Третья снегоходная экспедиция на плато Путорана 2012

Третья снегоходная экспедиция на плато Путорана 2012

Хочу рассказать уважаемым читателям о нашей экспедиции (уже третьей по счету, о чем можно догадаться по названию) на снегоходах в центр плато Путорана, которая состоялась в 2012 году. Маршрут экспедиции был таков: река Рыбная, озеро Кета, р. Орокан, оз. Кутарамакан, р. Иркинда, оз. Муномакли, р. Бургул, р. Нёрал, оз. Монамакли, оз. Аян, р. Гулэми, р. Большой Хонна-Макит, р. Южный Неракачи, р. Омдодоми, р. Микчангда. 
В прошлом году, из-за ранней весны, подобная экспедиция не состоялась, хотя в начале апреля успели довольно удачно провести небольшую разведку обхода водопада на реке Иркинда. В этом году мы решили довести до логического завершения нашу прошлогоднюю идею — доехать до озера Аян с юга по рекам и озёрам, не поднимаясь в горы и находясь все время в зоне леса — река Рыбная, озеро Кета, р. Орокан, оз. Кутарамакан, р. Иркинда, оз. Муномакли, р. Бургул, р. Нёрал, оз. Монамакли, оз. Аян. С озера Аян делать радиалки на четыре стометровых водопада плато Путорана (Кандинский – 108 м, Амнундактский – 103 м, Лангамский – 100 м и Дулукский – 100 м). Вернуться домой планировали уже через север, с выходом на плато Путорана, по рекам Аян – Колтыма – Омдодоми – Микчангда. 

В этом году зима выдалась теплой и многоснежной, поэтому на всех озёрах вышла наледь, а на горных реках много полыней, проталин с водой, таликов по берегам. Состав нашей экспедиции изначально планировался из расчета трёх снегоходных групп, но к началу старта он сильно поредел (как это обычно и бывает): из моей, уже проверенной, группы по разным причинам не смог поехать никто. Так называемая "молодёжная" группа «бобров» поначалу с большим оптимизмом и юношеским максимализмом согласилась ехать, но затем ребята начали сомневаться, а испытав сани в полной походной загрузке и засадив их пару раз в наледь, сказали, что они не готовы к таким масштабным экспедициям. Только Молчанов Михаил и Посохин Евгений (ребята из третьей группы) были серьёзно настроены на все трудности экспедиционной жизни и торопили меня (особенно Миша), что пора выезжать, а то опять снег растает, как в прошлом году. Разрешение на въезд в заповедник «Путоранский» было получено 5 апреля, выезд был назначен на 8 апреля. 

Состав экспедиции: 
1. Евлаш Григорий – организатор и руководитель экспедиции.
2. Евлаш Елена 
3. Молчанов Михаил 
4. Посохин Евгений

Снегоходы, на которых была совершена экспедиция: 
BearCat 660 -1 шт.
Scandik 600 ACE -1 шт.
Viking 540 – 1 шт.

Всё снаряжение и продукты были распланированы заранее на каждый снегоход. Сами снегоходы и сани каждый экипаж подготавливал к экспедиции самостоятельно. Вес саней с грузом получался очень немаленьким — порядка 500-550 кг, бензина каждый участник взял по 300-320 литров в санях + полные баки в самих снегоходах.

Утро 8 апреля выдалось пасмурным, но с небольшими прояснениями, небольшой снег, температура воздуха -5 -7 С°. Так как я с Еленой, а так же Евгений выезжали из Талнаха, а Михаил из Оганера, то договорились в 12-30 встретиться в устье Рыбной (вытекает из озера Кета и впадает в реку Норильскую). Начали движение по реке Рыбная вверх по заснеженной старой снегоходной трассе. Ехать было довольно скучно и даже нудновато: по берегам стоит мёртвый лес – едешь как по кладбищу и не разогнаться – кругом снежные заструги и торросы. И так, трясясь по застругам, я и Миша не заметили, как влетели в наледь. Отцепив сани, выехали сначала на одних снегоходах, а затем, на верёвке, вытащили сани. Первая тренировка по выезду из наледи прошла довольно успешно — потеряли всего лишь 20 минут. По трассе нам навстречу попалось несколько снегоходных групп. Все они предупреждали, что на озере Кета под свежим снегом (который еще не надуло в наст) много воды и ехать надо очень осторожно. Выехав на озеро Кета (длина 94 км, ширина до 14 км, глубина до 180 м) мы поначалу осторожничали, а потом, почувствовав, что наши сани не валятся в снегу, поехали значительно уверенней. Проехав примерно треть длины озера, в 20-00 решили остановиться и переночевать в избе «Шамиля» — она стоит на северном берегу озера. Дальше этой избы по озеру Кета зимой на снегоходах практически никто не ездит, только в начале апреля от заповедника «Путоранский», отправляется десант (обычно на двух снегоходах) на биостационар «Кета», который находится в конце озера. Быстро нарубили дрова, набрали воды на озере прямо из-под снега, запустили электрогенератор. Елена приготовила ужин. Первый день экспедиции прошёл удачно.

Встреча на устье Рыбной

Третья снегоходная экспедиция на плато Путорана 2012

Едем по реке Рыбной

Третья снегоходная экспедиция на плато Путорана 2012


Снегоходный тур на перевал Дятлова (рядом с Маньпупунером). 8 дней, 460 км, от 15000 рублей на человека!!!


Третья снегоходная экспедиция на плато Путорана 2012

Первая наледь нашей снегоходной экспедиции

Третья снегоходная экспедиция на плато Путорана 2012

Третья снегоходная экспедиция на плато Путорана 2012

Двигаемся по реке Китаирбэ

Третья снегоходная экспедиция на плато Путорана 2012

Третья снегоходная экспедиция на плато Путорана 2012

Первая наша ночевка в домике "Шамиля" на озере Кета

Третья снегоходная экспедиция на плато Путорана 2012

9 апреля пасмурно, мокрый снег, вечером сильный ветер, -3 -1 С°. С утра погода была хуже не придумаешь – видимости никакой, да ещё и мокрый снег, но к 13-00 появилась видимость, прекратил сыпать снег. Позавтракав и одновременно пообедав, собрали сани и в 14-00 выехали. Ехать решили вдоль северного берега Кеты – подальше от впадения в озеро реки Амнундакта. Когда Амнундакта осталась позади, мы уже посчитали, что нам и сегодня подфартило, но не тут-то было, дальше под снегом везде была вода. Снегоходы шли, а сани проваливались в мокрую снежную кашу до льда. Верёвка от саней до снегохода иногда была длиной до 150 метров, сани вытаскивали двумя снегоходами в сцепке. Меньше всех в наледях страдал Женя, днище короба его саней было сантиметров на 10 выше, чем у нас с Мишей, и когда его сани проваливались, то короб практически не цеплял снег, а наши сани при провалах становились «бульдозером». К 20-00 наледи кончились, но впереди ещё была впадающая с северного берега река Токингда, за которой на южном берегу озера находится биостационар заповедника «Путаранский», где мы рассчитывали переночевать. Чем ближе мы подъезжали к Токингде, тем больше появлялось снежных заструг, а это нам подсказывало, что воды под снегом не будет. Проехав мимо Токингды, в 21-30 мы были уже на биостационаре. Нас очень доброжелательно встретили хозяева базы Олег Петрович и Вячеслав Альбертович: предложили нам с дороги баню. Я с Еленой с удовольствием предложение приняли. Миша с Женей париться отказались, о чём на следующий день, глядя на нас чистеньких, сильно жалели. Хозяева накормили нас свежей рыбой и выделили каждому отдельную кровать – кайф, что может быть лучше после тяжелой походной работы.
Фото по наледям Кеты:

10 апреля утром было пасмурно с небольшими прояснениями -5-7 градусов по Цельсию. Для нас это был день отдыха, т.е. дневка. Пытались ловить рыбу со льда, заготавливали дрова, готовились к выезду на следующий день, вечером была баня. Смотрители базы поразили нас энциклопедическим знанием природы Таймыра и плато Путорана. Олег Петрович обошел на снегоходах весь Таймыр, а в конце 90-х на двух SKI-DOO-шках с туристами из Красноярска проезжал от озера Аян до города Норильска. Вячеслав Альбертович много рассказывал про молодого овцебыка Гришку, который жил на биостационаре «Кета». Альбертович за Гришкой ухаживал как за ребёнком. Гришка себя чувствовал хозяином базы. Когда ночью, по осени, возле базы появились волки, собаки сразу попрятались в избе, а Гришка на правах хозяина пошёл с волками разбираться. Наутро Альбертович нашёл его за баней загрызенным. А в Норильске ходило много слухов о том, что овцебыка Гришку на биостационаре «Кета» просто съели, но это очередная выдумка.

Вячеслав Альбертович

Третья снегоходная экспедиция на плато Путорана 2012

Олег Петрович

Третья снегоходная экспедиция на плато Путорана 2012

Третья снегоходная экспедиция на плато Путорана 2012

Удобства на улице

Третья снегоходная экспедиция на плато Путорана 2012

Пытаемся рыбачить…

Третья снегоходная экспедиция на плато Путорана 2012

Третья снегоходная экспедиция на плато Путорана 2012

А кто-то заготавливал дрова

Третья снегоходная экспедиция на плато Путорана 2012

Третья снегоходная экспедиция на плато Путорана 2012

11 апреля нас встретило пасмурной погодой: был сильный ветер со снегом, гор было не видать, т.к. видимость не более 100 метров, температура воздуха -2-8 градусов по Цельсию. Посовещавшись мы решили остаться на базе ещё на один день, решили переждать непогоду. Утром Михаил убежал проверять закидушки, вернулся довольный с пойманным налимом. Вечером был ужин из жареных налимов. 
12 апреля утром наблюдался небольшой снег, днём облака исчезли и появилось солнце, температура -18-12 С°. Завтракаем, пакуем груз в сани и в 12-30 выезжаем. Быстро проезжаем последний участок Кеты, подъезжаем к впадению реки Орокан в озеро и всё: дальше пухлый снег и с санями ехать невозможно. Отцепляем сани и начинаем тропить трассу по долине Орокана к перевалу на озеро Кутарамакан. Через 800 метров я ссаживаю Елену со снегохода, т.к. пешком она идёт быстрей, чем мы едем. Незаметно я и Михаил уходим в отрыв. Снег был как песок и в этом снегу отлично показал себя Scandik 600 ACE (особенно когда с его багажника сняли кофр) и конечно хозяин снегохода Михаил – он шёл впереди, а я старался как можно больше расширить его колею. Евгений отстав от нас, решил снять расширители с лыж, т.к. посчитал, что они мешают движению снегохода, но проехав 500 метров (догнав Елену) понял, что без расширителей ехать вообще невозможно, но расширители остались там, где он их снял, а без них даже снегоход не развернёшь. Скучавшая на трассе Алена предложила свою помощь, сходила за расширителями. Женя установив расширители поехал догонять нас, а Алёна пошла не спеша по нашей трассе вперёд. Через полтора километра она наткнулась на кофр Михаила. Заглянув в него, она решила, что дальше идти не стоит — сами вернутся. А в кофре у Миши было всё: еда, топор, спальный мешок и для сугреву – ну, в смысле чай. К 20-30 я и Миша поднялись на перевал (в час по километру), надо возвращаться на биостационар, а до завтра снегоходная колея подмёрзнет и будет как бетон. Да и волноваться мы уже начали, куда пропал Евгений и как там Елена одна в диком густом лесу. Евгения мы встретили перед перевалом, а Елена нас ждала у большого костра с чаем, действительно в густом лесу. Очень нам обрадовалась, так как уже была готова к ночлегу в лесу, напоила нас чаем. Михаил установил свой кофр-самобранку на багажник и мы поехали к саням. В 23-00 мы снова были на биостационаре.

13 апреля морозно ясно солнечно -23 -11 С°. Проснулись в 10-00. Позавтракали, снарядили сани, попрощались с хозяевами базы, поблагодарили их за гостеприимство и 12-00 выехали. Быстро без проблем по нашей накатанной застывшей трассе поднялись на перевал. Перевал со стороны Кутарамакана (длина озера 63 км, ширина до 3,5 км) обрамлен высокими скалами. Спуститься на снегоходах можно только в северной части перевала, куда мы и подъехали. Спуск проходит через густой лес, первые 150-200 метров с уклоном до 45°, снегоходы вместе с санями валятся в рыхлом снегу, но не застревают, еле успеваешь со снегоходом уворачиваться от деревьев. Крутой спуск успешно пройден, отцепляем сани и тропим снегоходами колею до базы озера Кутарамакан. Возвращаемся за санями и в 18-00 мы на базе. База «Кутарамакан» состоит из хозяйского, гостевого и летнего домиков, бани и нескольких хозпостроек. Хозяин уже два года как отсутствует на базе – живёт в Норильске. Миша с Женей занимаются дровами, я водой, а Алёна готовит ужин. К ночи погода изменилась, повалил снег.

14 апреля с утра было пасмурно и наблюдался небольшой снег, во второй половине дня облака рассеялись, появилось солнце, похолодало до -22 -11 С°. Сегодня был запланирован день отдыха. Из-за пасмурной погоды проснулись поздно. Женя с Мишей набурили лунки на озере и установили автоматы на налима. Я с Алёной возили дрова и воду в баню. Миша с Женей, наставив закидушки, решили по-быстренькому сгонять до реки Иркинды. Обратно приехали они так же быстро, как и уехали: подъехав к устью Иркинды, Женя решил "на ногах" проверить снежный покров реки, где вместо льда оказалась снежная каша с водой, в которую он "благополучно" провалился по самые уши. Миша не дал другу напиться вдоволь иркиндинской водицы и кинул ему спасательную верёвку и вытащил его. Вечером после баньки, Миша показывал мастер-класс как правильно и самое главное вкусно жарить налимов. Он отделял филе от костей, жарил сначала филе, а потом хребет с остатками мяса и плавниками. Действительно было очень вкусно, мы съедали налима быстрей, чем повар их жарил. 
База находится в центре Кутарамакана, а в 25 км от нас, в начале озера проводили учения МЧС края и заодно помогали киношникам снимать кино. Фильм вроде называется «Территория» по книге Куваева. Пока мы были на базе, каждый день утром нас будил шум трёх вертушек (МИ-26, МИ-8 и «француз»), которые летели в лагерь МЧС (или на съёмку), а ложились спать, после того как они, проносясь с грохотом мимо базы, улетали на ночь в аэропорт. Особенно мы восхищались красотой и мощью МИ-26, который летел всегда последним.

15 апреля выдался с небольшим ветром, но было ясно и даже солнечно -26 -9 С°. Сегодня у нас в планах было без саней пробить трассу с выходом на реку Иркинда (длина 66 км) выше знаменитого иркиндинского водопада, чтобы на следующий день уже с санями уйти по Иркинде до озера Муномакли, а если повезёт со снегом, то и до Аяна. Выехали в 12-00, лихо пересекли озеро, на скорости несколько раз перескочили место купания Жени, разбив снег до воды, к следующему дню здесь уже будет толстый лёд, по которому сани не провалятся. Иркинда при впадении в Кутарамакан разбивается на несколько проток, по одной из которых мы и решили подняться. Структура снега хуже некуда: сверху пушистый снег 5 см, под ним ледяная снежная корочка 2 см, а под ней перемёрзший сыпучий снежный песок типа "крупа". Снегоход пробивает снежную корочку, проваливается и, цепляясь филонами, виснет на этой корочке. На открытых местах нам удавалось на скорости проскочить 100 и более метров. В кустарнике тропил Миша, т.к у его Scandik 600 ACE подножки на 10 см выше чем у нас и он на задней передаче легко вылазил из любого снега, в отличие от Artic Cat, у которого по такому снегу при задней передаче снегоход ещё больше закапывается — езда только вперёд. Алёну я ссадил со снегохода сразу как мы въехали в Иркинду, она надела лыжи и пошла впереди нас, а мы на снегоходах постоянно пытались её догнать. Догнали там, где Иркинда течёт одним широким руслом, покрытым наледями. Около пяти километров, по наледям, мы на хорошей скорости проехали до начала иркиндинского каньона. Дальше надо было уходить в лес вверх в обход каньона и водопадов (в каньоне их два: большой и малый). Лена надевает лыжи и вперед, мы за ней: Миша впереди, а мы с Женей расширяем глубокую полметровую колею — сзади. Не едем, а ползём очень медленно, в час по 300-400 метров. А над нами к водопаду шныряют туда-сюда вертолёты, МИ-26 на подвеске с древним трактором. К 20-00 мы не проехав и пол объезда каньона, наткнулись на непроходимый кустарник. Наша разведчица пройдя через него и вернувшись, сказала, что он всего метров 50-70 и если немного поработать топором, то можно проехать. Отдохнув немного и попив из термосов чай, решили, что пора возвращаться на кутарамаканскую базу, трассу добьём завтра.

16 апреля ясно, солнечно -28 -11 С°. Выезжаем как обычно в 12-00. Чудо японской техники снегоход Viking-540 потребляет бензина в два раза больше, чем наши с Мишей снегоходы, поэтому решаем, что Евгений сегодня остаётся на базе и ловит налимов, заготавливает дрова и топит баню. Мы с Мишей и с разведчицей Аленой едем тропить колею. За час топорами пробиваем просеку сквозь кусты, но через пол километра наткнулись на новый кустарник, кусты которого толще и намного гуще. Разведка доносит, что ширина кустов всего-то 100 метров. В том году, когда проверяли, можно ли объехать иркиндинский каньон с водопадами, кустарники мы проходили выше, они там не такие густые и толстые, а в этом году, из-за сыпучего снега, наверх было просто не подняться, да и весь объезд каньона тогда мы сделали за 2 часа, Алена даже со снегохода не слазила. Через 3 часа пробив ещё одну просеку, мы выезжаем из кустов. Над нами пролетает вертолет МИ-26, увозя трактор: съёмки на водопаде закончились, а так хотелось посмотреть, как снимают кино. Дальше лес стал более редкий и мы поехали значительно быстрей. Выехали на холм, где под нами в полукилометре располагался большой водопад Иркинды, но отсюда до выезда на речку ещё три километра. Глянули на часы, которые показали, что уже 20-30. Возвращаемся на базу.

17 апреля ясно, солнечно -29 -14 С°. С утра мы уговорили Мишу снова нажарить вкусно налимов. Миша нажарил, но поняв, что теперь никто, кроме него на себя не возьмёт ответственности по жарке налимов, предложил их больше не ловить — поднадоели они уже как-то всем. В 12-30 мы с Мишей поехали добивать трассу до водопада, оставив на хозяйстве Алёну и Женю. В 14-00 Миша и я уже фотографировали большой иркиндинский водопад, выглядел он в этом году не столь величественно, чем в том году. Затем мы решили проехать вверх по Иркинде километров 10. Проехали 25 километров: местами снег очень глубокий (на скорости мы в нём не застревали, но чувствовалось как при одних оборотах двигателя с 70 км/час скорость падала до 50), местами наст, а местами вода. Дальше нам показалось, что ехать будет проще и мы повернули на базу.

18 апреля ясно, солнечно -21 -14 С°. Цепляем сани и немного раньше, чем обычно (в 11-30) выезжаем. В 13-00 мы на водопаде, фотографируемся и дальше по трассе вверх по Иркинде. Тропленая трасса заканчивается и нам опять сани не дают ехать по целине. Мы с Мишей отцепляем сани и едем тропить трассу. Километров пятнадцать тяжёлый глубокий снег, дальше местами снег с водой, ещё дальше появились наледи. На Иркинде нам попалось много лосиных следов. Мы едем по руслу прямо по лосиным следам. И вот, впереди, в том месте, где сужается русло, лежит что-то большое коричневое: не то медведь, не то лось. Дождавшись Мишу, оба начинаем напрягать зрение. Т.к. ружья у нас нет, а ехать надо, начинаем медленно подъезжать к животному. И вот, наконец, мы видим, что это лосёнок: лосиха почувствовала, что мы их догоняем, лосёнка положила, а сама убежала в кусты – если выживет лосёнок, то она вернётся за ним. Представляю, сколько страху натерпелся малыш, пока мы его объезжали. Проехав несколько небольших наледей (от 50 до 500 метров), подъехали к огромной длинной наледи текущей как по руслу, так и в лесу. Время 19-30 пора возвращаться и ставить палатку на ночь. Проехав обратно 10 км, встретили Женю с Аленой: они готовили место для палатки, заготавливали дрова. Лосёнка на трассе они не встретили, значит, забрала мать малыша. Я и Миша сгоняли за своими санями. Установили палатку, растопили печку, поужинали и спать.

19 апреля ясно, солнечно -26-10 С°. Первая ночь в палатке прошла хорошо, все выспались, только Михаил ворчал, что было жестко. Позавтракав, решили палатку пока не сворачивать. Я и Миша делаем трассу до базы на озере Муномакли (длина озера 10 км, ширина до 1,3 км, вытекает река Иркинда), если всё быстро и удачно получится, то затем грузим сани и едем на озеро, если нет, то ночуем опять в палатке на этом же месте. Получилось удачно, в 18-00 мы уже со всем своим скарбом были на базе озера Муномакли. Базу в 80-х годах построил Олег Крашевский с напарником, затем Владимир Ларин (ныне директор заповедника) пристроил к жилому домику большой тамбур. База очень миниатюрная: основной дом предназначен на ночлег для двух человек и то тесновато. Печка для такого домика была велика, чтобы в нём было не очень жарко, держали двери в тамбур открытыми. Миша и Алёна легли спать на нарах в домике, а я с Женей на полу на ковриках в тамбуре. Эта единственная ночь, когда я не выспался. В спальнике я всегда сплю в нижнем белье, короче в трусах, но в тамбуре по полу сильно дуло холодом и я, среди ночи, решил переместиться на третьи верхние нары в домик, через час я проснулся, почувствовав, что в спальнике варюсь как шпроты в собственном соку. Быстро сиганул с нар, подвинул Женьку, который спал в двух спальниках и одежде, я вновь уснул и крепко проспал часа три, пока остывал спальник и я вместе с ним, но тут уже наступило утро.

20 апреля ясно, солнечно -28 -8 С°. Выехали в 12-20. Быстро проехали озеро Муномакли, вошли в лес и опять тропим с Мишей до истоков реки Бургул (длина реки 24 км). Женя едет за нами с санями, на санях сверху сидит Алёна. Мы возвращаемся за санями и быстро догоняем Женю с Аленой. В верхней части Бургула много больших наледей (длиной до 4-х км). По наледям впереди едет Евгений, метров через сто мы с Алёной, через такой же промежуток от нас едет Михаил. Катание по наледям это своего рода экстрим: провалишься в воду или нет. Но всё-таки лучше ехать по наледи, чем тропить снег в лесу. По пути нам встречаются стада оленей, убегающих от нас в горы. В нижнем течение Бургул сильно петляет среди высоких берегов и среди пухлого снега. Опять мы с Мишей тропим до впадения Бургула в Нёрал, а затем уже с санями догоняем Женю. Долина Нёрала (длина реки 62 км) широкая идёт с севера на юг, снег держит снегоходы хорошо, попадаются небольшие наледи. Мы едем на север и довольно быстро оказываемся в верховьях реки, перескакиваем километровый участок леса и выходим на озеро Монамакли (длина озера 4,5 км, ширина до 1 км). Проезжаем озеро, затем по безымянному ручью выезжаем на большую наклонную наледь и по ней выезжаем на озеро Аян. По пути на аянский кордон, мы с Мишей уходим в разведку, проверить, можно ли засыпать водопад снегом, который находится в каньоне реки Гулэми, на тот запасной случай, если обратная дорога по реке Колтыма не состоится. Семи метровый водопад засыпан снегом почти полностью, он выглядит меньше, чем в 2009 году, поэтому заровнять его снегом проблем не составит. В 22-30 мы подъехали к аянскому кордону, который находится в заливе Капчуг. Открываем окна, растапливаем печку, ужинаем и ложимся спать. Завтра день отдыха.

21 апреля небольшая облачность, иногда солнечно -14 -4 С°. Сегодня день отдыха. До озера Аян мы с Мишей снегоходами намотали с тропёжкой каждый по 800 км вместо 380. Бензина осталось у нас на 600-700 км, если и дальше такой снег, то его не хватит, чтоб нам вернуться домой. Решаем: завтра выезжаем и едем на север Аяна, там пытаемся по ручью Тыпдель перевалить через гору и подъехать к 100 метровому водопаду реки Дулук, затем по реке Аян спуститься на реку Колтыма и по ней выйти на Омдодоми, а затем на Микчангду и далее домой. А сегодня решили, на всякий случай, съездить на Гулэми и засыпать водопад, вдруг Колтыма окажется не проходимой из-за камней, как в 2010 году Хонна-Макит. Позавтракали и поехали к водопаду реки Гулэми. Водопад засыпали за сорок минут, въехали на него и немного прокатились до выхода из каньона. На обратном пути напилили дров, благо весь берег завален сухим плавником. Остаток дня ушёл на подготовку саней и снегоходов к обратной дороге, вечером баня и спать.

22 апреля облачно, потеплело, сильный ветер, видимость не более 150-200 м, вечером ветер затих и похолодало -14 +0 С°. В такую погоду в горах делать нечего: ждем следующий день. Миша с Женей поехали изучать залив и речку Капчуг, Алёна пыталась рыбачить. 
23 апреля ясно, солнечно -16 -10 С°. В 11-00 выезжаем. Всё озеро Аян в больших снежных застругах, не разогнаться. В двух местах всё озеро с востока на запад преграждает забор из ледяных глыб, высотой местами до двух метров. Не доезжая до впадения в озеро реки Дулук-Икэн, на моём снегоходе на очередной заструге сани вырывают фаркоп с куском металлического листа, за который он крепится. Решаем: отцепляем сани и без саней пробиваемся к водопаду на реке Дулук, затем возвращаемся с санями на аянский кордон ремонтироваться, а на следующий день уходим домой по Гулэми. Но не доехав до конца озера на моём снегоходе лопается левая пружина задней подвески гусеницы. Что ж не судьба попасть нам в этом году на водопады. Возвращаемся на кордон ремонтироваться и менять пружину.

24 апреля ясно, солнечно -20 -8 С°. В 11-30 выезжаем. Быстро проезжаем реки Гулэми, Гулэми-Икэн, Большой Хонна-Мокит и входим в Южный Неракачи. Река Южный Неракачи течет на высоте 900 метров, погода меняется, поднимается сильный ветер, иногда въезжаем в облака и на какое-то время теряем друг друга из виду. Выходим на плато, кругом снежные заструги и сильный ветер. Не спеша, по навигатору, спускаемся на верхнее озеро реки Омдодоми, перескакиваем в русло реки Микчангда-Омдодоми и по нему спускаемся к реке Микчангда. В 21-30 мы подъезжаем к избе на реке Микчангда.

25 апреля временами облачность, иногда солнечно -17 -12 С°. В 11-00 выезжаем, а 16-30 мы уже в гараже.
За всю экспедицию мы накатали 1250км. Поломки были, но все они нами быстро устранялись. На всех снегоходах двигатели работали превосходно. BearCat 660 и Scandik 600 ACE в среднем с санями расходовали бензина по 21 литру на 100 км, Viking 540 почти в два раза больше. В таких автономных экспедициях нужно использовать снегоходы только с четырёхтактными двигателями. 
Мы опять не прошли всё, что наметили, но теперь знаем все подъезды к Аяну, точно знаем, что бы попасть на все 4 водопада, у которых высота падения больше 100 метров, нужно ехать проверенным кратчайшим путём через горы с выходом на озеро Аян по реке Гулэми.

Автор Григорий Евлаш


8-800-55-190-20
yurapolovnikov
 
Защита от автоматических сообщений
Введите слово на картинке*
Рыбалка на хариуса на Приполярном Урале

Рыбалка на хариуса на Приполярном Урале

Рыбалка на хариуса
на Приполярном Урале
Река Сыня и ее притоки (ХМАО)
Заброска/выброска — вездеход МТЛБ

Комбинированный поход на Народную и Манарагу со сплавом по Косью с вертолетной заброской

Комбинированный поход на Народную и Манарагу со сплавом по Косью с вертолетной заброской

Комбинированный поход в Коми
Горы Народная (1895) и Манарага
Сплав по реке Косью, Югыд Ва
Вертолетная заброска

Водный поход по Вишере на 4 дня

Водный поход по Вишере на 4 дня

Водный поход по Вишере
д. Вая — пос. Вишерогорск
Камни Писанный и Дыроватый
Заброска: УАЗ, Камаз-вахтовый

!!СБОРНЫЕ ГРУППЫ - пешие походы

!!СБОРНЫЕ ГРУППЫ - пешие походы

!!! СБОРНЫЕ ГРУППЫ !!!
Пешие походы
Комбинированные туры
Северный Урал
Приполярный Урал
От 7 до 11 дней

Дарим 500 рублей при заказе любого тура через нашу группу Вконтакте!
+