снегоходе от озера Аян до самых высоких гор плато Путорана.
2. Найти водопад Тальниковый на озере Дюпкун — самый высокий в России.

Основной проблемой, с которой мы столкнулись в пути, стало отсутствие снега, так как в этом году его выпало почти в два с половиной раза меньше обычной нормы.

Состав экспедиции:
1. Евлаш Григорий — организатор и руководитель экспедиции.
2. Мамайкин Лев — технический руководитель
3. Евлаш Ярослав — заместитель руководителя.
4. Потупчик Александр — техник.
5. Евлаш Елена — завхоз — шеф-повар.
6. Мамайкина Татьяна — фото-повар.
7. Кожевников Роман — видео-фото.

Евлаш Ярослав и Кожевников Роман — жители столицы нашей необъятной родины — Москвы, а остальные члены экспедиции (как и ваш покорный слуга и автор этого отчета) — из города Норильск.

В экспедиции были задействованы следующие снегоходы:
Bearcat 660 -1 шт.
Bearcat 660 Turbo -1 шт.
Bearcat Z1 XT — 1 шт.
Bearcat 570 XT — 1 шт.
Как вы, наверное, заметили, в экспедиции участвовали снегоходы только марки Arctic Cat.  

Любая серьезная экспедиция требует очень тщательной предварительной подготовки. Эта экспедиция не стала исключением. Всё необходимой снаряжение и продукты питания были нами расписаны заранее и распределены на каждый снегоход. Снегоходы и сани к ним каждый экипаж подготавливал самостоятельно. Вес саней с грузом — 500-550кг, в том числе бензина и ГСМ каждый снегоход тащил по 300 литров (по пять пластиковых 60-литровых канистр) + полный бак 63 литра у каждого снегохода + 40 литров на всех (в бочке для дозаправки перед подъёмом на плато Путорана, предварительно заброшенной на точку за неделю до старта).

24 апреля

С утра задался ясный день, температура воздуха минус 8-10 градусов по Цельсию. Стартовая суета, как обычно, съела у нас много времени и выехать на маршрут удалось только в обед, поэтому уже через два часа делаем первый перекус у избы на реке Нералах в 80-ти км от города Норильска.

Вторая экспедиция на снегоходах в центр плато Путорана

На сегодняшний день нам еще предстояло проехать столько же до избы в верховьях реки Микчангда, где у нас была запланирована первая ночёвка. Быстро доехали до реки Микчангда (я шел первым) и тут обнаруживаем, что двух снегоходов, идущих сзади, не видно — отстали. Останавливаемся, ждём минут двадцать-двадцать пять, а затем я, отцепив сани, еду искать пропавших товарищей. Буквально через три километра встречаю их. Подъезжая сбоку, машу им рукой, мол, что случилось? Лев не останавливаясь машет мне в ответ, что, мол, всё нормально — едем дальше. Ярослав машет так же и я начинаю разворачиваться, чтобы встать на путик перед ними и вдруг вижу перед собой кучу-малу из снегоходов и саней.

Вторая экспедиция на снегоходах в центр плато Путорана

Оказывается, Лев, идущий впереди, посчитал, что, всё-таки, нужно остановиться, а Ярослав, глядя на меня и махая мне рукой, не заметил этого. В результате от удара у Льва на его Bearcat 660 Turbo вмялась задняя часть рамы, за которую крепится фаркоп, у Ярослава на Bearсat Z1 XT треснула по сварке левая тяга и вмятина в левом амортизаторе. У Ярослава это был первый выезд на снегоходе в этом сезоне, опыт езды на снегоходах огромной, но навыки за летний перерыв, теряются, поэтому, он и не среагировал на остановку впереди идущего снегохода. Для норильских экипажей это нонсенс: у каждого пробег за этот сезон не менее 3000 км и въехать во впереди идущего считается невероятным. Немного отрихтовав раму и тяги поехали дальше. Микчангда — это горная речка длиной более 200 км. В неё впадает более пятидесяти малых и больших горных речек и ручьёв. Мы были на ней буквально неделю назад, но за ту неделю, что нас здесь не было, появилось много новых промоин и продвижение вперед с каждым километром замедлялось, искали новые объезды во избежание промоин и таликов. Проехав ещё немного я обнаружил, что от тяжелых саней у моего снегохода задняя часть рамы, за которую крепится прицепное устройство, с правой стороны треснула. Пришлось остановиться. Установили металлическую "заплатку" и закрепили её четырьмя болтами.

Вторая экспедиция на снегоходах в центр плато Путорана


Снегоходный тур на перевал Дятлова (рядом с Маньпупунером). 8 дней, 460 км, от 15000 рублей на человека!!!


Вторая экспедиция на снегоходах в центр плато Путорана

К избе подъехали лишь в половину второго ночи. Быстро поели и легли спать.

25 апреля

Утром было пасмурно, шел мокрый снег, температура воздуха минус 1-3 градуса по Цельсию. Решили сделать дневку и устроить день ремонта снежиков. У меня на подъезде к избе, кроме всего прочего, еще вырвало один болт на фаркопе. Ярославу было необходимо заменить переднюю левую тягу (благо, что наш техник взял её прозапас) и отрихтовать амортизатор, а у снегохода Льва наложить накладки на раму, чтоб заднюю часть рамы, где крепится фаркоп, не оторвало под тяжестью саней. Помимо всего этого у Александра на снегоходе рассыпались катки под передним амортизатором гусянки. Женская половина команды в этот день готовила обед и ужин, а так же занималась баней (носили воду, топили печь). После ремонтов, уже затемно, мы сходили в баню и легли спать, но надежды, что завтра поедем дальше по маршруту в горы, не было: какая-либо видимость совсем пропала, валил мокрый снег.

26 апреля

Пасмурно, всё раскисло, гор не видно, температура от нуля до +7 градусов. Ехать в этот день дальше было бессмысленно, да и небезопасно. Решили провсети испытания новой печки для зимней палатки, которую соорудил Лев. Ему как конструктору была поставлена оценка 10 баллов по 10-балльной системе. Затем всем составом экспедиции вышли на яму возле избы половить хариусов на московских опарышей и «черкизовских» червей. Эхолот показывал, что рыбы в яме полно, а не клевало. Похоже, что у сибирского хариуса к москалям доверия нет. День прошёл незаметно, на завтра объявлен ранний подъём и старт, дальше по маршруту.

27 апреля

Но нашим вчерашним вечерним планам не было суждено сбыться. 27 апреля в горах туман, внизу мокрый снег, температура от  -2 до +8 по Цельсию. Для снегоходов хуже погоды трудно представить. Остаёмся на базе ещё на один, уже третий, день. Ярослав с Романом поехали вдоль по реке Микчангде на снегоходе, в надежде найти яму, где будет клевать хариус (в наших краях водится сибирский хариус). Ещё один рыбак — Александр — никуда не поехал, т.к. экономил бензин — у него снегоход 2-тактник и жрёт бензина больше всех. Чета Мамайкиных решили проверить возможность обратного проезда по рекам Микчангда-Ондодоми (проверка показала, что проехать можно). Елена гуляла по Микчангде на лыжах, помогала рыбакам ловить рыбу. Я занимался баней: заготавливал дрова, наносил воды, топил печь. Вечером помылись и решили, что завтра при любой погоде поедем в горы, попытаемся хотя бы сани на плато затащить. Тем более, что погода вроде улучшалась, т.к. к вечеру похолодало, кончились осадки.

28 апреля

Сыплет небольшой снег, в горах туман, температура воздука от -2 до -6 градусов по Цельсию. Завтракаем, упаковываем груз в сани и примерно в 11-30 выезжаем на маршрут. Перед въездом в русло реки Таликит дозаправляем снегоходы бензином из бочки, которая была заброшена сюда еще 18 апреля. Пытаемся ехать по льду Таликита с санями, но тщетно: снегоходы с таким грузом по рыхлому снегу не идут. Нам приходится отцепить сани, высадить пассажиров и вчетвером набивать колею для саней длиной в 20 километров. Путик били до тех пор, пока в пойме Таликита не закончился лес и не появилось открытое пространство, обдуваемое всеми ветрами. С этого момента снег стал твёрдым. Возвращаемся за пассажирами с санями и медленно, иногда застревая в пухляке, выходим в верховья реки Таликит. После этого штурмуем подъем на плато Путорана. Время 20-00, видимость нулевая. Решаем, что делать дальше: оставить сани и вернуться в избу, но это туда 60 км и обратно 60 км (водителей снегоходов 660 модели это устраивает, но модели ХТ уже истратили бензина больше нормы, тем более москвичей поджимают сроки их вылета из Норильска). После недолгих споров решаем идти дальше и ночевать в палатках. Я отдал экипажу первого снегохода (москвичам) свой навигатор с треком прошлогоднего нашего похода по этим местам. Если Ярослав собьётся с пути, то Роман-компьютерщик быстро его поправит. Любая ошибка в прокладке путика по этому участку смерти подобна, т.к. кругом каньоны глубиной не менее тридцати метров, обрывы, скалы. Мы все едем за ними, по их колее. Пройдя таким образом пятнадцать километров, на выходе из очередного водораздела рек, у Ярослава от удара об камень на санях ломается передняя стойка, а у Льва на санях лопается труба на дышле. Всё, дальше ехать уже нельзя, поэтому, ночуем здесь. Мужчины начали устанавливать палатки, а женщины готовить ужин. В этом походе москвичи решили ночевать в импортной двухслойной палатке, обогреваясь газовой инфракрасной грелкой «Caleman». У нас, т.е. у представителей Норильска, обычная, проверенная палатка «Зима» с накидкой и с печкой на дровах. В «Зиме» мы спали на одинарных туристических "пенках", в спальниках «Alexika», раздевшись до трусов. Москвичи уверяли нас, что, что им тоже было тепло в их палатке, но почему-то уже в следующую ночь спали вместе с нами в нашей «Зиме» :-)

29 апреля

Ясно и солнечно, температура минус 8-20 градусов по Цельсию. Встали в 9-00. Быстро позавтракали и принялись за ремонт сломанных вчера саней. Сани Льва отремонтировали в течении получаса: наложили металлические накладки и закрепили их болтами. Ремонт саней Ярослава занял значительно больше времени. В результате выехали только в 16-00. На быстром ходу проезжаем плато и примерно в 18-30 спускаемся к руслу речки Большой Хонна-Макит. Едем вниз по течению. Пока ехали, постоянно встречали небольшие стайки горных куропаток (так называемых черноусок), которые нас абсолютно не боялись. Попадались следы северного оленя. Ближе к вечеру, ориентировочно в 20-30, доезжаем до устья Большого Хонна-Макита, где он впадает в речку Гулэми-Икэн. Здесь решаем встать на ночь лагерем, т.к. точно знаем, что дальше идет 90-километровый участок абсолютно голой, без единого деревца, долины, где царствует сильный, пронизывающий ветер. Поначалу ставим обе палатки, колем лед и в мешках таскаем его к печке, чтобы растопить. Ужинаем, ложимся спать, но москвичи недолго думая, решают ночевать в нашей палатке "Зима", т.к. «Caleman» абсолютно не оправдал их надежд.

30 апреля

Ясная и солнечная погода, температура от -6 до -23 градусов по Цельсию. На маршрут выехали в 12-00 и направление было вверх по реке Гулэми-Икэн. Затем перед нами стояла задача перескочить на реку Гулэми, что мы, собственно, и сделали. Дальше уже покатили по ней вниз к озеру Аян. Примерно в 16-00, не доезжая до озера около пятнадцать километров, встретили туриста-одиночку на лыжах — Рындина Анатолия — с двумя пластиковыми санями-волокушами и рюкзаком. В поход он вышел еще 13 апреля с озера Лама и в залив озера Аян Капчук на базу заповедника пришёл 28 апреля. 29 апреля Анатолий отправился в обратный путь, где, собственно, и попался нам навстречу. Идёт вечером и ночью, а днём спит — так теплее в палатке. Очень насторожился, когда узнал, что мы видели следы медведей, которые в этом году рано проснулись: мол, они туристы, а я — завтрак туриста. Мы спросили как у него обстоят дела с продуктами и хватит ли сил для возвращения, на что он ответил, что чувствует себя хорошо, продуктов достаточно. Но наш Александр, на всякий случай, угостил его банкой ананасов и шоколадкой. Как я узнал потом, уже в Норильске, Рындин дошёл до озера Лама еле живым и продуктов ему на самом деле не хватило, мышцы на ногах вздулись, худой и бледный. Мы пожелали Анатолию удачной дороги и поехали дальше. Где-то за 3 км до озера Аян, войдя в каньон, подъехали к водопаду. Как я уже говорил выше, в этом году снега выпало в два, а то и в два с половиной, раза меньше, чем обычно. Поэтому и высота водопада (вообще-то, зимой правильнее говорить снегопада, т.к. воды там не было) оказалась в два раза выше, чем в том году. Но нас это не напугало и мы дружно начали его засыпать снегом и уже через четыре часа Ярослав спустился по рукотворной снежной насыпи и уехал на разведку по каньону до озера Аян, а мы начали спускать по насыпи сани. Первые сани были как раз того же Ярослава и мы были уверены, что сани по насыпи спустятся сами и ровно, главное их правильно перед спуском выставить и направить по правильной траектории. Но, как всегда, что-то пошло не так, сани быстро и неожиданно съехали вниз, затем опрокинулись на бок и вскользь упёрлись в скалу. Слава Богу, ни сани, ни их содержимое не пострадало, но вы бы слышали, каких слов нам пришлось выслушать от их хозяев! Знай уши затыкай!!! При спуске следующих саней на стили рисковать и использовали полиспаст. Ориентировочно в 22-00 подъехали к кордону заповедника «Путоранский» на заливе Капчуг. Быстренько ужинаем и ложимся спать, женщины на кроватях, мужчины на полу.

1 мая

Снова ясно и солнечно (праздник, все-таки!), температура в течение дня колебалась от -2 до -15 градусов по Цельсию. Для нас это был день отдыха. Проснулись поздно — в 10-00. Начали завтракать и тут в окно увидели, как в телевизоре, большого полярного волка. По виду совсем молодой, обнюхал наши снегоходы и сани и не спеша пошёл к озеру, где его ждал большой матёрый волк. Все высыпали из избы и начали снимать волков на фото и видео. Затем мы, обсудив тему про волков, пришли к выводу, что ходить в одинучку в этих местах опасно — бедный лыжник Анатолий Рындин. В этот день мы заготовили побольше дров для избы и бани (плавуна вдоль берега было очень много, а лучших дров, чем такой плавун, еще никто не придумал), ремонтировали снегоходы, стирались, мылись в бане. Подготовили сани Льва к радиальным выходам на водопад 108 метров и на Курейку, уложили в них 120 литров бензина, палатку «Зима», печку, дрова, коврики, спальники и продуктов на три дня. Решили, что тащить сани будет флагман утилитарных снегоходов от фирмы «Arctic Cat» — снегоход Bearcat Z1 XT (Ярослава).

2 мая

Небольшая облачность, но в большей степени солнечно, температура воздуха в этот день колебалась от 0 до -14 градусов по Цельсию. Просыпаемся пораньше, в 8-00. Уже в 11-00 выезжаем на радиалку, на восхождение в горы. Сегодня нам предстоит проехать весь залив Капчуг, войти в речку Капчуг и выйти по её притоку Ноку-Урек на вершины гор Камень и 1701 м, а затем спуститься в каньон речки Хибарба, проехать до устья речки Канда и подняться по ее руслу к водопаду 108 м — самому высокому на плато Путорана и во всей Эвенкии. Километраж туда и обратно 330 километров. Из трудностей в горах боялись, что там не будет снега. Но эти самые трудности начались как только мы свернули в речку Ноку-Урек — это был непроходимый лес, снега мало, а где нет леса торчат камни, по руслу реки ехать в принципе невозможно — кругом огромные камни и валуны. В течение четырех часов мы пытались проехать то низом (по руслу), то верхом (по берегу), но все было тщетно. Наш энтузиазм и вера в то, что сегодня удастся подняться в горы, слегка поприутихли и только у Александра — самого молодого участника экспедиции — сохранилось желание найти выход в горы. Надо признать, что его настрой нас заразил и мы пустили его вперёд, пробивать путик, и к 19-00 вечера, поднявшись на отметку 800 м, вышли из лесной зоны, но уже без саней — тащить их по камням было нереально. Вверху снега оказалось достаточно для быстрой езды, он был хорошо спрессованный (надут ветром) и камни на таком снегу легко объезжались. Так как весь запланированный маршрут мы не могли пройти без саней, то сегодня решили ограничиться подъемом на вершину плато Путорана Камень (1600 м), а затем заехать на самый высокий водопад Таймыра на речке Амнундакта (103 м). Честно говоря, вершина нас не поразила, т.к. вся была в облаках, ничего не видно, а вот от водопада мы были в восторге, двух-каскадный в красивейшем каньоне. В 0-30 мы вернулись в избу на Аяне.

3 мая

Ясно, солнечно, температура колеблется от -2 до -12 С°. В 13-00 выезжаем по маршруту озеро Аян — озеро Монамакли — река Нёрал — река Яктали — река Курейка — большой Курейский водопад — озеро Дюпкун до впадения реки Гагарья 2-ая, а затем обратно. Почему именно до реки Гагарья 2-ая? Мы решили поискать знаменитый водопад Тальниковый, который считается самым высоким в России, высота, с которой падает вода более 600 метров, 15-ти(!!!) каскадный. Вот что написано на форуме туристов Сибири за 26.11.2009: «Вчера разговаривал с самим Михаилом Васильевичем Афанасьевым, чья заметка была опубликована в журнале "Турист" в 1975 году… "Водопад находится на левом берегу Дюпкуна, на участке между реками 1-я и 2-я Гагарья". Он виден с озера. Но имеет сезонный характер. То есть в "полноводное" время его трудно не заметить, а вот в отсутствие дождей и сухую погоду он большей частью "сочится", но не исчезает совсем, как ярко выраженные "сезонники". Гора, названная Михаилом Васильевичем Трапеция, возвышается на 1000 метров над уровнем моря, а Дюпкун имеет 109. Высоту они определили примерно, "на взгляд"».
Я решил, что самым тяжёлым участком на маршруте для нас станет 8-ми километровый объезд каньона на реке Нёрал от 30 метрового водопада до реки Яктали. Так оно и получилось. К водопаду мы подъехали к 16-00. Затем я, Лев и Александр поехали бить путик до реки Яктали. Поехали по правому берегу и сразу наткнулись на путик оленеводов, о существовании которого мы и не подозревали. Путик сильно зарос кустами, но пока ехали по густому лесу он легко просматривался, но стоило нам выехать из леса и мы его потеряли. Мы посчитали, что сможем съехать в Яктали и без него, но не тут-то было, чем дальше ехали тем непроходимей был лес. Спуститься в Яктали из-за крутизны спуска и густого леса было практически невозможно. Долго тыкались по ручьям, камням и лесу и вот оно счастье — нашли путик, спускаемся в Яктали, предварительно, расчистив спуск от кустов и поваленных деревьев, и к 0-30 возвращаемся к водопаду на Нёрал, где ждут остальные члены группы. Никто не думал, что мы будем так долго искать объезд каньона, поэтому от переволновавшейся оставшейся группы услышали всё, что они о нас думают. Палатка уже стоит, ужинаем и ложимся спать. Место где мы установили палатку не совсем удачное: в 1983 году здесь на водопаде погибло шесть водных туристов из Горького.

4 мая

Небольшая облачность, временами выглядывает солнце, температура "скачет" от -2 до -8 градусов по Цельсию. Выезжаем довольно поздно, в 12-00, решив сани не брать, т.к. по расчётам мы должны успеть за сегодня пройти весь маршрут и вернуться обратно. Быстро доезжаем до реки Яктали, затем до реки Курейки. Здесь уже был накатан путик: "наследили" снегоходчики Светлогорска на первомайские праздники (этот маршрут не сложный, но имеет довольно большой километраж — вверх по широкой Курейке 350 полновесных километра). Мы так же едем по Курейке вверх девять-десять км до Большого Курейского водопада — считается самым большим в России по количеству сбрасываемой воды. Честно говоря, этот водопад нас не впечатлил: в этом году морозы стояли крутые, лето было недождливое, сухое, поэтому, водопад остался почти без воды и, конечно, вид у него был не самый грандиозный. После того, как мы отметились на Курейском водопаде мы спустились вниз по той же Курейке в озеро Дюпкун. Проехали между 1-ой и 2-ой Гагарьей рекой, мимо южного кордона заповедника, осмотрели гору Трапецию. Один каскадистый каньон был очень похож на большой водопад (зимой, без воды, определить это довольно трудно, т.к. видишь только расщелину в камне). Обсудив увиденное, мы решили, что водопад Тальниковый надо искать в полноводное лето, т.к. похоже он, всё-таки, зависит от дождей и большого объёма талого снега. Поворачиваем назад и к часу ночи мы в избе на озере Аян. На обратном пути в верховьях реки Нёрал наткнулись на двух волков: они шли по нашему набитому путику (умные, заразы, поняли, что так идти значительно легче), но увидев нас бросились по трассе наутёк. Мы километра два ехали за ними, успевали снимать их на видео, пока не появилась наледь: волки по наледи не пошли, свернули в кусты, а мы не останавливаясь, продолжили свой путь. Средняя скорость волков была около 40 км/ч (по спидометру снегохода).

5 мая

Небольшая облачность, временами солнечно, температура воздух колеблется от 0 до минус7 С°. В этот день мы сделали дневку, т.к. день отдыха. Готовились к обартной дороге, топили баню, в общем, отдыхали…

6 мая

Ясно, солнечно, от -2 до -10 С°. В 12-30 выезжаем по маршруту озеро Аян — река Аян — река Хонна-Макит — река Малый Хонна-Макит — озеро Нёралах — озеро Богатырь (995 метров) — река Южный Неракачи — река Микчангда-Ондодоми с выходом на реку Микчангда и далее по хорошо нам знакомой снегоходной трассе — домой. В первую очередь проходим в длину, по застругам и просекам, всё озеро Аян (примерно пятьдесят два километра), выходим на реку Аян и примерно к пятнадцати ноль-ноль подъезжаем к устью реки Хонна-Макит. Снега в русле реки нет совсем, кругом одни большие камни и валуны, берега высокие и крутые. Ярослав и Александр отправляются в разведку в верх по течению. Через 30-40 минут они озвращаются и объявляют нам, что по руслу проехать невозможно. Собираем совещание и решаем: возвращаемся назад на озеро Аян и по рекам Гулэми — Гулэми-Икэн — Большой Хонна-Макит — Южный Неракачи, через ущелье, выходим все же на озеро Нёралах. Ну, а дальше по маршруту. Проделав обратный путь по застругам Аяна, ближе к семи часам вечера, без особых проблем заезжаем вместе с санями на водопад реки Гулэми. В 20-30, поднявшись выше зоны леса, останавливаемся на ночёвку.

7 мая

Этот день обрадовал нас ясной, солнечной погодой, температура воздуха была в диапазоне от -4 до -8 С°. Выехать на маршрут нам удалось в 11-30. Примерно через час после старта произошло ЧП: у Ярослава на санях ломается левая лыжа (банально складывается внутрь, вместе со всеми стойками). Ехать дальше эти сани уже не способны и мы распределяем весь груз с них на оставшиеся трое саней. Ярослав, как пилот более мощного снегохода, забирает себе тяжёлые сани Льва, отчего тот был счастлив, т.к. он дальше едет пустым, без нагрузки. Через широкую долину выходим на озеро Нёралах, затем въезжаем на озеро Богатырь, которое находится на высоте 995 метров над уровнем моря. В этот момент случается второе ЧП, уже на моём снегоходе: не выдерживает и лопается правая пружина задней подвески гусеницы. Пружины в запасе есть, но в связи с тем, что поломка не критическая, мы решили не останавливаться на ремонт, а через 70 км заменить ее в избе на Микчангде. Недолго удалось Льву блаженствовать на пустом, незагруженном снегоходе, т.к. ему пришлось взять мои сани и теперь уже я ехал без нагрузки. Ближе к вечеру, примерно к восьми часам вечера, погода резко портится и мы поняли, что нужно спешить, скоро повалит снег, а нам ехать по высотам от 1000 до 1300 метров, где и в хорошую погоду бывают облака. Поднимаемся в верховье реки Южный Неракачи, где нас встречает сильный ветер, идёт снег (как мы и предсказывали), кругом большие камни. Маневрируя между валунами, оставляя слева гору без названия (на карте отметка 1540 м), проезжаем над водопадами притоков реки Ондодоми и спускаемся в реку Микчангда-Ондодоми. Здесь для  нас сюрпризом стал очень глубокий снег. Настолько глубокий, что нам пришлось отцеплять сани и прокладывать колею к избе на реке Микчангда сначала одними снегоходами. В 2-00 ночи мы в избе.

8 мая

Капризная весенняя погода в этот день устроила нам сюрприз: если вчера была стабильная минусовая температура, то сегодня дождь, облачно, небольшой туман, температура воздуха от 0 до +8 градусов по Цельсию. Проснулись мы поздно в 13-00 (сказались вчерашние наши приключения). Обедаем, затем я и Лев меняем обе пружины на подвеске гусеницы моего снегохода, а остальные рыбачат на Микчангде. Александр, в поисках новых рыбных ям, умудрился утопить свой снегоход. Слабо Богу, вытащили его мы довольно быстро. Ждём погоды, надеясь, что ночью подморозит, и что нам удастся 9 мая вернуться в город, т.к. 10 мая на утро у Ярослава и Романа были куплены билеты на самолёт в Москву.

9 мая

Небольшой снег, совсем небольшая облачность, долгожданный минус: температура воздуха -3 С°. Ближе к обеду уже подморозило достаточно и мы решаем, что можно выезжать. Видимость очень плохая, всё сливается в тумане, не видно ни ям, ни спусков, ни подъёмов. Едем ни спеша,  но даже при таком режиме мы уже к 21-00 приехали в город и были уже в гараже.

Небольшие итоги и выводы

За время экспедиции мы прошли автономно полторы тысячи километров. Поломки снегоходов и саней были, но все они были ожидаемы и прогнозируемы. На всех снегоходах двигатели работали превосходно. Больше всех бензина израсходовал двухтактник Bearcat 570 XT Александра (он вернулся лишь с тридцатью литрами в баке). Мой Bearcat 660 израсходовал горючего меньше всех и мне удалось привезти в санях обратно аж 120 литров + 30 литров в баке.
Мы опять не прошли всё, что планировали, но теперь мы знаем, что нас ожидает в горах в центре плато Путорана, и, думаю, на следующий год мы сможем пройти все водопады, у которых высота падения воды больше 100 метров и все большие озёра плато Путорана. Лишь бы снега было достаточно, как мы привыкли в Сибири, а не как было в этом году.

Автор Григорий Евлаш


8-800-55-190-20
yurapolovnikov
 
Защита от автоматических сообщений
Введите слово на картинке*
Рыбалка на хариуса на Приполярном Урале

Рыбалка на хариуса на Приполярном Урале

Рыбалка на хариуса
на Приполярном Урале
Река Сыня и ее притоки (ХМАО)
Заброска/выброска — вездеход МТЛБ

Комбинированный поход на Народную и Манарагу со сплавом по Косью с вертолетной заброской

Комбинированный поход на Народную и Манарагу со сплавом по Косью с вертолетной заброской

Комбинированный поход в Коми
Горы Народная (1895) и Манарага
Сплав по реке Косью, Югыд Ва
Вертолетная заброска

Водный поход по Вишере на 4 дня

Водный поход по Вишере на 4 дня

Водный поход по Вишере
д. Вая — пос. Вишерогорск
Камни Писанный и Дыроватый
Заброска: УАЗ, Камаз-вахтовый

!!СБОРНЫЕ ГРУППЫ - пешие походы

!!СБОРНЫЕ ГРУППЫ - пешие походы

!!! СБОРНЫЕ ГРУППЫ !!!
Пешие походы
Комбинированные туры
Северный Урал
Приполярный Урал
От 7 до 11 дней

Дарим 500 рублей при заказе любого тура через нашу группу Вконтакте!
+