Отчет о горном треккинге на Урале: хребет Чувал. Часть 1
Немного с запозданием, но решил все-таки написать отчет о нашем первом опыте горного треккинга на Урале. Состоялось сие действо в мае 2007 года. Надо сказать, что туристический опыт большинства участников похода на то время ограничивался выездами за город максимум на 2-3 дня (на автомобилях). И вот мы решили устроить настоящий треккинг. Выбор пал на хребет Чувал по нескольким причинам: во-первых, есть возможность заброситься на автомобиле. Во-вторых, вершина Чувала не настолько высока и сам маршрут не очень сложный и можно уложиться в 3-4 дня, что нас всех и устраивало. В-третьих, сказалась и близость территории Вишерского заповедника, т.е. горный треккинг на Чувале давал возможность увидеть многое из того, за чем все идут в заповедник, но при этом не заходя на саму территорию, а, значит, избавляя нас от необходимости тратиться на лицензии. Здесь надо отметить, что граница Вишерского заповедника проходит как раз по Чувалу и если Южный Чувал находится вне зоны заповедника, то Северный и переход на Лиственичный — это уже вотчина ООПТ. Сам маршрут я вычитал в книге "Туризм в Пермской области" если кратко, то он выглядел следующим образом: на машинах доехать до г. Красновишерска, там пересесть в УАЗ, на котором уже доехать до урочища 71 квартал; переправа через Вишеру; спуститься по другому берегу Вишеры на 5 километров по "французской дороге" и выйти на дорогу, которая ведет к Верхчувальским поселениям; подняться на Чувал, а затем по той же схеме, но в обратную сторону, вернуться. Выглядело все очень хорошо и казалось удачным. Заранее предвидя удивление многих, кто бывал на Чувале, хочу повториться — это был наш первый опыт и только потом мы узнали, что есть дорога короче и значительно удобнее.
Итак, мы стартуем из Соликамска. До Красновишерска добрались без приключений. Дальше, от Красновишерска до деревни Вая на дороге нам попались парочка неприятных мест, с которыми наш УАЗик с честью справился.
Хочу отметить, что дорога от Красновишерска неплохая, в целом. Все, кто посещают наши места впервые сначала находятся в некотором недоумении, почему для переезда по такой "хорошей" дороге надо нанимать обязательно внедорожную технику. Недоумение их длится недолго — до первой проблемной точки. Действительно, есть участки на которых с удовольствием прокатился бы с ветерком на легковой. Но так же есть и несколько участков, которые иначе, чем на полном приводе не преодолеешь. Именно такие "проблемные" места и оправдывают УАЗики, Камазы, Уралы и другую внедорожную технику, применяемую на Северном Урале.
По дороге несколько раз останавливались — пофотографировать Помяненный камень, а также сфотографировать акт вандализма и человеческой жадности. Я говорю про фото внизу: на ней изображена алмазодобывающая драга на реке Северный Колчим. Перед вами — все, что осталось от одной из речек, под названием Колчим. На самом дальнем плане сама драга — это такой большой многоэтажный цех на гусеницах, который перемалывает под собой всю почву на глубину до одного метра. После такой "добычи" полезных ископаемых от реки остаются только кучи гальки и лужи.
Ехать от Красновишерска до 71 квартала около 8 часов, что довольно утомительно. Всем, кто соберется в поездку на Вишеру я бы рекомендовал периодически останавливаться в наиболее замечательных местах. Первую остановку надо сделать у Пьяного ручья (место довольно живописное, но всегда загаженное туристами, особенно к концу сезона). Следующая остановка у Колчима, вернее у того, что от него осталось. Это живой памятник людской жадности и недальновидности. После Колчима обязательно сделайте остановку у Помяненного камня (дорога проходит прямо у его подножья). Его можно фотографировать с нескольких точек.
В 2007 году была еще одна достопримечательность, которая обращала на себя внимание. Дело в том, что в 100 километрах от Красновишерска дорога упирается в Вишеру и нужно переправляться на другой берег. До 2008 года летом это делали на пароме, а сейчас же, там построили мост и необходимость в пароме отпала. Так вот, примечательным был сам этот паром. Все дело в его конструкции: движущей силой являлась сила течения самой Вишеры, т.е. не использовался ни электродвигатель, ни двигатель внутренного сгорания, ни живая сила. Посредством особой системы тросов паром вставал под разным углом к течению и оно таскало его от берега к берегу. Я точно знаю, что такие паромы существуют в Болгарии и в Германии, где являются местными достопримечательностями и их даже не планируют менять на что-либо другое, более современное. Ну а на Вишере такой паром уже не встретишь…
Кроме этого, зачастую по дороге на 71 квартал встречаются представители местной фауны: лоси, медведи, зайцы, лисы и т.д. В этот раз нам попалась самка глухаря (или курица в простонародье). Правда фото не совсем хорошее, т.к. близко к себе она нас не подпустила
А еще на обочинах дороги было очень много вот таких белых цветов (не знаю как они называются):
Вот мы, наконец-то, добрались и до 71 квартала. К нашему удивлению егерей Вишерского заповедника там не оказалось, т.е. не было вообще никого. Тишь да благодать, только горы белеют снегом, да "располневшая" Вишера несет мутные воды.
В этот же день решили переправиться на другую сторону. Наши надежды на егерей и их лодки с моторами не оправдались и поэтому пришлось накачивать резинки (к счастью, мы их взяли с собой на всякий случай). Дело в том, что прямо напротив кордона находится остров и если переправляться в этом месте, то сначала надо переплыть одну протоку. Мы решили в этот же день переправиться на этот остров, заночевать там, а на следующее утро пересечь уже вторую протоку и двинуться в путь пешком.
Переправа от кордона до острова получилась очень экстремальной. Дело в том, что сила течения была очень большой и надо было успеть пересечь протоку до того, как тебя пронесет мимо острова. Затем приходилось по берегу тащить лодку в другой конец острова и переплывать протоку обратно. Ситуация осложнялась тем, что берега поросли кустами. Вдобавок ко всему, во время одной из моих ходок на лодке порвалась уключина и я до сих пор с содроганием вспоминаю, как мне пришлось на одном весле гребсти до берега острова. Ухватился буквально за самую последнюю ветку последнего куста. Вобщем, с приключениями и с горем пополам, переправились мы на остров и разбили лагерь.
На следующее утро нам снова предстояла переправа, но уже более легкая, чем предыдущая, т.к. вторая протока была поуже и не было необходимости возвращаться обратно, т.к. лодки мы решили спрятать на "чувальском" берегу.
А так выглядели наши рюкзаки перед стартом:
Предвижу скептические замечания профессиональных и опытных туристов по поводу наших рюкзаков, но повторюсь, что это был наш первый более-менее серьезный туристический опыт.
Итак, на левый берег Вишеры мы переправились. Лодку спрятали в лесу и поставили точку на навигаторе, чтобы потом без проблем найти ее. Теперь осталось найти "французскую дорогу". Вот здесь я должен сделать небольшое отступление. Как я уже говорил выше, сам маршрут я вычитал в книге "Туризм в Пермской области". Не знаю в каком году сам автор, который советовал этот маршрут, проходил его, но он, мягко говоря, устарел и не соответствует действительности. Сама дорога, конечно, угадывается в лесу по некоторым косвенным признакам, но говорить серьезно, что это "дорога" не приходится. Кроме того, мы допустили еще одну большую ошибку, а именно ту, что решили пойти в мае. Это в нашем родном Соликамске и южнее май — почти лето. А там, на севере Пермского края это даже не поздняя весна, а просто весна. Скажу короче — снега и воды было очень много. К сожалению поняли мы это слишком поздно, когда зашли уже далеко и промокли напрочь. Все попытки выйти на более сухую дорогу или тропу привели лишь к лишним блужданиям. Уже через час-два пути ноги промокли настолько, что мы шли не разбирая дороги прямо по воде. Апогеем этого дня стало наше блуждание по болоту. Чтобы получить хоть какое-то представление о той дороге, по которой мы шли, посмотрите на фото ниже и попробуйте найти хоть один сухой участок:
Иногда казалось, что воду источает все: и земля, и камни, и деревья. Просто непонятно было откуда она берется и даже формируется в ручьи и куда-то стекает. Земля под ногами буквально сочилась влагой.
Добавьте сюда еще буреломы высотой в два этажа (я нисколько не преувеличиваю). Когда мы зашли в болото, то я пару раз проваливался почти по пояс в воду. С нами были две собаки — под конец дня они уже не могли перелазить самостоятельно через поваленные стволы деревьев и их приходилось перетаскивать на руках. Все чаще возникала идея, чтобы вернуться назад, т.к. просвета в переди не предвиделось. Я, как человек, который убедил всех идти именно этим путем, узнал о себе много "нового и интересного". Настроение у всех было подавленным. Режим ходьбы, который мы запланировали заренее в виде "40 минут ходьбы — 20 минут отдыха" был нарушен и превратился в "20 минут ходьбы и 40 минут отдыха". Вот фотография с одной из остановок:
Сейчас вспоминая все это я сам удивляюсь, как мы могли на участок в 5-6 километров потратить целый ходовой день и так вымотаться. В нормальных условиях, пусть даже с рюкзаками за спиной, на это уходит максимум 3-3,5 часа. Мы же шарахались по этим болотам почти 8 часов и как показал потом навигатор накрутили вместо 5-ти километров все 8 км. В общем, когда стало смеркаться, мы нашли более-менее сухой и возвышенный участок суши и решили разбивать лагерь. Не знаю, передают ли фотографии всю степень нашей усталости, но мы тогда крепко вымотались.
На следующий день, предварительно разведав дорогу, мы поняли, что не дошли до дороги на Чувал буквально двухста метров. Утром попили горячего чаю (фото внизу) и форсировав последнее болото (или реку?) мы наконец-то вышли на "французскую тропу".
Надо отметить, что воды на тропе было не меньше (ее правильнее было бы назвать не тропой, а рекой, в которую она превратилась), но зато под водой была твердая каменистая почва и нас уже это радовало.
По этой дороге подниматься было значительно легче, даже не смотря на то, что приходилось подниматься. На пути нам встречались следы хозяйственной деятельности людей:
На карте навигатора были обозначены какие-то шахты. На этом месте мы нашли только небольшие углубления и ямы:
Я слышал две версии происхождения этих ям. Кто-то говорит, что эти ямы — всё, что осталось от каких-то шахт еще времен Ивана Грозного. Скорее всего, здесь добывали железную руду. Другие утверждают, что это следы землянок, в которых жили заключенные ВишерЛага. Когда-то, во времена правления Сталина, на Чувале был так называемый лесной лагерь-спутник (кордон, командировка), куда отправляли заключенных на заготовку древесины. Страшные истории рассказывают в связи с этим… Так это или нет — разбираться историкам.
Прямо на дороге нам попался вот такой механизм, судя по маркировке из Чехословакии:
А тем временем мы поднимались все выше и выше:
Перед самым походом я где-то вычитал, что хорошо бы брать с собой что-то вроде альпенштока. За отсутствием оного я просто взял старую лыжную палку, отломил лишнюю пластмассовую чашечку и получился у меня самодельный альпеншток. Как все надо мной смеялись поначалу! Что-то вроде "стою на асфальте в лыжи обутый…". Но когда во время наших блужданий по болотам и лазаниям по завалам моя палка отработала на все 200%, смешки и шутки прекратились. На следующий день все нарезали себе посохи (фото сверху).
Через какое-то время вышли на большую поляну, которая поразила нас своей красочностью — она была покрыта только что распустившимися цветами желтого и белого цвета:
Тут же мы нашли и Родиолу розовую или Золотой корень:
От этой поляны мы прошли еще около 2-3 километров и вышли к реке Чувалке. Во время весеннего половодья она становится очень бурной и стремительной. Сам видел как вода таскала камни очень приличного размера.
Решили вставать лагерем на ночь. Сказались и усталость вчерашнего дня и сегодняшний подъем. Кроме этого, было решено разбивать лагерь и из практических соображений: во-первых, мы не знали, есть ли выше вода, а тут ее было предостаточно. Во-вторых, не хотели подниматься выше зоны леса, а уже чувствовалось, что он (лес то есть) уже заканчивается. Нашли более-менее ровный участок и поставили палатки (надо сказать, что палатки еле-еле поставили).
Весь день, когда мы поднимались по тропе и потом, уже вечером у костра, мы слышали какой-то свист, причем раздовался он с разных сторон. Мы подумали, что это какая-то птица. Потом уже, после похода, один местный охотник объяснил нам, что это была не птица, а медведь. Забегая вперед скажу, что уже возвращаясь назад, ниже нашего лагеря мы нашли медвежьи следы (на фото ниже). Вообще, встреча с медведем в лесу очень неприятна, но она вдвойне неприятна ранней весной, когда медведь только встал из берлоги и очень голоден. Сейчас я пишу эти строки и понимаю, что нам очень повезло тогда, что медведь решил ограничиться лишь этим свистом. Кстати, уже постфактум мы также поняли, почему наши собаки так странно вели себя в тот день: вечером они жались к костру, а ночью в палатках прижимались к хозяевам.
Автор Юрий Половников
Рекомендуем
Рыбалка на хариуса на Приполярном Урале
Рыбалка на хариуса
на Приполярном Урале
Река Сыня и ее притоки (ХМАО)
Заброска/выброска — вездеход МТЛБ
Комбинированный поход на Народную и Манарагу со сплавом по Косью с вертолетной заброской
Комбинированный поход в Коми
Горы Народная (1895) и Манарага
Сплав по реке Косью, Югыд Ва
Вертолетная заброска
Водный поход по Вишере на 4 дня
Водный поход по Вишере
д. Вая — пос. Вишерогорск
Камни Писанный и Дыроватый
Заброска: УАЗ, Камаз-вахтовый
!!СБОРНЫЕ ГРУППЫ - пешие походы
!!! СБОРНЫЕ ГРУППЫ !!!
Пешие походы
Комбинированные туры
Северный Урал
Приполярный Урал
От 7 до 11 дней