Путешествие на снегоходах к плато Маньпупынер

Путешествие на снегоходах к плато Маньпупынер

Северный Урал. Поселок Бурмантово.
На календаре 27 февраля, 2 часа ночи…
Я нахожусь в местной "гостинице" — это простой деревенский дом, приютивший нас перед обратной дорогой домой.
Мне не спится, совсем не спится.
Наш многодневный пробег подошел к концу. Этим утром мы возвращаемся в свои города: Уфа, Белебей, Омск…
Мысленно прокручиваю и обдумываю последние дни, дни нашего снегоходного путешествия, случайные встречи с друзьями на трассе, некоторые особо памятные события, снежную дорогу, базу геологов, финальный штурм плато Маньпупунер и череду других событий нашей походной жизни, такой недолгой, но очень запоминающейся и эмоциональной.

Все спят. Я же, пролежав в спальнике еще с полчаса, встаю и иду на кухню мимо спящих и уставших друзей. Чайная ложка погрузилась в черноту крепко заваренного чая, слабо отсвечивая желтизной через стенки граненого стакана.
Тусклая "дежурная" лампочка на кухне старого "мансийского" дома, освещает пошарпанную печь, деревянный стол, древний самодельный кухонный шкаф, нехитрый набор столовой утвари, да пару чайников с заваркой и кипятком…
На стене висит рекламный плакат с призывом посетить Северный Урал…
В доме натоплена, вешалка у дверей полностью увешана нашей одеждой, на полу разложены баулы и рюкзаки.

Сахар у нас кончился и я, скорее по привычке, с легким звоном помешиваю горячий чай. Вскоре в дверном проеме появился заспанный Саша Моцный…
Теперь на кухне нас двое. Сидим, потягиваем стакан за стаканом горячий чай, неспешно обсуждая впечатления и тихо говорим о нашем пробеге.
Вскоре Моцный ушел спать на кухне появился Сергей Кривич и мы "гоняли чай" уже с ним, а еще через сорок минут и с Сергеем Конновым.
Вот так и прошла для меня эта ночь.
Пробег все же никого из нас не оставил равнодушным и стал очень занчимым этапом в нашей жизни — так я думал, сидя в свете тусклой лампочки на кухне старого "мансийского" дома и потягивая чай до утра.
Вскоре и я ушел досыпать свои оставшиеся до подъема два часа.
А через тридцать шесть часов после старта мы были уже в Омске — дома.
Но это было всего лишь небольшое лирической отступление, а теперь я расскажу все по порядку о прошедшем пробеге…

Путешествие на снегоходах к плато Маньпупынер

Мысль попасть на Северный Урал, а именно на плато Маньпупунер, появилась в наших головушках уже долгое время. И не только в наших, но у приятелей из Уфы. И вот, наконец-то, мы созрели до подготовительного периода, а когда и он подошел к своему завершению, все выехали к определенной дате на Урал.
Перед выездом точку сбора всей команды специально не проговаривали, т.к. решили, что все решится по ходу дела, по дороге. Возможно, это будет Екатеринбург, возможно Нижний Тагил, или где-то рядом.
Если нам не удастся встретиться по дороге (по тем или иным причинам), то крайняя точка сбора — маленькая деревня Бурмантово, на реке Лозьва. От нашего родного города Омска это приблизительно 1600 километров. 
Мы выехали из Омска в сторону Тюмени в 06 утра.
За постом ДПС нас ждал сюрприз: оказывается, нас проводить решили наши приятеля Владислав и Геннадий Вялых. Даже специально встали рано утром и выехали за город, чтобы пожелать нам удачной дороги. Что ж, приятно однако, когда парни смахнув скупую мужскую "слезу" с щеки, желают удачи, да напутствуют добрым словом.

Путешествие на снегоходах к плато Маньпупынер


Снегоходный тур на перевал Дятлова (рядом с Маньпупунером). 8 дней, 460 км, от 15000 рублей на человека!!!


Недалеко от Екатеринбурга приключения нас нагнали: сломалось дышло прицепа. Слава Богу, что несерьезно и ремонт занял около 30 минут.
Больше серьезных происшествий в дороге не было, и вскоре, ближе к вечеру, мы свернули в сторону Нижнего Тагила.

Встреча! Встреча с друзьями из Уфы — Лукьяновым Сергеем, Моцным Александром, Конновым Сергеем, Яковлевым Сергеем - произошла между Екатеринбургом и Нижним Тагилом, прямо на дороге, возле отеля с говорящим названием "У Сахила". Парни значительно раньше нас подьехали к этой гостинице, поэтому забронировали нам места, и выпив уже "пару" порций вискаря, плотно "висели" на телефоне, буквально по километру ведя нас по дороге к трактиру. Вообще, они очень большие выдумщики, очень веселые и открытые люди! В этот раз они устроили нам настоящий салют из сигнальных ракет, еще метров за четыреста до нашего подьезда к мотелю. И финальный залповый выстрел из всех четырех стволов сразу по нашему прибытию!!! Что тут скажешь.
Мы не виделись полтора года и встрече были все рады! А вечером были небольшие подарки, немного виски, разговоры по душам и воспоминания…

Утром следующего дня, горячо поблагодарив персонал гостиницы за радушный прием, кров и пищу,

Путешествие на снегоходах к плато Маньпупынер

выехали общей автоколонной в Бурмантово. Это приблизительно еще 450 км в дороге. 

За 80 километров до деревни Бурмантово асфальт кончился, а может быть он и был, но мы его не увидели — сплошной накат и гололед.

БУРМАНТОВО
Поселок Ивдельского округа Свердловской области. На период 2010 года в Бурмантово официально было прописано 56 человек. Всего лишь около четырех десятков дворов, больше половины из которых уже необитаемы – вросли в землю, покрылись мхом, «светят» покосившимися ставнями и черными пустотами вместо оконных рам, да торчат печные трубы – как погребальные маяки.
До революции поселок Бурмантово был самым северным русским селением в этих местах. Поселок был основан Никитой Бурмантовым, выходцем с реки Колва.

В коми-пермяцком языке сочетание "бур морт" означает «добрый человек»

Широта: 61°17'60'' Северной Широты
Долгота: 60°28'60'' Восточной Долготы
Мы в Бурмантово прибыли затемно.

В Бурмантово остановились на "центральной" улице, идущей сразу от моста через Лозьву. Предварительно мы уже знали, что ночевать придется в "гостевом доме".
Пока разминали "руки-ноги" после многочасовой езды на авто, представители нашей команды отыскали тот самый "гостевой дом" и сообщили, что дом занят.
Если учесть, что в доме около пятнадцати спальных мест, то мы были очень удивлены когда какие-то "проводники", поджидающие коммерческую группу Москвичей из 3-4 человек (!) отказали нам в общем ночлеге. Ну, на нет и суда нет. Нас проводили к одному местному жителю — Сергею. Сергей местный коренной житель, манси или коми-зырянин. Женат, воспитывает троих детей. Живет в крепком и не самом маленьком доме. О том, что Сергей крепко стоит на ногах (по местным меркам) свидетельствуют УАЗ и Буран, стоящие возле дома. 
Напротив дома творение детских рук — маленькая снежная крепость.

Путешествие на снегоходах к плато Маньпупынер

Припарковались поплотнее к дому Сергея. Не откладывая на завтра, с вечера начали готовиться к завтрашнему старту. Закипел процесс подготовки к путешествию. Доставали из прицепов снегоходы, снаряжение и грузили все необходимое в сани-волокуши. Маленькая улица Бурмантово наполнилась нашим гамом, ревом снегоходов и шумом грузимых вещей.
Буквально через два часа вся техника была готова и припаркована у дома на соседней улице, выделенного нам для ночлега.
В доме уже топилась печь, ребята привезли воду.

Путешествие на снегоходах к плато Маньпупынер

Старенький ветхий домик стал нашим приютом на эту предстартовую ночь. Разобрав спальные места, личное снаряжение, определившись со временем подьема и старта мы поужинали и, подбросив в печку охапку дров, легли спать.

День старта. 23 февраля.
Семь часов утра. Будильник бился в истерике. Вскоре зашипела горелка под чайником, на столе из разных пакетов стал появляться завтрак.
Обычную суету утренних сборов внезапно прервал Кривич Сергей.
- 23 февраля, Мужчины! На раздачу подарков становись!
Шок… Мы все непонимающе смотрели на Сергея, веером державшего в руках ворох подарков…

Путешествие на снегоходах к плато Маньпупынер

Оказалось, что жена Сергея Римма, которая не раз путешествовала с нами в похожиз пробегах, приготовила всем подарки к 23-му февраля!
Да какие!!! В каждом из разноцветных пакетов был нож, но при этом не было ни одного дублирующего другой, т.е. все ножи были разные. Выбрав цвет пакета выбирал и типоразмер ножа.

За нож-подарок отдали Сергею по монете (почтили традицию), а его жену душевно все поблагодарили (заочно, конечно же)!!!
На такой позитивной ноте мы покинули дом.

На улице градусник нам показал -16 градусов по Цельсию. Для подобных походов это вполне комфортная температура. Уже привычно пакуемся, увязываемся и, вскоре, покидаем гостеприимное Бурмантово по дороге ведущей к нужному нам зимнику.

По плану у нас было в этот день пройти около 140 км по зимнику. Зимник же, при полном отсутствии снега, в большинстве случаев представлял собой коллею, накатанную "Уралами". Пришлось очень неспеша ехать по этой жесткой для снегохода дороге.

Через пару часов делаем плановую остановку.
— Масленица, господа снегоходчики! Перекур… — молвил Сергей, останавливая нашу колонну на зимнике, и, открыв капот, достал горячие, ароматные, парящие на легком морозце блины!!!

Вслед за Сергеем под капоты полезли и все остальные. Ну, раз пошла такая пьянка — завтракаем второй раз, как истинные англичане. Заодно осматриваем снаряжение и идем дальше.

Знаменательная и замечательная встреча произошла у нас на зимнике, на пути к Маньпупунеру. Навстречу нам выходила группа бравых ребят, которые уже завершали свое путешествие. Снаряжение у них было потрепано, но настроение у них было самое боевое и оптимистичное. Понятно, что нельзя было не остановиться и не пообщаться с братьями-снегоходчиками!
Здороваемся, знакомимся, общаемся и взаимоугощаемся.
От ребят узнаем обстановку на дороге, ситуацию на плато. Парни делятся с нами впечатлениями, точками входа/выхода.

В самый разгар нашего общения мы услышали рёв снегоходов еще одной группы. Это нас догнала группа тех самых москвичей из поселка Бурмантово, идущих с проводниками (коммерческий маршрут).
Вот так дела! ТРИ СНЕГОХОДНЫЕ ГРУППЫ НА ОДНОЙ ТРОПЕ!!!
Москвичи были такими очень серьезными, спешили, попросили пропустить.
Конечно, пропустили! Только сначала убедили сделать одно общее фото.
На фото ниже три (!) группы снегоходчиков из восьми (!) городов России на одном зимнике!

Ну, и напоследок по стопарику и в путь.

В скором времени зимник вывел нас на болото. Впереди хорошо видна панорама гор. Погода, похоже, начинала портиться.
На открытых участках ветер чувстовавля уже значительно ощутимее.
В конце болота мы обнаружили вмороженный "Урал", его, видно, очень неспешно пытаются выпилить.

Через несколько километров выехали на какое-то хозяйство, видно было, что живут коренные жители — манси. Во дворе дома обедали москвичи, обогнавшие нас на зимнике. Как они сказали, ночевать он остаются здесь.

К окнам дома прилипли ребятишки. Те, что постарше выходят на крыльцо дома.
Вышла и хозяйка дома. Все же зимой здесь "многолюдно". Мы останавились буквально на пять минут, чтобы осмотреть нехитрый быт этой мансийской семьи и вручить детворе сладости.

Дальше зимник проходил через легендарное озеро Турват (Ялпынг-тур, что в переводе означает "святое озеро"). Озеро довольно большое, со сторонами три на пять километров. Находится на высоте 250 м над уровнем моря.
Есть легенда, что озер имеет двойное дно: промытые подземными родниками гроты, провалы и пустоты под берегами, куда зимой уходит рыба, когда неглубокое озеро Турват (всего 1,5 м глубиной) промерзает до дна. Этим и объясняется то, что рыба не гибнет во время зимних морозов. 
Если смотреть с высоты, то озеро будет похоже на яйцо. На западном берегу выозвышается не менее легендарная и святая для манси гора — Ялпынг-Нер. Легенда гласит, что где-то в этой горе или поблизости захоронене мансийский воин Кущая, который погиб в бою с великанами, напавшими на манси. Кстати, теми самыми, которые потом превратились в каменных истуканов, которые до сих пор стоят на плато Маньпупунер. Собственно, именно к этим великанам мы и ехали. 

По другой легенде на берегу озера расположено святилище Нер-ойки и Чохрынь-ойки. В былые времена на месте святилища народами манси и коми совершались жертвоприношения. В зависимости от значимости места и божества, с разной периодичностью (в три, семь и двенадцать лет) Чохрынь-ойке приносились общественные жертвы. Это было поистине масштабное мероприятие, т.к. со всего Приполярного, Северного и даже Среднего края собирались вогулы, остяки и даже самоеды, принося в жертву десятки оленей, лосей и даже медведей. Во время таких праздников делались огромные припасы продуктов и ценностей на общее благо. Хранитель места (пам, или шаман по нашему) одновременно являлся и "казначеем" своего божества, по сути банкиром, который нередко давал в долг нуждающимся соплеменникам деньги или ценные шкурки, хранящиеся в священном амбарчике, в долг. 

На озере царил ветер. Снежный слой на озере превратился с плотнейший наст — или наддув. Но застыл он не ровно, а с торросами, поэтому быстро ехать по этому насту не получалось. На озере сделали вынужденную остановку, потому что эти снежные торросы сильно потрепали наши сани.

На дальнем берегу Турвата наблюдал какую-тоя суету, которую было не разобрать издалека, с середины озера, где мы находились. Только подойдя поближе мы увидели рыбаков, которые приехали по зимнику на "вахтовках". Они навтыкали целый частокол автоматов на речушке, вытекающей из озера.
У берега стояла самая разнообразная техника: Урал-вахтовка,  УАЗ "Трэкол", гусеничная  "танкетка". Рыбаки в пьяном угаре буквально вычерпывали рыбу из воды сетями и балансиром. Любую приманку (мормыш и балансир) рыба брала очень охотно. Что особенно интересно, рыба была вся крупная. Чуть поодаль стояли мешки с рыбой.
- Вчера "вахтовку" по самые стекла мешками закидали. — радостно поделился с нами один из рыбаков.
Они так сильно были увлечены рыбалкой, что нас не замечали. Ну, приехали и приехали… Что тут такого. 
У них был свой праздник, а у нас — свой.
Оказывается самое уловистое и удачливое для рыбаков. Дело в том, что рыба, истосковавшаяся по кислороду, буквально прет из озера в реку к бьющим родникам. На наших глазах, то тут то там, кто-нибудь из рыбаков вытаскивал окуней в полруки, язя, леща, сорогу и другую рыбу.
Немного отдохнув на озере, мы продолжили наш путь.
Сегодня нам оставалось пройти еще около 20 километров.

В целом, на тот момент мы прошли уже около 125 км. Первый день нашего пробега неумалимо завершался. Колейный зимник не становился лучше, а снега было все так же мало. Мы, по возможности, выскакивали на снегоходах на более снежную обочину. Никаких других групп за остаток дня мы больше не встретили. Шли уверенно к реке, по которой нам предстояло пройти 10 км, и тогда мы окажемся на базе у геологов, куда запланировали обязательно заглянуть.

По реке шли как полагается — на высокой скорости и выдерживая безопасную дистанцию между снегоходами. Обходили опасные места с наледью и тщательно всматриваясь вперед. На реке встречались участки с наледью.
Так и пролетели эти 10 км до базы геологов на скорости.

Останавливаемся у базы геологов.

Путешествие на снегоходах к плато Маньпупынер

База геологов — это два-три вагончика, баня, пара рубленых избушек.
За электричество отвечает дизель. Как только мы приехали, на улицу высыпал весь народ, что жил на базе. Приняли нас, нам на удивление, очень радушно и тепло. Нам тут же предложили переночевать на базе, затопить баню и отдохнуть с большим комфортом, чем в зимней палатке.

Естественно, мы с большим удовольствием разместились на базе у геологов. За первый день нашего снегоходного путешествия мы прошли 143 км, и место нашей первой ночевки вполне даже располагало к отдыху. Всем разместиться в одном месте не получилось, поэтому, разобрав вещи, заселились в одну избушку и в один вагончик. Четыре человека в избушке и четыре — в вагончике.
В избушке была печка, стол, нары на 6-7 человек.

Путешествие на снегоходах к плато Маньпупынер

В вагончике же стояли двухярусные кровати на для четверых человек, по краям кроватей этажерки — полки для вещей, столик, металлопластиковые окна, вентиляция, естественно печка и даже маленькая кухня… В общем, "таёжный люкс", как мы его окрестили. 

Затапили печи в домике и в вагончике, принесли воду, кто-то пошел в баню, кто-то просто отдыхал и неспешно готовил ужин. Геологи пригласили нас к себе, в жарко натопленную избу, на ужин. Завязался веселый разговор о житье-бытье, сопровождаемый дружным смехом, шутками-прибаутками и разными веселыми историями из жизни бывалых походников. На столе много еды, а за столом невероятно положительная атмосфера общения и теплоты.

Путешествие на снегоходах к плато Маньпупынер

Хочется высказать огромную благодарность руководителю геологоразведывательной партии, который, как оказалось, родом из г. Нягань. А именно, веселому и общительному человеку, бывшему вертолетчику,
Голдакову Борису Николаевичу, за приют, кров и душевное тепло.

Путешествие на снегоходах к плато Маньпупынер

Работавший допоздна дизель ярко освещал территорию базы геологов. Душевно посидев в большом доме мы все расходимся по своим местам. Две местные собаки усердно грызут кости после шикарного ужина у крыльца избушки.
Если бы не шум от дизеля, то была бы идеальная тишина. Слабый ветерок, неожиданно принес редкие снежинки. Снежинки тихо искрятся в лучах фонаря и опускаются на утрамбованный снег и снегоходы.
Казалось бы, надо радоваться снегу, что он идет и сделает нашу поездку на снегоходах более комфортной, но какое-то неприятное предчувствие не давало покоя.
Утром подтвердилось, что наша вечерняя тревога была не напрасной.

Восхождение

Утренние сборы проходили под прессом серого, пасмурного неба и очень редких снежинок, за ночь так и не укрывших площадку геологоразведочной базы.
Верхушки деревьев слегка покачивались на легком ветру, гостеприимные хозяева вышли проводить нас в дорогу. Решили идти налегке, поэтому, основную массу снаряжения, сани, оставили на базе у геологов. Каждый заправил термосок горячим чаем, взяли небольшой запас продуктов, фонарики, ножи и общие 20 литров бензина на запас.

Общий километраж до столбов выветривания на плато Маньпупунер — 60 км.
Геологи нам сказали, что буквально в 10 км от базы есть буранный путик, по которму мы можем проехать 30 км до реки, после чего немного по самой реке, затем небольшой участок путика по лесу и там уже начинается подьем к самим Болванам…

30-километровый участок путика — это тот же зимник, только для снегоходов. Местами он очень узкий и проложен по довольно высокому берегу реки.
Пару раз нам приходилось переезжать через ручьи, пересекающие дорогу.
Рельеф снегоходной дороги был довольно бугристы, что неудивительно, т.к. проложена она была, по сути, по лесу. 

Путешествие на снегоходах к плато Маньпупынер

Когда мы уже приближались к Пупам, становилось ясно, сам подъем будет не из легких, так ветер только усиливался. Я переживал о том, что видимость снизится до нуля и панорама гор будет так прозрачна и красива как хотелось бы.
Мои опасения оправдались, при чем в самом худшем варианте. То, что мы увидели когда вышли из зоны из леса к подошве первой горы, буквально в 10 км от столбов, вообще никакой панорамой не назовешь. Видимость была нулевой. Временами, уже через пять метров не было видно ни зги.

Путешествие на снегоходах к плато Маньпупынер

Пришлось делать остановку и держать совет. Решили, все же, подниматься, не смотря на погоду.
Наш трек подъема на само плата не был прямым, а шел вверх зигзагом. Промежуточная остановка была запланирована на небольшом плато, затем снова вверх, уже по самой круче и с подъемом до самой вершины.
Подьем начали не все и не в одно время. Вообще, наша команда стихийно разделилась на две группы. Была череда падений и завалов снегоходов на бок, что не удивительно, т.к. видимость не превышала пяти метров. Когда первая группа пошла наверх, то один из снегоходов завалился и все, кто шел за этим снегоходом, бросились наверх поднимать его. А те, кто шли впереди этого не видели и "ускакали" вперед. Самое интересное, что метель была такой сильной, что след только что прошедших снегоходов уже был еле виден.
Мы сделали попытку догнать ушедших вперед, но у нас ничего не получилось. Дойдя до условленной промежуточной точки (небольшое плато), решили остановиться и подождать товарищей. Мы поставили снегоходы в кучу, осторожно, что бы быть в зоне видимости осматривали мутную реальность вокруг нас. Затем, спрятавшись от ветра за снегоходы, прождали парней 50 минут .
Как оказалось, парни тоже нас ждали и, возможно, мы были в двадцати метрах дург от друга. Радиостанций у нас, к сожалению, не было. Встретиться нам суждено только утром следующего дня, на базе геологов.

После безрезультатного ожидания, мы решили самостоятельно подниматься к Маньпупунеру и тупо по навигатору пошли к забитой точке "СТОЛБЫ".
В общей сложности этот 10-километровый подъем длился около 5,5 часов. Все это время было временем борьбы с диким ветров, земным законом притяжения, с курумником, снегом (которого практически не было) и самим собой.

Если на вершинах снега практически не было и приходилось ехать по мху и камням, то в расщелинах его было более чем достаточно. На этих участках нам, как и положено, пришлось покапаться.

На одном из таких "лесных" снежных участков произошла неприятная поломка одного из снегоходов — потерял лыжу. Сергей, на своем снегоходе, от удара (куркмник или пенек) погнул рычаг и лыжа соскочила, после чего снегоход зарылся под елку… Из-за того, что Сергей шел последним, мы этого не увидели вовремя и успели пройти 400-500 метров. Нам пришлось разворачиваться и осторожно спускаться по обледенелому спуску. Совместными усилиями нашли какое-то решение, как можно отремонтировать крепление лыжи, и снова отправились в путь.

Подьем на само плато Маньпупунер никак нам не давался. Вот уже совсем вплотную подходим к столбам выветривания, поднимаемся только втроем, и ждем еще два снегохода, которые немного отстали.

Подождав минуты три, мы втроем решили ехать обратно, чтобы узнать, с чем связана задержка. Оказалось, что один из двух снегоходов завалился на подьеме и очень неудачно. Ребята вдвоем никак не могли его поднять. Но, что не могут двое, смогут пятеро! В общем, быстро вызволяем товарища из снежного плена и вместе наверх!

Останавливаемся на кордоне Печоро-Илычского заповедника (там стоит деревянный домик). До самих Столбов выветривания осталось ехать буквально двести метров. Домик, конечно, у заповедника шикарный.
Внутри печь, дрова, спальные мягкие места. В суете среди множества наклеек и флажков с символикой пробегов к Маньпупунеру, не замечаем символа нашего пробега, оставленного нам в качестве знака Валерой, Сергеем и Дмитрием, побывавших на Маньпупунере раньше нас.

И вот он наступил — тот самый момент счастья!
Цель всего пробега, наша мечта, главный объект наших устремлений и усилий…
Ниже первый наш кадр столбов выветривания на плато Маньпупунер.
Жаль что пришли поздно, жаль что снимки мутные и темные.
Но мы ликуем и радуемся, осматриваем с восхищением и восторгом, упираемся в каменных исполинов в борьбе с ветром.

Я заметил, что возле столбов сила ветра была значительно сильне, чем на открытом пространстве. Возможно, что воздушный поток уплотнялся, огибая столбы. Приходилось прятаться от ветра за сами столбы. На видео- и фотосъему у нас было минут десять, не больше, т.к. стремительно темнело.

Путешествие на снегоходах к плато Маньпупынер

Делаем последний кадр и отправляемся на базу, к геологам.

Путешествие на снегоходах к плато Маньпупынер

Обратно возвращались по своему же следу, но только уже в темноте.
Снова пришлось ехать по камням, падать и вставать. Опять ремонтировали проблемную лыжу на снегоходе. На одном из снегоходов, во время "первертыша", почти оторвало лобовое стекло и мы безуспешно пытались "ловить" его, пока оно билось "в истерике", нещадно хлопая нас по рукам под мощными порывами ветра. Самое тяжелое было томиться в догадках: дошли ли наши товарищи, которых мы потеряли при подъеме. Мы абсолютно не знали, как у них обстоят дела, живы-здоровы ли они, целы ли их снегоходы.
Делали небольшие остановке, во время которых ложились прямо на курумник, прячась за снегоходы, и пили горячий чай.
А Александр Моцный вообще умудрился в кружке подогреть газовой горелкой припасенный глинтвейн.
И это был лучший глинтвейн в моей жизни.

На базу мы приехали к двум часам ночи. Первое, что мы увидели — это снегоходы наших товарищей и успокоились. Не заметили в темноте, что не хватало одного снегохода, но подробности мы узнали лишь утром.

Эвакуация

Утром обменялись впечатлениями и выслушали приключения друг друга. Первая группа побывала у столбов раньше нас и вернулась к базе геологов засветло.
На обратном пути у одного из снегоходов Arctic Cat вышла из строя коробка передач, не дотянул совсем немного до зимника. "Кота" пришлось бросить на подьеме одного из увалов. Ребята вернулись на базу, соответственно, лишь на двух снегоходах. Самое печальное, что у парней не было фотоаппарата и их момент покорения у столбов остался без фотографических доказательств.

Позавтракав отправились к плато для эвакуации снегохода.
В лагере геологов остались двое наших, ожидая нашего возвращения.
Солнечная погода и отсутствие снега разительно преобразили вчерашний мутный пейзаж…
Да, вчера бы такую погодку.

Без проблем поднялись и перевалили через первый увал. Второй раз за сутки, да при отличной погоде, сделать это было совсем не трудно.
На горизонете, через легкую дымку, были видны столбы….

Начался процес погрузки снегохода и его эвакуации…
Осмотрели "Кота" и подкатили к нему сани.

Сани эти, кстати, оказались самыми приспособленными для подобной эвакуации. Они были достаточно низкими и устойчивыми. Совместными усилиями затащили на сани снегоход, развернули лыжи что бы они не цеплялись за дорогу, связали их. Затем, всю эту конструкцию прицепили к снегоходу и осторожно развернули на склоне сцепку. Но подняться в гору не получалось. Буксир легко срывал сани с места, но больше двух-трех метров тащить их не мог. Пришлось делать двойную тягу. После этого дело пошло веселее.

Эвакуация снегохода прошла довольно успешно. На обледенелом спуске, чтобы сани не утащило на обочину и чтобы сцепка не сложилась, сзади их подстраховывал второй снегоход, зацепив сани веревкой.
Спустились с увалов. Вскоре, буквально через 50 км, были уже на базе вместе с аварийным снегоходом.

А потом была дорога домой. 142 км солнечного, яркого зимника.
Сергей Кривич буксировал снегоход, погруженный на сани, а мы шли следом.
Наш поход к столбам завершался.

Путешествие на снегоходах к плато Маньпупынер

И вновь была "Ураловская" колея и знакомый изгиб дороги.

Яркое весеннее солнце старательно готовило суровый Уральский край к пробуждению и встрече лета.
Ветер посвистывал в унисон шуму снегоходов, да скрипу полозьев саней.
Мы возвращались домой.

И были сборы, и были проводы.
И уже было новое желание, обязательно встретиться с нашими замечательными друзьями из Башкирии, где-нибудь вдалеке от дома, на тропе, ведущей к очередному чуду России…

Огромная благодарность всем кто повстречался с нами на дороге!
Кто помог и разместил,
Кто подсказал и направил,
Кто нас ждал и в нас верил.
- Голдакову Борису Николаевичу, г.Нягань, Евгению aka koven66 и его компании, Сергею из Бурмантово и его семье,
- Римме ( Пятый элемент) за подарки!
- Владиславу (Traveller) за поддержку темы 
- Геннадию Вялых за спутниковую связь, 

Спасибо Вам, друзья участники экспедиции.
Сергей Яковлев (Уфа), Сергей Коннов (Белебей), Сергей Лукьянов (Уфа), Александр Моцный (Уфа), Валера Yrist (Омск), Сергей Кривич (Омск), Дмитрий Карначев ( Омск)

Северный Урал — Бурмантово.
Уфа, Белебей, Омск

Путешествие на снегоходах к плато Маньпупынер

Несколько фотографий не повавших в отчет

Автор текста Вырезков Олег


8-800-55-190-20
yurapolovnikov
 
Защита от автоматических сообщений
Введите слово на картинке*
Рыбалка на хариуса на Приполярном Урале

Рыбалка на хариуса на Приполярном Урале

Рыбалка на хариуса
на Приполярном Урале
Река Сыня и ее притоки (ХМАО)
Заброска/выброска — вездеход МТЛБ

Комбинированный поход на Народную и Манарагу со сплавом по Косью с вертолетной заброской

Комбинированный поход на Народную и Манарагу со сплавом по Косью с вертолетной заброской

Комбинированный поход в Коми
Горы Народная (1895) и Манарага
Сплав по реке Косью, Югыд Ва
Вертолетная заброска

Водный поход по Вишере на 4 дня

Водный поход по Вишере на 4 дня

Водный поход по Вишере
д. Вая — пос. Вишерогорск
Камни Писанный и Дыроватый
Заброска: УАЗ, Камаз-вахтовый

!!СБОРНЫЕ ГРУППЫ - пешие походы

!!СБОРНЫЕ ГРУППЫ - пешие походы

!!! СБОРНЫЕ ГРУППЫ !!!
Пешие походы
Комбинированные туры
Северный Урал
Приполярный Урал
От 7 до 11 дней

Дарим 500 рублей при заказе любого тура через нашу группу Вконтакте!
+