Снегоходные каникулы на Вишере

Решение по этой поездке было принято спонтанно. Основным фактором оказался отпуск моего друга Алексея, а точнее последняя неделя этого отпуска. Леха сказал мне "поехали!", ну, и я как вольная птица ответил "а, давай!". Связались со знакомым мужичком из деревни Велс, сообщили, чтобы ждал нас и готовил баню. По ходу подготовки к нам присоединился еще один участник — Павел (учились когда-то вместе). Сборы были недолгими, водки купили много, прощания с родными слезными, настроение боевое. В запасе у нас было 5 дней, два из которых мы отвели на доргу (в смысле туда и обратно) и три дня на реке. Изначально еще не знали, куда именно поедем — на реку Вишера или на реку Велс. Решили, что окончательно определимся на месте, посоветовавшись с Сергеем (человек, который должен был встреить нас на Велсе).

Кроме того, по пути на Велс, решили заскочить на Помяненный камень и ближе к вечеру уже приехать в деревню. На камень, конечно же, заскочили, но до вершини так и не добрались. На снегоходе доехали по просеке до бурелома и дальше уже не решились ехать. По пути пару раз засаживали снегоход и приходилось его вызволять из снежного плена. Снегу на просеке было высотой более метра и все пухляк. Езда на снегоходе по такому снегу — это то еще испытание, если учесть, что у нас был утилитарник, а не горный снегоход. Ниже на фото как раз камень Помяненный (фото Павла Воложанинова)

По поводу Помяненного (или Колчимского) камня должен сделать одну оговорку: мы с Лехой за зимний сезон 2012-2013 года уже четыре раза пытались попасть на него, но ни разу нам это не удалось. То снегоход засадим так, что пока провозимся, световой день закончится, то машина сломается и поездку приходится отменять, то банально пешком дойти не можем (на том участке, где на снегоходе ехать уже нельзя). В общем, не пускает нас Помяненный до своей вершины. Как тут не начнешь верить в мистику гор.

Снегоходные каникулы на Вишере

В общем, до Помяненного мы так и не добрались, зато без приключений и проблем доехали до Велса. Как раз, когда баня уже была готова, нас дожидались обалденнейший плов и хозяин Сергей. После разговора с ним мы поняли, что до Велса ехать нет никакого смысла: до ближайшей избы далеко, кроме того, за всю зиму никто туда не ездил. Рыба, если и есть где в округе, то точно не на Велсе. В общем, карта легла на Вишеру. Переночевав у Сергея в доме, на следущее утро мы уже на снегоходе поехали до избушки. Сергей любезно согласился показать нам путик по Вишере, а точнее трассу, по которое ехать было безопаснее всего. На будущее, если кто соберется на Вишеру зимой, надо иметь в виду, что самая безопасная траектория — это держаться стремины или центра реки. Нельзя прижиматься к берегам, т.к. там можно провалиться в так называемый талик (ударение на И), т.е. полынью.

Надо сказать, что с погодой нам однозначно не повезло. Был разгар утра и дня, а темно было как в сумерки. Постоянный сильный ветер и снег. Видимость иногда падала до 10-15 метров. С небольшими приключениями (заехали в заостровку, а она завалена снегом так, что торросы достигали высотой 2.5-3 метров) мы доехали до будки.

На нижнем фото как раз тот самый талик, который опасен для снегоходчика. Особо опасно, когда такой талик заваливает свежим снегом и его не видно со снегохода.

Снегоходные каникулы на Вишере

А вот и наш дом родной на ближайшие 3 дня. Надо сказать, что на Вишере стоит достаточно много будок (заимок, зимовьев) и на участке от 71 квартала до Ваи еще в прошлом году их было 4 штуки, но одна осенью 2012 года сгорела и теперь их осталось три. Вот в одной из них мы и ночевали.

Основной проблемой, конечно же, были дрова. Их нужно было много и они должны гореть.

Все трое спали на одном лежаке. Накинули несколько пенок, закрылись в зимние спальники и спали. Тепла печки на всю ночь не хватало, она прогорала буквально за 1,5-2 часа. Под утро было довольно холодно.

Снегоходные каникулы на Вишере

Снегоходный тур на перевал Дятлова (рядом с Маньпупунером). 8 дней, 460 км, от 15000 рублей на человека!!!

На следующее утро самой большой проблемой было завести снегоход. Он ни за что не соглашался заводиться "с ключа", что естественно, т.к. температура была под -30. Пришлось немного подергать ручку. Хорошо, что еще перед этим, вечером, я обстучал гусеницу и достал из ходовой весь снег.

А денек выдался на славу! Было морозно,  но солнечно. Поехали рыбачить. Знали лишь две ямы на Вишере, поэтому и решили их обрыбалить. Но если честно, я заранее знал, что мы ничего не поймаем. Еще рановато для подледного лова хариуса, да и погода совсем не подходящая была. Ехали больше для того, чтобы подышать свежим воздухом, погонять на снегоходе, жирок растрясти, ну, и конечно, пофотографировать.

Снегоходные каникулы на Вишере

Наш вчерашний путик (на фото ниже). Уже почти замело: еще день-другой и его не будет видно, как будто мы здесь и не проезжали.

Паша делает вид, что рыбачит. Я пробурил, в общей сложности, лунок десять, но не видел даже поклевки. Поэтому, бросил это дело и начал просто пить водку фотографировать красоты.

А это мы с Лехой ищем место, где хариус покрупнее!

Снегоходные каникулы на Вишере

"Рыбачили" недолго. Решили вернуться в избу, тем более, что надо было заготовить дров на следущую зиму. Как оказалось, совсем не зря вернулись пораньше, т.к. бензопила наша поломалась и нам пришлось заготавливать дрова одним топором. Еле-еле успели к темноте.

Ну, а ночью, на зимовье делать больше нечего, кроме как испивать алкоголь, есть всякие соленья-варенья, да вести разговоры за жизнь. В избе тепло, печка трещит, за окном завывает ветер, мобильные телефоны молчат (слава Богу, связи там нет), а мы с Пашей обсуждаем судьбу перфекта и плюсквамперфекта в русском языке.

Естественно, когда катались по реке и когда "рыбачили" в наиболее красивых и примечательных местах мы фотографировались. Вот ниже эти фотки:

Чтобы сфоткаться на фоне этой маленькой скалы я загнал снеж в такой пухляк, а потом еще ногами целину топтал, что эта фотография, наверное, самая "дорогая" из всех.

Как я уже сказал, нас было трое, а значит, не все вмещались на сиденья. Одному всегда приходилось сидеть в санях. Мы этому одному (по имени Паша) не завидовали.

Снегоходные каникулы на Вишере

Оцените торросы на Вишере. Дело в том, что по осени река вставала, а потом снова вскрывалась и льды встали хаотично и беспорядочно. Потом, уже зимой эти торчащие льдины "насобирали" снега в высоту до трех метров. Когда мы еще ехали до будки, Сергей, как потом он сам признался, молился, чтобы мы не врезались в одну из таких вертикально стоящих льдин. Дело в том, что под снегом их не видно — холм и холм. А вот что породило этот холм — неизвестно.

В последний день до обеда еще посидели на реке, а потом поехали до деревни Велс, обратно. По предварительно договоренности с Сергеем нас должна была уже ждать баня. По пути остановились сфотографировать велсовские камни. Кроме того, решили заглянуть в Велсовскую пещеру.

А на этой фото (ниже) кто-то из нас попытался запечатлеть Чувал и хребет Лиственичный.

На "обратной" от реки стороне Велсовских камней (там, где вход в пещеру) есть хороший склон, на котором можно погонять на снегоходе, отвести, так сказать, душу. Что мы, собственно, и сделали.

Вход в Велсовскую пещеру (на нижней фотке)

Снегоходные каникулы на Вишере

Зайдя в пещеру, я честно говоря, обалдел. В пещере было огромное количество ледяных сталагмитов. По сути, она вся была усеяна этими столбиками. Некоторые просто лежали на земле (постарались велсовские дети), но большинство стояли целые и невридимые. Формы этих сталагмитов были совершенно разными. Были она разной длины и разной степени прозрачности.

Еще одной достопримечательностью Велсовской пещеры является озеро. Местные жители говорят, что раньше его уровень был выше, т.е. толщина льда была больше, а сейчас оно "мельчает". Кстати, этот лед полностью никогда не тает и летом появляется только наледь. Интересный факт об этом ледяном озере нам рассказал Сергей, хозяин, который нас приютил у себя дома: будучи пацанами, в детстве и подрастковом возрасте, они ходили на это озеро играть в хоккей. Расставляли по стенам факела и гоняли по этому льду. По-моему, вообще прикольно, я бы тоже так поиграл в хоккей.

Двигаемся ближе к выходу на Вишеру. Видны следы человеческой деятельности. Может быть это факел доисторических людей?

Вот он! Наконец-то, виден свет в конце тоннеля!

Собственно, посещением пещеры и закончилась наша развлекательная часть в этой поездке. Вечером мы снова сходили в баню, посидели на кухне и пообщались с Сергеем, а ближе к ночи легли спать. Утром кое-как завели машину, откопали прицеп со снегоходом и тронулись в путь, т.е. домой. На перевале остановились сделать несколько фоток Чувала, Тулыма и Курыксара.

Лесная летопись: рысь гоняла зайца. Интересно, поймала или нет?

Снегоходные каникулы на Вишере

А закончились наши каникулы так же, как и начинались, т.е. камнем Помяненный. Вот такой вид открывается на Колчимский камень (он же Помяненный) со стороны Ваи в ясную зимнюю погоду.

Ну, и напоследок небольшое видео, за которое прошу строго не судить:

Автор Юрий Половников

8-800-55-190-20
yurapolovnikov

Защита от автоматических сообщений
Введите слово на картинке*
Рыбалка на хариуса на Приполярном Урале

Рыбалка на хариуса
на Приполярном Урале
Река Сыня и ее притоки (ХМАО)
Заброска/выброска — вездеход МТЛБ

Комбинированный поход на Народную и Манарагу со сплавом по Косью с вертолетной заброской

Комбинированный поход в Коми

Северный Урал
Приполярный Урал
От 7 до 11 дней

Дарим 500 рублей при заказе любого тура через нашу группу Вконтакте!