Талатаяха: лососевая река — крутые берега!

" …И был вечер, и было утро: день четвертый.
И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую;
и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. [И стало так.]
И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных
пресмыкающихся, которых произвела вода… И увидел Бог, что это хорошо."

Талатаяха: лососевая река — крутые берега!

Река Талатаяха, или как еще её именуют аборигены — ТалатА, имеет исток у подножья горы Тёндер-Пэ или «Гора-тёндэр». Тёндэр переводится с языка ненцев как «передок и спинка ездовой нарты». Такео имя эта гора получила благодаря очертаниям вершины, которая и в самом деле очень похожа на нарты.По её левому берегу реки находится еще одна гора — Море-Из. Это самая высокая вершина Большеземельской тундры (хребет Пай Хой). Её высота — 423 метра над уровнем моря. Море-Из — это уже современное название  горы. Ненцы же эту гору называли Васаимбай, что переводится как «Стариковская скала». В языке ненцев "вэсако" озанчает "старик", вэсэй — соответственно, «старый», «мудрый», а частичка «бай» является вариантом географического термина "пай", что в свою очередь восходит к ненецкому "пэ" — «камень», «скала».
Знаменитая экспедиция Гофмана в середине 19 столетия еще зафиксировала ненецкое название, которое еще было в употрелении. Правда, в несколько иных формах и озвучках — "Возаи-Пай" с неточным переводом «Седая гора» и Вассаей-Пай, Вассаи-Пай — «Гора старцев». По двум последним формам легко восстановить ненецкое звучание названия горы — Вэсэй-Пэ. Однако, сам Гофман во всех случаях так же приводит и коми-зырянское название горы Море-Пай с характерным добавлением, что коми-зыряне называют эту вершину "вполовину по-русски, вполовину по-самоедски — Море-Паем, ибо с ее вершины видно море и от нее тянется непрерывный ряд гор до моря, то есть до Вайгачского пролива".
Можно сделать вывод, что современное название Море-Из, безусловно, связано с освоением оленеводами-самоедами пай-хойских тундр в 19—20-х столетиях. Напротив, ненецкое название Вэсэй-Пэ — «Старикова гора» — это очень древняя топонимическая модель, которая подтверждается еще и тем, что недалеко от Море-Иза находится «Старухина гора».
Как перевести название реки Талата я, к сожалению, не нашёл. Есть лишь мои скромные догадки: в финском языке слово " Талот" переводится как дом. Возможно, и перевод названия "Талатояха" звучит как "домашняя река" или "река у дома". Но это всего лишь мои предположения
Талатаяха имеет длину около двухста километров. Характер и скорость течения реки — быстрый, ближе к горному. Градиент русла (угол наклона) составляет порядка 230 метров от истока до устья. Основное падение у реки начинается от устья притока Мореиз-Яха (на участке от впадения Мореиз-Яхи до равнинной, устьевой части реки). На этом отрезке образовались в большом количестве пороги и есть даже два водопада. По туристической шкале категория сложности прохождения Талатаяхи на байдарках — это вторая категория с плюсом.

Первоначально мы планировали покорить Талатояху ещё в 2010-м году, но тогда у нас ничего не получилось. Уже в 2011 году наше свидание с Талатояхой все же состоялось, но оно было очень коротким и, если можно так выразиться, транзитным. Мы проходили 700-километровый маршрут, в том числе и по Талатаяхе, и все новое нами воспринималось уже как-то неадекватно (смотрите отчёт "Испытание Хейяхой")

И вот настал 2012 год — это год, когда нам все же удалось познакомиться с этой рекой. Правильно люди говорят: "Обещанного три года ждут". Так и мы, ждали встречи с этой рекой три года.

30 июля у меня случился День рождения и друзья из Амдермы подарили мне поездку на рыбалку. Сергей Казюлин дал нам на сборы 2 часа и вот к обеду мы уже разгружаемся на берегу Талатояхи. Само торжество было решено отложить на вечер, а прямо с колес мы решили оценить "подарок" и расчехлили спиннинги.

Талатаяха: лососевая река — крутые берега!

Рыба начала клевать с первых же забросов. Это был вездесущий хариус (в Талатаяхе водится сибирский хариус). Нельзя сказать, что мы огорчились, т.к. размер хариуса однозначно радовал: стабильно от 700 грамм и выше.

Обловив вдоль и поперек ближайщую ямку народ стал разбредаться по реке. Через пару часов все не сговариваясь собрались у вездехода и начали хвастаться уловом. Мне в этот день посчастливилось поймать гольца на пять килограмм.

Рыболовная разведка на Талатаяхе

Ну что же… Порыбачили и хватит! Пора двигаться дальше. Решили переехать на новую яму, где стоит рыба. По приезду первым делом приготовили ужин. Теперь со свежей рыбкой — другое дело. У нас даже был тортик. В общем, хорошо посидели. Спасибо всем за поздравления.

В этот день ужин у нас был очень калорийным. На порогах хорошо клевала горбуша, а это значит, что были бутерброды с икрой на закуску. Вообще, в тех краях горбушу не чествуют и рыбаки "берут" её только с приземленно-практической целью: накрыть засоленную рыбу (другую) в бочке, вместо крышки (!), чтобы уже на нее сверху гнёт уложить.
Ловить горбушу очень интересно и увлекательно. Поймать ее можно на те же снасти, что и гольца. Это блесна-вертушки пятого и шестого номеров, узкие блесенки-колебалочки размером 50-80 мм. Мне не удалось поймать горбушу на воблер, т.к. проводить его в порогах не очень удобно.
Сопротивляется горбуша очень активно и силы ей не занимать (при таком-то весе!). Возникают проблемы, когда на крючок садится самец. Он, как правило, уже лошалый (отнерестившийся, а значит более активный, в период жора) и просечь его пасть очень и очень непросто. Очень много рыл у меня сошло. Клюнув, самец горбуши пытается развернуться головой от берега, делает очень сильную потяжку вниз по течению и поэтому, каждый раз при вываживании и кажется, что тянешь какого-то огромного монстра. Также надо учесть морфологию рыбы: тело у нее уплощённое, широкое и выводить приходится против течения.

На этой яме (которая уже вторая по счету), одному из членов нашей команды — Алексею — повезло поймать гольца на четыре кг.

Талатаяха: лососевая река — крутые берега!

В общем, рыбы в тот день мы поймали достаточно. Осталось ее почистить, засолить да приготовиться к дороге обратно, в посёлок.

Если кого-то покоробило большое количество рыбы на фото выше, то просьба не волноваться и успокоиться. Во-первых, в тех краях рыба — это валюта, которой можно и нужно расплачиваться за многие услуги. Например, хочешь зарегистрировать обратные билеты на самолёт, а тебе ответная просьба: "Ребята, вы на рыбалку собираетесь? Привезите рыбки красненькой". Хариусом в Амдерме никого особо не удивишь, он ловится прямо рядом с посёлком в любой речке или озере. Во-вторых, причина больших уловов еще в том, что из всего населения Амдермы позволить себе выехать на рыбалку могут только единицы. Любая рыбалка в тех краях требует наличия техники. А рыба в том суровом климате просто необходима для выживания, чтобы хоть как-то насытить организм необходимыми микроэлементами, жирами и витаминами. Да, и что уж там греха таить, пьянство в посёлке цветёт и буйствует. Просто некогда ездить по рыбалкам. А цены в магазинах просто запредельные, что на продукты, что на промтовары. Так что любая пойманная рыба в Амдерме разлетается мгновенно и очень всеми ценится.

Этим и закончился наш разведывательный выезд на реку Талатояха.
Лично я для себя я вынес очень полезный опыт: узнал места, где стоит рыба, подобрал необходимые снасти для ловли, потренировался в методах ловли. Обкатал новые для себя приманки. Вобщем, съездили мы очень весело и продуктивно.

Буквально через десять дней нам предстояло пройти по этой реке с туристической группой на байдарках. А пока мы втроем — Дмитрий Уткин, Алексей и я — поехали отдыхать на озёра Большеземельной тундры. Описывать всё это разгильдяйство и обжорство не стоит, боюсь скучно будет. Скажу одно. Озеро Тоенато я с эхолотом прочесал, наметив на будущее интересные точки и бровки. Будем пытаться ловить там рыбу в будущем году.
Выложу лишь некоторые фотки нашего десятидневного ничегонеделания.

Но, как известно, всё хорошее быстротечно. Так и наш отдых на озёрах подошёл к своем логическому завершению. Через два дня прилетал самолёт с группой и нам нужно было выбираться с озёр. Как на зло погода совсем испортилась. Не переставая лил дождь. Я уже начал беспокоиться, что самолёт по погодным условиям задержится, но всё сложилось удачно.
Мы с Димой проводили Алексея домой в Архангельск и встретили группу наших ребят. Как обычно в этих случаях радость встречи, шутки, смех.

У нас было два свободных дня до выезда на реку. Время это мы решили посвятить знакомству с посёлком, посещению озеро Тоенато и празднованию Дня Рождения Дмитрия, одного из наших товарищей.

Как всегда, знакомство с Амдермой, вызвало шок:

День Рождения Дмитрия мы решили отметить на озере Ближнем Чёрном. Это озеро находится недалеко от Амдермы и там водится некрупный голец, а это значит, что и рыбалка будет тоже. Погода, правда, нас подвела и с рыбалкой у нас ничего не получилось. Но сам праздник состоялся.

По вечерам же мы развлекались тем, что подкармливали братьев наших четвероногих. Мне, в основном, приходилось видеть в северных городах бродячих собак, но в Амдерме улично-бездомное пространство было завоевано кошками.

Талатаяха: лососевая река — крутые берега!

Наконец-то погода стала нас радовать и нам удалось на озеро Тоенато. Признаться, ветер нас все же трепал периодически, но мы все же съездили на базу. Поймале немного рыбы. В общем, первую "охотку" по хариусу мужики сбили. А некоторые попробовали в первый раз сырую оленину с солью и перцем. Вроде понравилось.

Так или иначе, но наступил день, когда нам, невзираю на погоду, надо было выезжать на маршрут. Грузимся на броню и едем. Дорога нам предстояла очень длинная и долгая. Погода, признаться, была отвратительнейшая: дождь и ветер. Но настроение, как ни странно, было на подъеме, т.к. три дня ничегонеделанья в поселке дали о себе знать.

Первоначально мы планировали доехать до горы Море-Из, сделать небольшую радиалочку на ее вершину, а потом на реку, к месту стаппеля. Но планы планами, а суровая реальность, как всегда, внесла свои коррективы. Гору проскочили и высадились сразу на Талатояхе. В принципе, пройти по реке сплавом нам предстояло немного — всего каких-то 60 километров. Если сюда включить остановки на рыбалку и одну-две дневки, то получалось дней пять, не больше.

Талатаяха: лососевая река — крутые берега!

На стаппеле, как обычно, разбили лагерь, собрали/накачали байдарки. Сразу же легли спать, т.к. на следующий день начинался сплав.

Первый день сплава на незнакомой реке похож на первую ночь новобрачных. Желания полно, возможности тоже есть, а вот всё неловко и всё мешает. Да ещё после праздничного стола мигрень. У меня же голова болела за всю нашу группу.
Посудите сами, что мы имели на входе: из четырех экипажей лишь один — Сергея (Комарик) и Алексея (Мепс) — ходили раньше вместе, остальные участники маршрута вместе, одним экипажем, никогда не ходили, а кто-то вообще в первый раз в байдарку сел. А если верить карте и отчетам, то сплав по Талатаяхе обещал быть с сюрпризами. Но, забегая вперед, скажу, что группа прошла реку без единого оверкиля.
К этому ко всему надо ещё добавить то, что река незнакомая и описаний, по большому счету, никаких. Отчет группы Щербакова, который можно найти в Интернете, не в счёт — по нему ничего не понятно. Если верить отчёту, то реку они прошли, но описали препятствия так, что к карте их привязать невозможно. Я так же не буду давать точной привязки препятствий и не буду охарактеризовать категорийность. Самые значимые препятствия, такие как пороги и водопад, по своему местоположению точно совпадают со стандартной картой. Лишь один водопад был не обозначен. Я его опишу по мере написания данного отчёта.
У нас был не спортивный сплав, а рыболовно-экскурсионный. Я не претендую на получение разрядов, степеней и званий, т.к. мне это не нужно. Так что опишу весь сплав в вольной форме.

Итак первый день.

Собирались мы, как это обычно бывает в первый день, долго. Впрочем, это и не удивительно. В первый день еще не знаешь как, чего и куда разложить на лодке, как всё упаковать правильно, чтобы лодку на воде не колбасило. Так что первый день сплава прикидочный и сборы долгие, и постояннае перетасовка груза: то байдарка начинает рыскать, то оказывается, что нос сильно перегружен. В общем, первые километры посвящены обкатке-прикатке. Снарягу упаковали, уложили, привязали, сделали фотоснимок на память и в путь.

Талатаяха: лососевая река — крутые берега!

Я изначально запланировал пройти в этот день не больше двеннадцати километров. На территории Талатаяхи работает партия геологов и один из отрядов как раз стоял ниже притока Нгебтеэяха. До них я и собирался пройти в первый день сплава. Для первого дня сплава этого отрезка вполне достаточно. Еще одним доводом в пользу того, что в первый день не надо проходить большой участок, был тот факт, что на этом участке реки сплошные перекаты и мели и нам пришлось байдарки больше проводить, чем идти на вёслах. Вот по таким местам приходилось идти.

Уже на начальном участке маршрута нам попались первые небольшие порожки-перекатики, первые каньоны и очень красивые скалы.

Те, кто первый раз сплавлялся по тундровой реке, от увиденной красоты сильно впечатлился.

Талатаяха: лососевая река — крутые берега!

Приток Нгебтеэяхи проскочили довольно быстро. Вот впереди, по левому берегу, показался лагерь геологической партии. Подошли, высадились, поговорили. По случаю того, что среди геологов была дама, среди нас так же отыскался жельтменн. Серёга "Комарик" на встречу вышел, дополнив свой костюм, согласно этикета, галстуком.

Вдоволь пообщавшись с геологами мы прошли ещё около одного километра и решили разбить лагерь. Пока я готовил обедоужин парни кинулись расчехлять рыболовные снасти. Всем не терпелось поймать рыбу. Река в тот день была щедрой на подарки и одарила рыбаков достойными трофеями. Но этот год был високосным и это повлияло и на Талату. Как и на всех реках в этом году с одного места ловилось не больше двух-трех рыб. Хорошо хоть рыбы были очень достойные: все от 500 грамм. Одному из экспедиционэров повезло поймать даже гольца, что доказывало — голец водится, его просто нужно искать.

Ну, что же, первый день сплава позади. Всё, вроде бы, утряслось, всё устаканилось. Стартовали нормально. На следущий день в 10 часов утра были уже на воде.

"Раззудись, плечо!
Размахнись, рука!
Ты пахни в лицо,
Ветер с полудня!" (ц)

И раззуделось… И разошлись… Только волна по берегам хлестала от рассекающих воду байдарок. Довольно лихо и быстро прошли пять километров, преодолевая шиверы подлые, да пороги опасные. И тут стоп.
" -Макс, тонем… Греби к берегу!!!!!
- К какому?????
- К ближайшему!!!!!"
Ложе реки сложено различными породами, но, в основном, это сланец. Он выглядит как тонкие пласты окаменевшей глины. При контакте с водой, или благодаря выветриванию, эти пласты становятся острыми как бритвы. И не дай Бог байдарке напороться на такой бутербродик из острейших, вертикально располагающихся плит. Последствия будут самыми плачевными. Вот и один из наших экипажей напоролся на такой сюрприз. Причём, если такой пласт развёрнут по течению и слегка притоплен, то увидеть его с воды практически невозможно. Ну, и впоролись Серёга с Максом в эту засаду. Баллон у лодки сдулся моментально. Хорошо ещё у лодки дно надувное, а будь это где-то на пороге, после которого идёт широкий плёс, то пришлось бы искупаться нашему экипажу.

Талатаяха: лососевая река — крутые берега!

На ремонт ушло четыре часа. Порез заклеили быстро, но я зря понадеялся на запасной баллон, предусмотрительно купленный в "Вольном ветре" у производителя лодок "Каньон" специально для таких случаев. Баллон оказался дефектным: короче шкуры байдарки на целый метр. В этом месте хотелось бы передать "Привет" компании "Вольный ветер"! И отдельное спасибо этой фирме за байдарочные вёсла. Они стали ломаться на второй день сплава. Сначала в сочленениях половинки вёсел начали проворачиваться, а потом очередь и до лопастей дошла. В общем, "надёжная" компания. Но справедливости ради нужно сказать, что лодки и байдарки у них стали качественными с некоторых пор, а всё остальное разгильдяйство исполнителей. В общем, внутренний баллон так же пришлось клеить.

Сплавилимь мы в это день так же немного, но зато "качественнее" и более профессионально. Все экипажи теперь шли очень осторожно. В местах, где могли быть подобные ловушки, байдарки мы предпочитали проводить на ногах, т.к. осторожничали. Лучше потратить лишние полчаса на проводку лодок, чем потом клеиться часа три.

Вошли в каньон и встали на первом удобном для стоянки месте.

Приезжали к нам и гости. Безлюдна тундра, да спрятаться негде!

Талатаяха: лососевая река — крутые берега!

С погодой нам в этот раз повезло. Ни разу дождь не мочил нас днем. Лишь к вечеру собирались тучи, да ночью лило, а ходовой день был сухой. Правда, надо признаться, что температура воздуха выше +10 по Цельсию редко поднималась, да и ветерок постоянно вносил свои коррективы в движение. Но, в общем, было довольно терпимо. Сколько раз я, перед поездкой, говорил своим попутчикам – утепляйтесь. Ан нет, понадеялись на один флис и мембрану! Вот по вечерам и мёрзли. А ведь телогреечка непромокаемо-непродуваемая со штанами была бы очень кстати. Мембрана на таком ветре, да ещё с дождем не спасает. Её просто-напросто ветер просекает насквозь. Если грести в ней ещё терпимо — согреваешься, работая физически, — то в лагере или на перекурах в мембране холодно. Ну, зато теперь они знают как в Арктику одеваться. Надеюсь к следующей поездке подготовятся как нужно.
Следующий ходовой день сюрпризов не преподнёс. Гребли на плёсах, проходили небольшие шиверы и порожки. Провели пару троечных перекатов. Свежи ещё были в памяти вчерашние ремонтные работы. В общем, это был первый полноценный ходовой день.

В этом году в тундре, похоже из-за аномально жаркой погоды, развелось очень много лемингов. Бедное животное: на него охотятся все, кому не лень! Вот и наши хлопчики не побрезговали отметиться подобной "охотой". Хорошо ещё, что леминг в кулинарном плане для нас интереса не представляет. Может пока???

Следующие два дня я в своем отчете, пожалуй, объединю. Это были последние дни сплава. Из всего маршрута это, наверное, самая красивая часть. Пороги, два водопада, каньон "Мордер". Красота неописуемая! Поработать веслами и походить ножками нам, конечно, пришлось, но оно того стоило.
К сожалению, ни фотографии, не видеоролик не передадут в полной мере всей красоты ландшафтов, развернувшихся перед нами. Но поверьте уж на слово — красота там восхитительная.
Первым нам попался водопад "Щель" (так водопад назвала группа Щербакова). Они первые прошли по реке и это их право назвать водопад по своему усмотрению.
Немного о водопаде. Это 4-х ступенчатый каскад.

Талатаяха: лососевая река — крутые берега!

Первые две ступени представляют собой каскад с падением 1-1.5 метра каждая.

Третья ступень с падением 2 метра.

Затем река прижимается к скале по левому берегу и поворачивает под 90 градусов. Русло сужается до 1.5 метра и вся река сливается в эту щель.

Если кто будет проходить этот маршрут, то имейте в виду, что этот водопад обносить лучше по правому берегу. Перед водопадом есть хорошая галечная коса. Вот от неё то и обнос уверенный. Берег более-менее пологий. Мы обнеслись за порог буквально за минут.

Следующее препятствие — порог с заковыкой (примерно третья категория сложности). Назвали мы его "Кочергой". Заковыка была в том, что после порога река уходит в каньон под 90 градусов и образует тем самым небольшой прижим. "Комарик" с Лёхой решились пройти этот порог на веслах. Вот как это было:
три экипажа провели лодки через порог, две байды (из тех, что провели) встали на подстраховку. Ну, и поехали.

Координаты порога "Кочерга" - 69°36'8.97"С 62°49'23.26"В

А вот за "Кочергой" нас ждал Мордор. Уже и не помню, кто из нас произнёс первым это слово. Но представьте себе, что река врывается в каньон шириной всего четыре метра. Берега — это отвесные скалы высотой около 50-70 метров. Причём скалы правого берега с отрицательным уклоном. Сыро, сумрачно, даже в солнечный день, и неуютно. Эта красота тянется на протяжении полукилометра. К сожалению, мы даже фотографий не успели сделать. Уж больно хотелось побыстрее выскочить.
Сразу за "Мордором" одноимённый водопад.
Координаты водопада "Мордор" - 69°36'9.46"С 62°49'53.95"В

Для тех кто, возможно, пойдёт по этому маршруту: пройдя каньон можно зачалиться перед водопадом на косе левого берега. Обнос по левому берегу метров 200.

Ну, а дальше, до самого антистапеля, река расширилась и успокоилась. Пороги конечно были, но не сложные. В основном широкие плёсы. Трудность в прохождении маршрута представлял только ветер. Если встречный, то приходилось проводить по берегу. Но проводка байдарок была лёгкая, т.к. по берегам идти удобно.

Ну а теперь про рыбалку.

В Талатаяхе рыбы много. На протяжении всего маршрута рыбалка интересная и эффективная. Нашей основной задачей была поимка лосося, в частности, гольца. С задачей мы благополучно справились. И даже сверх того: голец в основном ловился на выходах из ям, на входах в шиверы и пороги, а так же на быстринах с глубиной до 2-х метров. В самих ямах рыба не стояла. Этот факт нас очень удивлял. Как мне кажется, причиной этому служило то, что горбуша уже отнерестилась и в наших уловах её не было. Места нереста горбуши — это места, где глубина воды от 0,2 До 1,6 метра. Скорость течения изменяется от 0,2 до 1,1 метра в секунду. Вот и вышел голец на эти места, дабы икрой, а возможно и мелкими рыбами (горбушей) полакомиться.
Но это лишь моя догадка. Голец ловился разноколиберный. Был в уловах и морской, проходной голец, которого мы, по возможности, отпускали. Отличается морской голец от осёдлого окрасом. Морской — очень светлый, ещё не успевший облачиться в брачный наряд. Голец — это рыба прогонистая и сильная. Попадалась нам даже палия. Во всяком случае так нам сказали местные рыбаки. От обычного гольца она отличается тем, что тело у нее более короткое и широкое. Сопротивляется при вываживании вяло. Вообще с видами и подвидами гольца всё очень непросто. Даже ихтиологи порой затрудняются с определениями этой рыбы.

По снастям. Для ловли гольца в тех местах, на мой взгляд, нужен спиннинг быстрого строя, ростом порядка 270 см и с тестом до 50 грамм. Соответственно, шнур с разрывной нагрузкой до 15 килограмм. Ну, и катушка размером эдак 3000 по градации Шимано. Либо кастинговый спиннинг с мультипликаторной катушкой. На такую снасть так же удобно ловить и горбушу. А вот для ловли хариуса нужен спиннинг покороче, порядка 240 см, с тестом порядка 5-15 грамм так же быстрого строя. Хариуса мы ловим в определённых местах, где не используется дальний заброс.

По приманкам. Для ловли гольца и горбуши вне конкуренции были крупные вращающиеся блёсна №5-6 с широким лепестком. Я ловил на блёсна компании Аква. Это подобие Блю Фокса, большой разницы с оригиналом я не заметил. Рыба клюёт исправно, а вот цена у приманок Аква ниже в разы.Так зачем платить больше? Самые ходовые цвета приманок — серебро, хотя и на другие цветовые вариации рыба поклёвывала. Вот примерный набор вращающихся блёсен.

Талатаяха: лососевая река — крутые берега!

Ну, и конечно, колебалки.

На этом сплаве самую крупную (4,5 кг) рыбу поймал Сергей. Поймал он её именно на блесну-колебалку.

Горбуша колебалочками также не брезговала.

Нужен ли поводок при ловле гольца? Не знаю… Я поводок не ставил и откусов блесны, вроде бы, не было, хотя зубки у рыбы имеются, да ещё какие.

Талатаяха: лососевая река — крутые берега!

По фурнитуре. Заводные кольца, вертлюжки с застёжками и крючки должны быть очень качественными. Голец — это очень сильная рыба. У нас во время рыбалки было два случая, когда голец перекусывал… блесну! Фирма "Аква" делает свои колеблющееся блёсна из сплава, похожего на силумин. Вот и не выдержали блёсенки этих пассатиж. Так что готовться к подобной рыбалке надо очень тщательно.

Ну, и немного фото по рыбалке… и ролик.

Четыре дня ничегонеделания! Четыре дня одной лишь рыбалки! Наверное, где-то в средней полосе такой выезд кажется уж больно коротким, но для тех мест это реально много. Постоянно клюющая рыба надоедает, во всяком случае мне. Вот и начинаешь всякими извратами заниматься. Радиальные выходы, поиск приманки, на которую интересно ловить, кулинарные всякие изыски. В общем, проводишь время в своё удовольствие!
Вот мы и совмещали всё это в единое целое. Например, ребята идут на рыбалку. Там по реке-то пройти на лодках полчаса, ан нет — пошли по горочкам. Там де и морошка созревшая и виды всяческие. Опять же уж больно некоторым зоологам понравилась охота на лемингов.

Крутые берега и пастбище на них:

Вся кулинария, которая у нас была в эти дни, укладывается в одно слово — излишества. Питались мы не то чтобы хорошо, а несколько нестандартно. Блинами с икрой никого было не удивить.

Была и жареная рыба:

Талатаяха: лососевая река — крутые берега!

На одном из блюд я хотел бы остановиться отдельно: "Биточки от "Комарика" по-неандертальски"

Вообще это блюдо, под названием "биточки", к нам пришло из французской кухни 18 века. Оно тогда носило название «медальоны». Первоначально это были отбивные котлеты круглой формы из вырезки и без косточек. В XIX в. биточки из-за незначительного количества пригодного для них сырья уступили место рубленым котлетам, для которых сорт мяса не имел серьёзного значения. В XX в. битками стали называть рубленые котлеты круглой формы, так что сам по себе этот термин потерял первоначальный смысл.

Но Серёга назвал это блюдо Биточками не по традиции: рубленное мясо и так далее. Он назвал их так по другой причине — по способу приготовления. В связи с этим же я осмелился дать им "фирменное" название "по-неандертальски". Сейчас вам всё станет понятно. Итак, это прежде всего рыбное блюдо. А чтобы это блюдо приготовить, прежде всего, нужна свежая рыбка. Как вы сами понимаете, за рыбой мы ни в магазин, ни на рынок не пошли — предпочли собственноручно выловленную.

Ну, что же, как не пыжься, а сутки больше чем на 24 часа не растянешь. Всему наступает логическое завершение. Вот и наше пребывание на Талатояхе закончилось. За нами приехал Сергей на вездеходе. Собираемся. Прощальный обед и в путь. Через сутки самолёт. До скорой встречи, Талатаяха!

Река мне очень понравилась. Есть в ней своя изюминка. Есть где на байдарках покататься, есть что посмотреть. Да и рыбку где половить.
Спасибо Господу Богу, что существует четверг. День, когда он создал рыб.

Автор Виталий ШУРУХИН

Рыбалка на хариуса на Приполярном Урале

Рыбалка на хариуса
на Приполярном Урале
Река Сыня и ее притоки (ХМАО)
Заброска/выброска — вездеход МТЛБ

Комбинированный поход на Народную и Манарагу со сплавом по Косью с вертолетной заброской

Комбинированный поход в Коми

Северный Урал
Приполярный Урал
От 7 до 11 дней

Дарим 500 рублей при заказе любого тура через нашу группу Вконтакте!