Что-то мне подсказывает, что краткий отчет с десятком фотографий о нашем путешествии по снежным вершинам Приполярного Урала в 2013 году будут интересны многим снегоходчикам и путешественникам.

Так вот, как обычно, все началось с предыдущих наших поездок на Приполярный Урал, когда в наши ряды влились новые силы и мы решили немного изменить формат — экспедиционный, на экспедиционно-туристическо-развлекательный. Решили начать наше путешествие с усадьбы в поселке Аранец. Еще одной из задач поездки была идея закинуть в избу на реке Вангыр печку купленную в Москве с целью ее установки в этой избе. Прошлый год находясь там и видя прогоревшую печь, я решил что неплоха идея ее поменять, тем самым облегчить жизнь туристам, отдыхающим в этих краях. Даже для этой поездки решили изготовить специальные сани, подсмотрев идею на Салехардском форуме.


Снегоходный тур на перевал Дятлова (рядом с Маньпупунером). 8 дней, 460 км, от 15000 рублей на человека!!!


Итак, о маршруте и о формате: как я уже говорил выше, старт был назначен от усадьбы в Аранце до Вангыра, далее установка печки, катание вокруг, возвращение в Аранец — "на все про все" 3 дня. Далее ночевка в усадьбе и затем обратно на перевал — прохождение нового маршрута, посещение штолен и горы Сабли и опять на усадьбу — это еще 3 дня. Это тот примерный график которого мы придерживались. До города Усть-Соплекса добрались за сутки с небольшим. Разгрузились, увязали санки и двинулись в путь. На всю команду у нас были всего лишь одни санки и все вещи, конечно, не смогли забрать. Нам предстояло пройти 60 км до усадьбы в Аранце. Я доехал с санями до усадьбы за пару часов. Но вот Полярис нашего товарища так и не доехал, стуканул мотор на 1800 км пробега. Но нам нужно было ехать за оставшимся в Усть-Соплексе бензином и вещами. Мы с Денисом на двух Ранджерах, прицепив вторые сани, которые взяли в Аранце, рванули обратно к машинам. Решили немного срезать и поехать по реке — это было ошибкой, один из Ранджеров прилип на реке с санями. Пришлось вызывать подмогу, т.к. вдвоем его эвакуировать не смогли. Ребята прискакали быстро, не прошло и получаса. Эвакуация заняла тоже не более часа. Все обошлось. Надо сказать, что к этому времени сильно похолодало, было уже темно и разгоряченные после физической работы, мы порядком замерзли добравшись до усадьбы. В первый день мы с Денисом откатали около 200 км.

На базе в Аранце нас встретили тепло и радушно. Хозяин базы был немного расстроен тем, что у него недавно сгорела баня. На утро у нас был намечен выезд в горы на три дня. Толком не смогли произвести диагностику поломанного Поляриса и Сергей, его владелец, остался на усадьбе разбираться. А мы, увязав санки и привязав к нашим коням дополнительное топливо, на утро бодрячком стояли в полной готовности к старту.

По дороге до перевала дурачились и радовались большому количеству снега и толщине снежного покрова. Это немного тормозило нас,  т.к. нет-нет, да кто-то прилипал! На Кушнике встретили группу местных ребят на двух буранах, отдыхающих и путешествующих целой компанией с девушками. Добравшись до поста МЧС на удивление встретили там целую команду екатеренбуржцев на Тундрах. Да, по сравнению с прошлым годом места оживают!

Кстати, хотел передать огромную благодарность Максу и его компаньону из Екатеринбурга, которые очень любезно дали в аренду нашему товарищу Сергею (у которого стуканул мотор на Полярисе) снегоход Тундра, на котором он благополучно путешествовал вместе с нами дальше! Ребята, респект и уважуха! Спасибо от всей нашей команды!

Пока мы по дороге "пилили" склоны и откапывали снегоходы, вечер не заставил себя ждать. В сумерках мы неспешно добрались до базы "Озерная", там переночевали (печка там очень специфичная, то дымит, то не горит). Но, в общем и целом, все хорошо, там очень красиво. Хорошая баня (это мы уже обнаружили утром). Утром выдвинулись в сторону Вангыра.

До Вангыра был предыдущими группами был прокатан такой широкий путик, что можно назвать его смело снегоходобаном, напоминающим маршрут по Подмосковью. Иногда он не совсем совпадал с нашим прошлогодним треком, но точно шел на Вангыр! Вся дорога заняла несколько часов. Добравшись до избушки сразу занялись установкой доставленной печи. Ведь это была наша основная задача. Запенили все возможные дырки в доме, а их там ого-го! (по хорошему, конечно, нужно делать подбивку каждого шва). Затопили печь и поехали "пилить" склоны!

По дороге к склонам нашли зачетную речушку, где, чтобы проехать, нужно было проявить немалое мастерство и виртуозность! Там мы и провели остаток дня! Получив солидный опыт по откапыванию снегоходов — и тренировку, ведь мы планировали попасть в шахты, а откопать вход в них — требуется немало сил! Вернулись в избушку на Вангаре и уснули крепким богатырским сном.

Погода, надо заметить, стояла отличная, и? согласно графику? мы должны были в этот день вернуться на усадьбу в Аранец. Двинулись в сторону Озерной, позвонив по спутнику в Аранец, выяснили что Сергею, нашему члену команды, как описывалось выше, удалось арендовать снегоход у екатеринбуржцев и он выдвинулся нам на встречу. Договорились что он будет нас ждать у базы МЧС. Но по дороге, недалеко от Озерной, мы решили срезать и по злому року или благодати божьей — застряли! Нас было видно с основного маршрута и Сергей, игнорировав уговор, чуть нас не проскочил, но увидел нас и мы встретились. Какая была радость! Планы немного поменялись, мы решили вдвоем съездить в Аранец за продуктами (ведь мы планировали поездку на 3 дня), а ребята решили переночевать на Озерной и утром встретиться с нами на точке МЧС. В 17.00 мы стартанули с Женей от Озерной, по дороге не удержались и заскочили в долину к Сабле! В 21.00 сидели за столом на усадьбе в Аранце.

Как я рассказывал выше, мы договорились встретиться с ребятами утром на урочище "40 окладов". Так и произошло: проснулись, позавтракали и поскакали на встречу к ребятам. Выехали, правда, немного поздновато (в 8 с гаком), но в 10.45 были уже на месте. Весь этот день прокатались просто по склонам, перманентно вытаскивая то один, то другой снегоход из ручьев и просто сковыривая их со склонов. Утолив жажду и хапнув немного адреналина, уже затемно вернулись в избушку. Покатались от души. На утро был план проехать от Аранецкого перевала по Патоку до Вангыра. Возможно, посмотреть шахты.

Переночевав наша компания разделилась: двое ребят решили немного покататься и вернуться на усадьбу в Аранец, а мы решили все же пробить путик через Паток на Вангыр. Выехали поздно, около 11 часов, и к нашему удивлению нашли свежий путик. Как потом выяснилось, это Руденко Олег облегчил нам прохождение этого участка, да так, что мы проскочили этот участок за час, наверно. Не помню точно, но по путику мы прошли наверно около 30 км, затем ушли правее, а ребята (Руденко и Ко) ушли левее. По реке оказалось идти очень просто, не так как по ручью (во второй день наших покатушек). Дошли до развилки на Омегашер и ушли левее на Вангыр. Там нашли следы других снегоходных групп, которые прошли здесь ранее. Которые точно шли по нашему прошлогоднему треку. "Попилили" немного склоны и добрались до шахт.

До шахт добраться было не просто, мало того, что они достаточно высоко, так еще и нужно было откопать входы, наглухо заваленные снегом. Но кто хочет, тот всегда найдет! Откопали две шахты, одна была не очень длинная, метров 200–300. Дальше пройти было невозможно, проходы были залиты водой и заморожены. Т.е. туннель был полностью заполнен льдом. Вторая чуть больше, наверное, около 600 метров. Тоже какие-то ходы засыпаны, какие-то заморожены.

Так, прогулявшись по шахтам, проскочив через избушку на Вангыре (там у нас, кстати, стояло припасенное топливо) заправились и по накатанному всеми путику через Озерную рванули обратно на Аранецкий перевал. В избушке были уже затемно. Следующий день решили посветить горе Сабле.

Итак, следующий день был последним в нашем посещении горного массива, поэтому мы решили немного подурачится и поехали в долину горы Сабля "пилить" склоны. Там очень неплохие виды и достаточно благоприятная местность для катания. Можно отточить мастерство. Поднимаясь и спускаясь со склона на склон, мы постепенно приближались к месту подъема на Саблю. Сначала даже немного ошиблись траекторией и заскочили на озеро перед Саблей справа, если стоять лицом к подъему.

Подъехали к Сабле, посмотрели на подъем и решили не тянуть, а оценить сверху как это выглядит на самом деле. Вдохнув поглубже, я пошел первым, Женя вторым, а Серега на арендованной тундре не доехал до пятачка на вершине буквально 10 -15 метров. Моторчик слабоват на снегоходе. Стоя на Сабле в одиночестве, пока не заскочил Женя, было немного страшновато. Особенно, если подойти к краю, чтоб заглянуть в цирк. Погода немного испортилась к тому времени, жалко не получились хорошие фотки. Спуск был тоже немного щекотливый, но задняя передача рулит! В общем подождали пока Серега съездит на Саблю на Женином "коте" и рванули в Аранец. Вечером уже сидели за столом, обсуждали и смотрели видео. На утро предстояла дорога домой. Так пролетела неделя драйва! Непередаваемые ощущения: вечером, залезая в спальник находясь в этих избушках в горах, не успеваешь даже закрыть глаза как моментально засыпаешь! Утром первые 10 минут думаешь, что тело тебе не принадлежит и вставать совсем не хочется. А как представишь, что надо еще и ехать куда-то на снежике, Боже — это невозможно. Но, охота пуще неволи, поэтому через несколько минут все эти мрачные мысли сами куда-то улетучиваются и через полчаса ты уже заводишь снегоход, а через час несешься уже по маршруту или прокладываешь новый.

Автор фото и текста Алексей Шапошников


Присоединяйся к нам в соцсетях!

Возможно вас заинтересуют следующие статьи

Байки уральских рыбаков

Вот скажите мне, в чем главная прелесть рыбацких баек?

В мире вишерского хариуса

На северной оконечности Вишерского заповедника есть одна внешне неприметная высо­тка...

Видео: вид на Уральские горы с Чувала

Уральские горы — одни из самых древних на Земле.

Видео: волья или индейский факел

Давно мечтал сделать волью или, как еще называют эту конструкцию, индейский факел...