Продолжение. Начало здесь Часть 1

На следующее утро нас ждал очередной сюрприз: ночью были заморозки и все, что мы оставили возле костра замерзло.

Быстро развели костер, позавтракали и отправились в радиалку на Чувал. Для начала надо было как-то переправиться на другой берег Чувалки. Сделать это было очень проблематично, т.к. течение буквально стаскивало вниз, да и камни были очень скользкие. Пришлось подниматься вверх по течению и искать упавшее дерево, способное выдержать наши тушки.

Отчет о горном треккинге на Урале: хребет Чувал. Часть 2

Поднявшись по дороге буквально на километр мы вышли на большую поляну с избой посередине. Навигатор подсказал нам, что это Верх-Чувальские поселения или бараки.

Изба была довольно запущенной и основательно разрушенной. Говорят, что один из рода Бахтияровых (местные жители коми-пермяки), а именно Петр, еще умудрялся жить в ней.

От поляны начинался уже довольно крутой подъем и с каждым метром подъема деревьев становилось все меньше и меньше. А с деревьями, которые еще умудрялись расти на той высоте, происходили довольно странные метаморфозы. Иногда даже трудно было идентифицировать то или иное дерево.

Отчет о горном треккинге на Урале: хребет Чувал. Часть 2

Вот как вы думаете, на фото внизу что за дерево? Неужели береза?

А совсем скоро деревья вообще пропали и началось царство зарослей можевельника. Его на Чувале очень много. Можевельник плотным ковром покрывает весь перевал через Чувальский хребет. Первое, что замечаешь, глядя на эти заросли — это то, как ровно они растут. Складывается ощущение, что какой-то неведомый садовник высаживал эти заросли по определенной схеме (кругами и многоугольниками, если смотреть сверху) и каждый день подстригает их (настолько ровные кромки у этих фигур). На самом деле этим садовником являются очень тежелые условия жизни и суровый пронизывающий ветер. Можевеловые кусты, как и любой другой живой организм, просто вынуждены были приспособиться и это "приспособленчество" нашло выражение в таких интересных для нас формах.

А иногда можевельник рос вперемешку с камнями, что было очень красиво и напоминало некий японский сад камней или менгиры.

Через какое-то время пропали и можевеловые кусты и мы попали в горную тундру. Эти переходы из одной природной зоны в другую настолько стремительны и спрессованны во времени, что вызывают какое-то чувство восторга и даже головокружение. Еще полчаса назад ты был в лесу и вот ты уже в лесостепи, а еще через несколько минут в горной тундре. А вокруг тебя открывается фантастическая панорама с Уральскими горами на фоне.

Почти на самой вершине мы нашли просто огромные брусничники. Дело в том, что на вершинах Уральских гор очень часто встречаются… болота! Да-да, именно так, в горах — болота. Они даже название получили "верховые болота". И там, естественно, растет брусника. Собирать ее, понятное дело, некому и поэтому ее (т.е. прошлогодней брусники) было просто огромное количество.

Отчет о горном треккинге на Урале: хребет Чувал. Часть 2

Кроме этого удивляло большое количество снега. Если внизу он лишь периодически встречался, то здесь лежал еще очень уверенно и, можно сказать, еще господствовал.

Наш путь лежал немного левее и южнее вершины Чувала. Дело в том, что там находятся камни-останцы, результат долгого выветривания. На Чувале они получили название Каменные лица или Каменные портреты за свое сходство с профилями человеческих лиц. Надо сказать, что камни-останцы — это довольно типичное явление для Уральских гор. Самые популярные на сегодняшний день, конечно, столбы выветривания на плато Маньпупунер. Но такие же останцы есть и на Чувале, и на Лиственичном, и даже на Помяненном камне. Вобщем, их много и они не менее красивы, хоть и поменьше размерами.

Отсюда же открывался хороший вид на поляну, где стоит барак и на дорогу, по которой мы сюда пришли. Там же, чуть ниже избы, находился и наш лагерь, куда нам предстояло вернуться.

Отчет о горном треккинге на Урале: хребет Чувал. Часть 2

Ниже я опубликую фотографии самого Чувала и окрестных гор без привязки к своему рассказу. Просто так.

Ну и конечно же, как самому не сфоткаться на фоне такой красоты!? Такой художественный прием как антитеза или противопоставление здесь особенно уместен :-)

Между тем, дело уже было за полдень и надо было думать о возвращении в лагерь. Решили не возвращаться по той же дороге, которой мы поднялись сюда, а спуститься по более крутому южному склону Чувала прямо к нашему базовому лагерю. Нельзя сказать, что это было ошибкой, но сделать это оказалось сложнее, чем мы думали. Мы столкнулись с проблемой под названием курумник. Если издалека смотреть на Чувал, то кажестя, что его склоны обильно посыпаны щебенкой или камнями. Можно сделать вывод, что пройти по этой насыпи довольно легко. Одного мы не учли — размеров. На деле оказалось, что камни в этой насыпи очень большого, а иногда и просто огромного размера. Те из  нас, кто был обут в сапоги чуть не переломали себе ноги, т.к. такая обувь абсолютно не держит ногу и скользит по камням. Сами камни тоже не монолитные и могут шататься или даже осыпаться.

С горем пополам мы спустились с вершины Чувала до зоны леса и вышли прямо к истоку реки Чувалки (или Чувалихи). Решили идти прямо по ее берегу и дойти до дорог, а там уже и наш лагерь. Это прогулка вдоль Чувалки была очень полезна с точки зрения понимания того, как формируются и становятся полноводными наши уральские реки, да и реки вообще. Это был прекрасный урок физической географии, который я постараюсь проиллюстрировать несколькими фотографиями ниже.

Отчет о горном треккинге на Урале: хребет Чувал. Часть 2

Поначалу мы имеем много снега, склон горы и некоторую впадину или балку. Уже через несколько десятков метров мы видим небольшой ручеек, образованный таяньем этого снежника (фото  ниже)

В этот ручей впадают сотни и даже тысячи таких же ручееков и, естественно, он начинает расти.

Уже через 3-4 километра ручей превращается в небольшую горную речку, которая впадает в Вишеру.

Отчет о горном треккинге на Урале: хребет Чувал. Часть 2

Так по берегу Чувалки мы и спустились вниз к своему лагерю.

На следующий день нам предстоял обратный путь. Мы решили (по понятным причинам) не идти тем же маршрутом, которым пришли сюда. Вышли на "французскую тропу" и шли уже по ней. Отмечу, что воды тоже было много и завалы деревьев были не меньше, чем на берегу Вишеры, но под ногами была твердая почва и, самое главное, уверенность, что мы идем правильно. На пути нам повстречались туристические метки в виде привязанных бутылок и ленточек.

Как я узнал впоследствие, эти метки обозначали выход на тропу, ведущую прямо к вершине Чувала. Скажу, что при походе на Чувал в следующем (2008) году я потратил на это мероприятие всего два дня, вместо тех четырех, которые мы потратили в 2007 году. Но тогда у нас не было опыта и знаний, а как известно, первый блин — комом. Вобщем, вышли мы по французской тропе к Вишере, нашли свою лодку и переправились на правый берег. Егерей Вишерского заповедника до сих пор не было, поэтому мы расположились на кардоне как хозяева и переночевали одну ночь.

Отчет о горном треккинге на Урале: хребет Чувал. Часть 2

На следующий день сделали небольшую остановку в деревне Вая (зашли в магазин). На дверях магазина сфоткали объявление.

К вечеру были уже в Соликамске.

Вот такой вот был мой первый опыт более-менее серъезного горного треккинга на Урале. Сейчас, уже по прошествии большого количества времени, вспоминается все это весело и позитивно. Даже те трудности, с которыми мы столкнулись пошли нам на пользу, т.к. дали самое главное — опыт. Если у Вас есть похожие истории или отчеты, то присылайте их по контактам этого сайта, я с удовольствием их размещу здесь. Делитесь опытом и впечатлениями. Оставляйте комментарии.

Часть 1

Рыбалка на хариуса на Приполярном Урале

Рыбалка на хариуса
на Приполярном Урале
Река Сыня и ее притоки (ХМАО)
Заброска/выброска — вездеход МТЛБ

Комбинированный поход на Народную и Манарагу со сплавом по Косью с вертолетной заброской

Комбинированный поход в Коми

Северный Урал
Приполярный Урал
От 7 до 11 дней

Дарим 500 рублей при заказе любого тура через нашу группу Вконтакте!