Рыбалка на Вишере

На мой взгляд, река Вишера просто идеальна для спортивной рыбалки. Трудно представить более подходящую для этого реку. Да, я соглашусь с тем, что есть реки более полноводные, которые и пошире, и подлиннее. Есть маленькие реки, которые впечатляют обилием рыбы. Но если две эти крайности объединить, то получится одна река — Вишера. Ее нельзя назвать маленькой рекой: каждый, кто хоть раз побывал на Вишере в среднем и нижнем течении согласятся со мной. В то же время, ее не назовешь и большой, т.к. она очень быстроводна, энергична и, я бы даже сказал, капризна (совсем как небольшая горная речка). Рыбалка на Вишере особенна интересна своей непредсказуемостью, а значит и азартностью. Тот, кто бывал на реках Приполярного Урала, где сибирского хариуса можно вылавливать мешками, согласятся со мной в том, что такая "удачная рыбалка" интересна первые два-три часа. А потом, она воспринимается уже как убой и промысел; настоящего удовольствия она не приносит. Оговорюсь, что это относится к настоящим рыбакам-спортсменам, а не к "рыбникам-заготовителям".

Рыбалка на Вишере очень интересна со спортивной точки зрения. Все это благодаря уникальным свойствам реки, ландшафт и русло которой довольно изменчивы из-за большого градиента. Если в верхнем течении Вишера — настоящая горная река с перекатами-тулумами, порогами, высокими скалистыми берегами, то в нижнем течении — она больше соответствует определению равнинной реки с пологими, поросшими тайгой, берегами. Вишера требует от рыбака большого опыта и умения владеть очень широким арсеналом снастей для удачной рыбалки.

Есть еще один фактор, говорящий в пользу рыбалки на Вишере — это неописуемая красота этой уральской реки. Согласитесь, что гораздо приятнее покидать нахлыст в живописном месте, под какой-нибудь скалой или среди пологих увалов, покрытых тайгой, чем в каких-нибудь камышах и стоя по колено в иле.

Вообще, на Вишере я бывал много раз, но полностью пройти реку, от верховьев до нижнего течения, мне довелось лишь однажды. Попробую описать эту свою поездку в этом импровизированном отчете. Происходило все это в самом начале сентября 2008 года…

Первый день рыбалки

Как всегда, рыбалка на Вишере начинается с города Красновишерска — здесь мы пересаживаемся со своих авто на "буханку". Уазик загружен по завязку — 6-местная лодка с мотором, продукты питания, вещи (ума не приложу, откуда их всегда столько набирается), ящики со снастями. В этот раз на рыбалку поехали вдвоем, чему я собственно был рад, т.к. не люблю большие и шумные компании в этом деле. Для меня рыбалка это, прежде всего, единение с природой и самое ценное в ней для меня — тишина и покой.

Отдельно надо рассказать о дороге до 71 квартала. Существуют дороги с названием «прощай ходовая», а дорога от города Красновишерска до 71-го квартала называется «прощай автомобиль». В тот раз она была просто в ужасном состоянии: лесовозы раздолбили ее так, что мама не горюй. Казалось, если машину засунуть в камнедробилку или в центрифугу, то ущерба было бы меньше, чем от этой поездки да 71 квартала длинною в каких-то 170 километров. "Приключения" начались уже возле Ваи (100 км от Красновишерска): подъезжая к переправе через Вишеру у нас отпал один амортизатор заднего моста и крепление глушителя. Самый ужасный отрезок дороги начинается в пяти километрах не доезжая деревни Мутихи и заканчивается где-то в километрах десяти после нее же. Когда мы подъезжали уже к 71 кварталу (170 км от Красновишерска) как ножом срезало кронштейн задней правой рессоры и она пробила дыру в днище и залезла прямо в салон. Слава Богу, что вовремя заметили и положили на нее сверху кусок фанеры и придавили рюкзаками. Про этот участок дороги (от велсовского отворота до 71 квартала), протяженность которого около двадцати километров, в народе ходят легенды. Помните поговорку, что в России нет дорог, а есть лишь направления? Это тот самый случай. На этом участке попадаются ямы глубиной более двух метров и УАЗик скрывается в них полностью.
После семи незабываемых часов в дороге мы, наконец, добрались до места. Вот он, 71 квартал… Тут надо пояснить, что на карте вы не найдете такого названия. Это место стало так называться благодаря лесоразработкам, которые очень активно велись здесь в советские времена. Небольшой участок правого берега Вишеры стал коллектором или складом, куда свозили всю древесину, добываемую в окрестностях. Соответственно, к этому складу пробили дорогу для лесовозов. С тех пор ею все и пользуются, а за этим местом так и закрепилось название — 71 квартал. Сейчас здесь находится первый кордон Вишерского заповедника. Думаю, лишним будет говорить, что это самая дальняя точка, куда можно добраться на автомобиле. Когда мы приехали, то дело уже близилось к вечеру и мы решили здесь же переночевать. Развели небольшой костер, приготовили ужин и легли спать прямо в машине.

Второй день рыбалки

Утром нас ожидали нехорошие новости — за ночь уровень воды в реке поднялся на двадцать сантиметров (хотя дождя мы не видели, видимо, в верховьях он покапал немного). Вишера оправдывала свое звание горной речки (я вам говорил, что она очень капризна). Местные рыбаки утверждают, что за одну ночь вода может прибыть на целый метр!

Первым делом развели костер, поставили чайник на огонь для завтрака. Быстро разгрузили машину и отпустили водителя. За час с небольшим собрали лодку и поставили мотор. Решили подняться вверх по течению, до самой границы с Вишерским заповедником. Территория самого заповедника (по воде) начинается от Круглой ямки (остров, где находится второй кордон), а до нее от 71-го квартала около пятнадцати километров. На этот раз решили не рыбачить в самом заповеднике, поэтому и лицензии не получали изначально. На этой рыбалке в наши планы входило половить рыбу в среднем и даже в нижнем течении Вишеры.

По пути до Круглой ямки нам попадаются лодки местных рыбаков, которые спускаются сверху. Лодки, в основной своей массе, северянки ("щуки", челдонки). К одним решили подъехать, чтобы узнать насчет рыбалки и по поводу того, клюет ли вообще. В «северянке» сидели два мужика. Одному было около 60-ти и был он явно местных корней, с примесью мансийской крови. Оправдывая мои ожидания, он представился не по имени, а по прозвищу — Вогул. На наш вопрос как рыбалка, они ответили, что плохо и показали хариуса килограмма на полтора-два. Типа, это единственное, что есть стоящего показать. Если по мне, то хоть бы раз в жизни такую рыбину поймать и все — можно умирать. Когда мы подгребли поближе, то заметили на дне лодки у Вогула крышку от "Вихря", в которой было килограмма три-четыре только что пойманной рыбы. Каждый экземпляр в среднем на четыреста граммов. Второй мужик, помоложе, тут же предложил нам купить эту рыбу, мол, не майтесь, не ездите по такой погоде никуда. Но мы отказываемся: лучше ничего не поймаем, но сами это сделаем. Перекинувшись с рыбаками еще парой вопросов мы, между делом, спросили про тайменя, есть ли и как его в этих краях ловят? Сергей, который молодой, с некой гордостью сообщил, что таймень есть, при чем очень большой (он поднял деревянное весло со дна лодки, намекая, что рыба именно такого размера). Сейчас он стоит в ямах и кормится. Но его просто невозможно поймать. По словам Сереги, он тайменю прямо под нос приманку сувал, а тот хоть бы хны. Рассказывая все это Серега оживился, огонек в глазах появился и тут же предложил нам показать эту яму за чисто символическую сумму. Но я отказываюсь: выше по течению до Круглой ямки всего 2-3 ямы и если таймень там есть, то мы и без помощников его найдем (забегая вперед, скажу, что не увидели мы там "тальменя"). Сделаю небольшое отступление и замечу, что сильно испортились местные жители (с деревень Велса и Ваи) за последние годы. Виноваты в этом приезжие рыбаки и туристы, которые наводнили эти края. Ни один абориген уже и шагу не может ступить, чтобы не попросить денег.

Поднимаемся дальше. Начал накрапывать небольшой дождичек, даже не дождик, а какая-то водяная хмарь в воздухе повисла. Видя это, мы решаем до самой Круглой ямки не подниматься, а остановиться на одной, очень нам знакомой, яме, перед которой есть небольшой перекат. Ниже переката образовались хорошие отстойнички (заводи) с обратным течением. Есть подозрение, что и внизу, в месте перехода переката в яму струи с обратным течением тоже должны быть. Для хариуса это самое то. Остановились и начали помалу обкидывать яму. Я кидал нахлыст, а мой напарник фанат спиннинга. Вначале оба пробуем сухую муху (Юрий, мой товарищ, кидает сбируллино или бомбарду, соответственно, тоже пользуется мухами). Для затравки я обычно цепляю темно-зеленую сухую муху с белым парашютом (самая универсальная муха для рек Северного Урала). Первую поклевку ждал минут сорок. Но эта рыба была не моя и сошла. Если судить по уверенному рывку, то хариус там был не меньше, чем на килограмм. Юре повезло больше и он поймал харька граммов на пятьсот-шестьсот. Первую рыбину мы тут же вскрыли и выпотрошили желудок, чтобы проверить, чем хариус сейчас питается. Как обычно, в желудке было много разного речного мусора, но были и интересные для нас вещи. Так, в нутрях «жертвенного» хорька мы обнаружили одну мушку, не знаю как она называется, с длинными крылышками. Тельце у нее было продолговатым; цвета она была коричневого; крылья имела тонкие, длинные и кремового окраса. Мы тут же уселись вязать мухи, имитирующие этого "зверя". Взяли крючки третьего номера, навязали основу из медвежьей шерсти, закрепили лаком, ножницами убрали все лишнее. Особо мудрствовать не стали и решили не делать крылья. Я вообще считаю, что такие мелкие детали хариус все равно не видит в воде. Если честно, то муха получилась неказистой и неприглядной. Нас это не испугало, т.к. мы знали, что на Вишере не работает то, что работает везде и работает то, что нигде не работает. В этот раз эта истина опять подтвердилась. Только мы начали удить с помощью этой мухи, как рыбалка оживилась и поклевки участились.

Если позволите, дам совет всем желающим порыбачить на Вишере — не берите с собой на рыбалку на Вишеру приманки и снасти ярких цветов оттенков и ядовитых красок. Вода в Вишере очень прозрачная и чистая, поэтому все эти "елочные игрушки" хорошо видны в воде. А хариус — рыба очень осторожная. В своей естественное среде он никогда не видит таких цветов, а, значит, это его пугает. На Вишере работает только все натуральное и естественное.

За рыбалкой мы и не заметили, как уже начало смеркаться и темнеть. Солнце закатилось за хребет Лиственничный. Лишь Тулым продолжал сверкать своей красотой и долго еще оставался для нас самым ярким и заметным событием этого вечера. Мы нашли на берегу хорошее место для стоянки и развели костер: поставили кан под уху. Вещи из лодки вообще не доставали, а только спальники и палатки. Было решено с утра следующего дня идти "быстрым маршем" вниз, чтобы к обеду успеть к устью реки Приисковая. Уху сварили быстро и еще быстрее "приговорили" ее. Ох, до чего же вкусна уха из хариуса! По жирности и по вкусу она не уступит налимьей ухе, вот только прозрачная, как ключевая вода и очень душистая. После ухи настало время чайных церемоний. Только лишь когда разлили чай по кружкам я понял полностью и осознал, что я на природе и меня накрыло покоем и умиротворением. В этот момент я полностью отключаюсь от всех проблем, суеты и суматохи большого города.

Третий день рыбалки

Проснуться и встать рано, как мы этого хотели, не получилось. Усталость взяла свое и наши будильники, исправно будившие нас все утро, наконец-то сдались и замолкли. Даже не выходя из палатки мы поняли, что погода на улице самая мерзкая и для рыбалки неподходящая. Было холодно, сильный ветер и периодический мелкий дождь. Прямо в палатке вскипятили чайник на газовой плите, позавтракали и начали собираться в дорогу. Сплавляться вниз по реке на моторе в такую погоду — большое испытание. Руки на пальцах начинают отмерзать уже через полчаса (никакие перчатки не помогают).

Вишеру заволокло туманом. Мы пролетели мимо хребтов Зыряновского и Лиственничного толком их не разглядев. Лишь Чувал показал свои склоны, когда мы проплывали мимо 71-го квартала. Единственный положительный момент того дня — это то, что уровень воды в Вишере поднялся довольно сильно и мы абсолютно без проблем шли на своем тридцтисильном моторе "Honda". Лишь на особо опасных участках приходилось ставить мотор на режим "горной речки".

Проплывая мимо острова Робышевский решили остановиться возле одной очень перспективной ямки. Быстро достали снасти и начали обрыбачивать это место. Но сегодня у рыбы был выходной и у нас не было ни одной поклевки. Так, не солоно хлебавши, мы снова встали на мотор и поехали дальше.

До Приисковой добрались уже в сумерках. Тут мы остановимся надолго, поэтому лагерь разбили основательно и по всем правилам: заготовили побольше дров, выгрузили все вещи. Выгружая вещи обнаружили, что со спальниками беда — они намокли. Пришлось забыть про вечернюю рыбалку и заниматься сушкой вещей.

Четвертый и пятый день рыбалки

В дальнейшем, чтобы не отнимать лишнего времени я буду рассказывать о нашей рыбалке без оступлений и лишних описаний, а сугубо по делу. Рыбалка в устье Приисковой была довольно удачна, как всегда, впрочем. Погода наладилась и радовала. Уже давно подметил, что на Северном Урале погода очень непредсказуема. Вполне реальна ситуация, когда до обеда будешь мерзнуть от холода, а ближе к вечеру вспотеешь от жары. Примерно так же вышло и в тот раз.

Те сухие мухи, которые мы связали в первый день рыбалки, оказались очень рабочими. Лично у меня именно она оказалась самой результативной и я поймал на нее больше рыбы, чем на все остальные вместе взятые. Самый большой хариус, которого мне посчастливилось поймать на этой рыбалке — экземпляр на 1,2 килограмма.

Рыбалка на Вишере

До кучи я поставил и кораблик (в ящике было полно старых мелких блесенок, которые не жалко было и потерять). Кораблик поставил больше для того, чтобы проверить какая именно блесна будет самой рабочей.

Кораблик — это такая хитрая снасть, которая очень популярна у местных рыболовов. Интересна эта снасть прежде всего принципом своей работы. В принципе, кораблик — это всего лишь две доски, соединенные проволокой и по конструкции напоминающие катамаран. К нему привязывается леска или шнур, при чем крепится так, что кораблик всегда стоит под углом к вектору течения. Засчет этого конструкция кораблика может использовать реактивную тягу течения и уверенно стоять посреди реки и даже подниматься вверх по течению (чем больше объясняю, тем больше понимаю, что лучше один раз показать воочую, чем сто раз рассказать). К шнуру с периодичностью в 20 сантиметров крепятся поводки с блеснами или крючками. На них, собственно, рыба уже и клюет. Основное преимущество кораблика в том, что его можно поставить и забыть на некоторое время. Местные рыбаки, на мой взгляд, самые хорошие мастера по изготовлению корабликов. Даже свой корабль я заказал местному рыбаку.

Баловство с корабликом, конечно же, не главное. Самое большое удоволетворение я получил от любимого нахлыста. В комбезе зашел на середину Вишеры (глубина позволяет это сделать) и оттянулся по полной. Река Вишера самое идеальное место для тренировки нахлыстового заброса. Здесь можно кидать нахлыст из-за спины — шуруй на середину течения и кидай. Можно отрабатывать кольцевой заброс — хоть с берега, хоть с катамарана или лодки. Если дует ветер или стоите на сильно течении — тренируйте Д-образный заброс. Короче, не погрешу против истины, если скажу, что Вишера — это рай для нахлыстовой рыбалки.

Шестой день рыбалки

Постояв на Приисковой решили перебраться на Вайское плесо (ниже деревни Ваи). Там всегда была хорошая рыбалка. Быстро проскочили мимо Велса, заброшенного Усть-Улса и Ваи. Ниже Ваи уже хорошие шансы поймать тайменя. Вопреки общему мнению, я считаю, что в нижнем и среднем течении тайменя больше и нет смысла забираться высоко по реке если ваша цель — речной тигр.
На Вайском плесе наши ожидания оправдались и рыбалка была результативной. Поклевки были не частыми, но каждые пятнадцать минут клевало. Хариус в этом месте не крупный, а больше мелкий. Много приходится отпускать. Сказывается большой прессинг со стороны местных рыбаков и приезжих. Это место уже доступно даже для легковых автомобилей.

Седьмой и восьмой день рыбалки

В эти дни рыбалки, как таковой, не было. Буквально пролетели мимо Акчима. Вот уже показался впереди камень Писанный. Несколько раз уже его видели, а все равно не устояли перед его красотой и сделали небольшую остановку. Поднялись на саму скалу и сделали пару фотографий.

Рыбалка на Вишере

Следующая остановка была у Шалюгинской Заостровки — это ниже деревни Сыпучи. Там интересны два острова, а если быть точнее, то ямы в нижней части обоих островов. В месте соединения двух проток (огибающих остров) всегда образуются завихрения и обратные течения, которые так привлекают хариуса. После Заостровки, спустившить буквально 5-6 километров, порыбачили под Столбами — так называется камень или череда камней на Вишере. Сюда можно ездить даже зимой на подледную рыбалку. Но популярность этого места играет ему плохую службу — местного хариуса тут уже не осталось, только транзитный, а он очень капризен и рыбалка на него зависит от погоды. Долго на Столбах не задержались и спустились до Дыроватого, где и встали лагерем на ночь.

Весь следующий день посвятили просто сплаву по реке. Нам надо было дойти в этот день до деревни Усть-Язьва, а это значительно ниже Красновишерска. Мы не спеша и в свое удовольствие "шли" на моторе. Из интересного в этот день можно отметить лишь «свечу» тайменя или щуки на Долгом Плесе.

О «свече» расскажу отдельно и обстоятельно… На Долгом Плесе решили немного перекусить и попить горячего кофейку. Заглушили мотор, сидим-курим. Лодка плыла сама по течению. Неожиданно, прямо перед нами вода взбурлила так, будто кто-то туда взрывпакет бросил. У нас даже кружки повыпадывали из рук. Потом все затихло, и тут опять, уже через несколько секунд, новый всплеск. На этот раз мы явно увидели хвост большой рыбы и ее мощное тело. Что за рыба это была я не могу сказать со стопроцентной уверенностью. Хочется верить, что это был таймень, но вполне вероятно, что это была и щука, просто очень крупная. С кем "воевал" этот великан тоже было непонятно. Но шуму рыбина навела много. Если представить, что в воду прыгнет взрослый мужчина, да еще плашмя, то это будет соответстовать тому звуку, который услышали мы. Надо отметить, что в этом месте Вишера сильно разливается и становится мелкой, буквально полметра глубиной. Вода не прозрачная, как в верховьях, а мутная (причина — впадение Щугора, по которому прошла алмазная драга). Такое мелководье — любимое место охоты для таких хищников как щука или таймень. Судя по всему, в той рыбе, которую мы увидели, весу было килограммов двеннадцать-пятнадцать. Признаюсь, что если бы мы даже попробовали поймать этого "зверя" и если бы он даже клюнул, то мы б его не вытащили. По снастям мы были не готовы к таким уловам.
У Юры, моего товарища, сердце все-таки не выдержало и он достал спиннинг и попробовал кидать его в то место, где мы видели выход. Естественно, безрезультатно. Так мы в этот день ничего и не поймали.

Уже ближе к вечеру добрались до деревни Усть-Язьвы; затопили баню, накрыли небольшой импровизированный стол и выпили "по двести" за нашу рыбалку на Вишере. Встречи с этой уральской красавицей всегда получаются душевными и запоминающимися надолго. Было полное ощущение, что за эти восемь дней мы прожили отдельную маленькую жизнь. Вишера всегда дарит много впечатлений, радости и дает повод для новых размышлений.

Автор Юрий Половников

8-800-55-190-20
yurapolovnikov

Защита от автоматических сообщений
Введите слово на картинке*
Рыбалка на хариуса на Приполярном Урале

Рыбалка на хариуса
на Приполярном Урале
Река Сыня и ее притоки (ХМАО)
Заброска/выброска — вездеход МТЛБ

Комбинированный поход на Народную и Манарагу со сплавом по Косью с вертолетной заброской

Комбинированный поход в Коми

Северный Урал
Приполярный Урал
От 7 до 11 дней

Дарим 500 рублей при заказе любого тура через нашу группу Вконтакте!