Вишера 2008 — дневник беспрецедентного сплава. Часть 1

Отчет о о туристическом походе по Северному Уралу: сплаве на надувных лодках и рыбалке на одной из красивейших рек Северного Урала — реке Вишере в августе 2008 года. (Оригинал отчета лежит здесь)
Маршрут похода: г.Москва — ст.Березники-сорт. — г.Красновишерск — Красновишерский заповедник — 71-й кв. — кордон Лыпья — д.Сыпучи — ст.Березники-сорт. — г.Москва.

Экспедиционеры выражают признательность и благодарность администрации Красновишерского заповедника за помощь в организации доставки и предоставление разрешений на посещение заповедника.
Краткая техническая справка для туристов и рыбаков желающих повторить маршрут:

  • В связи с аварией на шахте последние пару лет поезда идут только до станции Березники-сортировочная.
  • Расстояние от ст.Березники-сорт до Красновишерска примерно 135 км.
  • 71-й квартал является нижней границей заповедника по течению реки Вишера.
  • Расстояние от Красновишерска до кордона 71-й квартал примерно 170 км, для проезда необходим автомобиль повышенной проходимости, мы проехали это расстояние на УАЗе-"буханке" за 7 часов, потому что дорога местами только называется дорогой.
  • Расстояние по воде от 71-го квартала до кордона Лыпья (это территория заповедника) по воде примерно 40 км (это вверх по течению). Выше этой точки заброска проблематична из-за порогов да и ловить там нельзя вообще.
  • На территории заповедника стоянки на берегу помечены табличками.
  • Прикупить продуктов в течении сплава можно в Велсе и в Вае.
Текст отчета составлен Epi с комментариями Osi и Z. Пусть вас не смущает изобилие в тексте "албанских" выражений и метафор, это с нами случается.

Тыгдым-тутууу и беспрецедентный трансфер

9 Августа. Старт!

Экспедиционеры уже привыкли стартовать с Ярославского вокзала столицы, уже третий раз экспедиция началась с перетаскивания лодок и вещей по маршруту: от парковки у синих вонючих кабинок до предпоследнего вагона на 3-м пути. В этот раз таскалось как-то легко, но последняя ходка закончилась за 2 минуты до финального свистка. Следует отметить, что в этот раз проводницы даже особо не удивлялись и не протестовали при виде нашей кучи барахла. Или мы привыкли? После посадки участнеги тут же приступили к азартным играм в карты и поглощению пЫва.

10 Августа. Тыгдым-тыгдым, тыгдым-тыгдым, тутуууу!

Новый день в поезде не принес особых сюрпризов, после дозаправки пЫвом в Кирове, экспедиционеры продолжили его поглощение, в карты в этот день больше всего везло Z-ту. Вечером долго и вдумчиво смотрели в ламинированные карты местности и пытались "составить план".

"Заодно с пивом в Кирове был приобретен предмет
народного промысла под условным названием
«Вятские зубочистки» (см.фото). Судя по всему,
сделан в лучших традициях русских умельцев —
топором, да еще и из горбыля. Удивительно, как
удается выпускать эти сувениры в промышленных
количествах".

Z

Во время плановой двух часовой (!!!) стоянки поезда на станции Чусовая, Z и Osi вышли из поезда чтобы "выплеснуть накопившееся" и очень удивились, когда после выхода из заведения обнаружили, что поезд уже куда-то угнали. Cначала они ждали его возвращения "по чесноку", но когда услышали объявление, что Пермский поезд, к которому мы должны перецепитца, опаздывает на 40 минут, они приняли единственно-верное решение искать поезд где-то в темноте запасных путей и что удивительно нашли!

11 Августа. Беспрецедентный трансфер

В 5-45 по мск. (7-45 по средне Пермскому времени) экспедиционеры бодро выбросились на платформу Березники-сорт.

Мы совершили переброску вещей под каким-то трубопроводом

И стали ждать водятла…
Общеизвестно, что после аццкого катаклизма на шахте ОАО "Уралкалий" поезда дальше Березников-сорт. не ходят, однако разумеется водитель "Буханки" нас ждал в 30 километрах, на Березниках-пасс, на что он там надеялся у ржавых рельсов не известно… к тому же он ждал нас в 5-45 по местному. После созвона он выдвинулся к нам и наконец, с часовым опозданием, мы загрузились в буханку,

предвкушая 150 километровый рывок до г. Красновишерска.
Асфальт до Красновишерска был изрыт воронками наподобие фронтовых, а пейзаж за окном просто ужасен.

В администрации мы решили бумажно-денежные вопросы

и застряли на решении вопроса о канистрах для лодочного бензина.

Осмотрев наш багаж, нам авторитетно заявили, что в одну лодку это все не поместится, значит нас будут ждать две, а значит нужно с собой привезти 100л 80-го топлива. В итоге мы взяли с собой канистру на 50л + всякую "наборную тару" в совокупности дающую еще 50л объема. После заправки мы сразу ощутили в салоне соответствующий случаю бензиновый запах и где-то через час пути Z предложил переименовать это транспортное средство из Буханки в Газенваген. Еще через пару часов во время одного из "пит-стопов" мы обнаружили струйку бензина льющуюся из одной из канистр, весь дальнейший путь мы были заняты постоянным проветриванием и борьбой с утечками бензина.
Вскоре после выезда на грунтовку мы приняли участие в ритуальной остановке у Пьяного ручья.

"Иначе удачи не будет" — резюмировал наш водитель.
Дорога была необычайно живописной, а топонимика полна юмора (через 3км после ручья "Пьяного" мы пересекли речку "Рассольную")

"Вид на Помяненный камень от поселка Волынка, на
вершине просматриваются просто фантастические
фигуры или сооружения. Жаль, что мы туда не
попали, но для этого надо было организовывать
пешую экспедицию".

Osi

Дальше наш путь лежал через живописный паром у поселка Вая.

Вместе с нами переправлялся новый Лендровер Дефендер с московскими (!!!) номерами.

После переправы, а особенно после отворота на Вёлс, дорога стала настолько ОФФ-Роудной, что водитель Буханки даже несколько раз включал полный привод.

Семи-часовой триал подходил к концу и наконец мы достигли "71-квартала"

точки где "дальше уже дорог нет", никаких, даже самых бездорожных, дальше начинался Вишерский заповедник, где передвигаться можно только на вертолете, лодке или пешком.
Мы планировали 2-ой вариант, однако водитель лодки, государственный инспектор Лазарев имел на этот счет свое мнение. Как раз в момент нашего прибытия, удаляясь по воде в северном направлении, он крикнул местным егерям: когда приедут Москвичи пусть ждут! Как будто у Москвичей были варианты Хмурый

"Перед тем, как уехать, водятел был
проинструктирован относительно точки встречи и
времени, подтвердил знание им ориентиров на
местности, по которым эта самая точка встречи
определялась. От настойчивого предложения
записать все это самоуверенно отказался (якобы
память у него хорошая)".

Z

Местные аборигены (два егеря, которые блюдут южную границу заповедника) ввели нас в курс дела и мы узнали следующее:
* Хариуса в реке много, он "плавитца", но не на что не клюёт. Epi хотел резонно возразить, что Хариус — это не руда какая-нибуь, чтобы "плавитца", но возражать аборигенам не стал, плавитца, значит плавитца.
* Дорога до Лыпьи (40км вверх по течению) занимает около трех с половиной часов, обратно полтора, так что лодка вернется где-то через 5 часов :-( с учетом того, что местное время уже 19-00 наши перспективы туманны :-(
* Госинспектор Лазарев самый опытный водитель местных лодок и "есличо" провезет нас даже в полной темноте.
* Что горы, которые мы видим, называются Тулым, Курыксар и Чувал.
* Что два дня назад их метеостанция на кордоне "Мойва" зафиксировала ночную температуру — 6 по цельсию, а сами егеря зафиксировали утренний лёд в лодках :-(
* И самое главное, мы узнали местную мудрость, которая подтверждалась нами ежедневно: "С горами не шутят".
Мы решили убить время с помощью "учебных забросов" спиннинга

И когда мы уже вплотную подошли к практической реализации предложения о постановке палаток, мы услышали шум мотора на реке… Это был ОН (государственный инспектор Лазарев собственной персоной) бодр и сильно весел (последнее обстоятельство выяснилось значительно позднее).
Время 23-30, сильно темно и холодно. Быстро погрузились в лодку, которая тут же погрузилась в воду до верха бортов Госинспектор предложил нам не ехать сегодня на Лыпью, а заскочить на "Круглую Ямку" и там переночевать, а уже утром…
Мы сначала отказались (лучше ужасный конец, чем ужас без конца) и спросили, а можно таки до Лыпьи? Он сказал "можно" и крутанул рукоятку газа. Z и Osi ехали лежа, спиной вперед, на них летели брызги и вода, перехлестывающая через борта, однако эти испытания они переносили стоИчески. А Epi держась за сумку с продуктами выполнял функции балансира и попеременно напрягая булки, пытался спасти лодку от черпания бортом. У Государственного инспектора видимо несколько сбился датчик горизонта и он все время предлагал Epi пересесть правее, что было черевато оверкилем, кое-как втроём, мы его убеждали, что это лишнее, но через пару минут он заводил привычную пластинку: "слушай ну ты реально можешь пересесть чуть правее?" Через некоторое время мы остановились размять конечности, отлить и пересесть поудобнее. Тут же было принято историческое решение не рисковать и ехать на "Круглую Ямку". Дальше мы ехали как три бобслеиста (полулежа), только летели мы спиной вперед, Epi продолжал балансировать, щупая уровень воды двумя руками.

"Езда лежа на спине имела свои преимущества –
можно было наблюдать метеоритный дождь. Z,
нафиг забывший астронавигацию, предположил,
что это Леониды, но позднейшее изучение
справочной литературы показало, этот метеоритный
дождь называется Персеиды, максимум которых
приходится как раз на 12-е августа".

Z

Перед очередным островом (точка бифуркации, можно ехать правым рукавом, можно левым) Государственный инспектор спросил: "Ребята экстрима хотите?" НЕЕЕТ в один голос закричали Z и Osi, а Epi уточнил: "Экстрима больше не хотим — жить хотим". Государственный инспектор огорчился и решительно взял курс на левую протоку…

"Мысли, которые приходили мне в голову, лежа на
боку, вцепившись пальцами в край лодки: "Правая
нога вся мокрая от ледяных брызг, летящих через
борт. Она затекла и коченеет от холода. Нужно ее
размять, а то если перевернемся, то не выплыть.
Если я начну шевелиться и ее разминать, мы
перевернемся еще быстрее. Если мы перевернемся,
то в этой темноте вещи не выловить даже чудом.
Куда плыть — тоже будет непонятно, потому что
темно. Только бы Епи не чихнул."
Когда лодка шла на полном ходу, мы чувствовали
себя относительно устойчиво, но когда
государственный инспектор приглушал мотор,
чтобы прикурить, она начинала угрожающе
раскачиваться и черпать воду бортами. А на полном
ходу мы наслаждались видом летящих за спиной
Epi искр с сигареты егеря вперемешку с водой,
которую инспектор бодренько вычерпывал со дна
лодки.
Надо отдать должное государственному инспектору,
который привел лодку точно к цели ориентируясь в
полной темноте исключительно по звездам, а может
быть руководствуясь тем чувством, которое
позволяет птицам всегда возвращаться к родному
гнезду из дальних стран"

Osi

Долго-ли, коротко-ли, но экспедиционеры прибыли глубокой ночью на кордон "Горбатая гора" "Круглая Ямка" и устроились на ночлег в казарме егерей.

Epi отрубился сразу, а Z и Osi приняли по одной "для храбрости" вместе с егерями и тоже быстро отбились.

"На кордоне, помимо государственного инспектора,
имелось два его помощника-егеря, а также пес,
исполняющий обязанности охотничьей лайки (хотя
бабушка его, по выражению Булгакова, явно
согрешила с водолазом). Пес довольно успешно
боролся с егерями за доступ к стоящей у костра
кастрюле с «кашей с уткой», но и Государственному
инспектору кое-что осталось. Z и Osi от этого блюда
отказались. Конечно, у человека и собаки общих
заболеваний практически нет (не считая всякой
экзотики вроде бешенства), но все же есть с
незнакомым зверем из одной тарелки несколько
непривычно. Так что закуску достали свою".

Z

"Обстановка в избушке действительно напоминала
казарму: в комнате только печка-буржуйка и
деревянный настил во всю ширину избы, на
котором все спят вповалку, а на стене — график
дежурств. При растопке печки в качестве зажигалки
использовалась паяльная лампа, что, надо сказать,
было очень продуктивным, учитывая обычную
сырость здешних дров. В процессе растопки
снаружи был виден вырывающийся из трубы сноп
искр, очень эффектный на фоне темного неба.
Мы с Z достали из рюкзака бутылку водки, буханку
хлеба и кусок сала, и решили слегка восстановить
силы Порубили еду на столике у избушки,
пригласили егерей присоединяться, и только
собирались выпить по первой, как государственный
инспектор Лазарев, который уже завалился
отдохнуть в противоположном от Epi углу,
затребовал себе ужин в постель, и одному из
"салабонов" пришлось бежать к нему с казанком.
Казанок это стоял на земле неподалеку от уличного
очага под навесом, и местный пес, роясь между
грязной посуды в поисках еды, все время пытался
засунусть туда свой нос. По уверениям молодых
егерей в этом казанке была тушеная утка и нам тоже
предлагали ее отведать, но мы почему-то отказались
Утром Epi жаловался, что ему всю ночь давило бок
ружье, предусмотрительно спрятанное в дальнем
углу избушки, где он спал".

Osi

12 Августа. Окончание беспрецедентного трансфера

При свете дня, положение экспедиционеров выглядело не столь удручающим, ну и что, что 4 -й день в пути, а мы еще не на месте?

"Вообще, обстановка настраивала на философский
лад. При избушке имелся туалет типа «сортир» без
двери, две стены которого были сделаны из старых
фанерных щитов с надписями типа «Береги
природу, мать твою…», а одна – из огромных листов
бересты. Зашедший внутрь посетитель
обнаруживал в стенах многочисленные отверстия,
возникшие вследствие обстрела сортира как
дробью не мельче «шестерки», так и из нарезного
оружия. Если же обстоятельства требовали
задержаться там надолго, то невольно начинались
размышления: «А как часто по нему стреляют и
проверяют ли перед этим отсутствие посетителей?
Или наоборот, так выкуривают особо
засидевшихся?»".

Z

Госинспектор ниасилил продолжать заброску и выдвинул кандидатуру молодого егеря в качестве водителя все той же пироги, "народ" был не против. Днем нам удалось гораздо качественнее уложить карго в лодку,

кроме того, мы выбросили из носа пироги не менее 50кг балласта в виде камней, теперь нашей плавучести уже ничего не угрожало.

"Этот балласт, который инспектор вчера загрузил в
лодку для уравновешивания носа при
передвижении в одиночку, и благополучно забыл
выкинуть в момент нашей погрузки, видимо и был
основной нашей проблемой предыдущей ночью.
Без него лодка достаточно легко выходит на
глиссирование и идет гораздо устойчивей. Я даже
рискнул слазить в карман за сигаретами, покурить,
а также достать фотоаппарат и заснять Epi".

Osi

По ходу движения мы даже умудрились пометить оборудованные стоянки на GPS-е. Через пару часов мы уже выгружались возле гостевой избы кордона Лыпья.

Наконец-то приготовили полноценный "горячий обед"

и собрали лодки.

На большом душевном подъеме (у нас все спереди) мы вышли на воду. Ничего толком не поймав, экспедиционеры успокоились местной отмазкой (вода высокая, хариус плавитца) вдоволь насмотревшись на первые скалы

И горы, с которыми не шутят. Мы решили остановиться на стоянке с многообещающим названием "Плес Мертвый".

Для постановки палаток пришлось примять траву высотой в метр, оказалось, что это удобно делать с помощью Флинта.

Очень в кассу оказался каркас для тента, который был на стоянке, так как в этот день, как и во все предыдущие, дождь был
Панорама со стоянки на плес Мертвый


Присоединяйся к нам в соцсетях!

Возможно вас заинтересуют следующие статьи

Байки уральских рыбаков

Вот скажите мне, в чем главная прелесть рыбацких баек?

В мире вишерского хариуса

На северной оконечности Вишерского заповедника есть одна внешне неприметная высо­тка...

Видео: вид на Уральские горы с Чувала

Уральские горы — одни из самых древних на Земле.

Видео: волья или индейский факел

Давно мечтал сделать волью или, как еще называют эту конструкцию, индейский факел...