Помяненный камень на выходные (08-09 февраля 2014 г.)

Камень Помяненный не пускал нас весь прошлый год. Да, я знаю, что это звучит смешно, учитывая высоту горы в 727 метров и сложность данного похода (он буквально "школьный"), но, тем не менее, в прошлом году (зимний сезон 2012-2013 года) мы пять (!!!) раз пытались попасть на Помяненный/Колчимский камень, но так ни разу и не смогли этого сделать. Дело в том, что перед нами задача была немного посложнее, чем просто на лыжах попасть на гору. Нам нужно было подъехать максимально близко к подножью на снегоходе, и только затем подняться на лыжах или пешком по тропе. Связано это было с тем, что я хотел сделать более-менее комфортный зимний тур на гору Колчимский камень и для этого мне надо было разведать путь более удобный для подхода именно на снегоходе. Вот снегоход-то нас всегда и "тянул вниз". Если бы мы решились просто сходить пешком на Помяненный, то думаю, мы бы легко это сделали в течении одного дня.

Но, раз задача поставлена, то ее надо выполнять. И если в прошлом году нам так ни разу и не удалось "покорить" Помяненный, то в этом году мы были настроены очень решительно и более позитивно. Решили сделать ход конем и вместо однодневной поездки сделать двухдневную, т.е. заночевать у подножья горы. Изначально был план на ночь машину оставить в деревне Волынка (в 5 км от Помяненного).

Выбрали в своем календаре два свободных выходных дня и отправились в путь. Нас было трое: я (Юрий Половников, автор этих строк, мое фото ниже вы еще увидите), мой друг Алексей Левко и еще один новичок в нашей команде — Андрей. Андрея мы оба не знали и попал он в нашу команду следующим образом: в эту поездку с нами собирались Евгения и Сергей, с которыми мы ходили осенью в пеший поход на Народную и Манарагу с последующим сплавом по реке Косью. Они хорошо знают Андрея и позвали его с нами в эту маленькую поездку, но потом, получилось так, что сами ехать отказались (буквально за день до выезда). Вот так Андрюха и оказался в команде двух совершенно незнакомых великовозрастных дитять, чему, надо сказать он не испугался и не смутился. За что честь ему и хвала. В наш коллектив он влился сразу.

Из Соликамска выехали затемно, где-то в половине десятого утра, в субботу, 08 февраля. За полтора часа добрались до Красновишерска и еще минут сорок у нас ушло на дорогу от Красновишерска до отворота на сам Помяненный камень. Первый сюрприз нас ждал здесь, т.е. на трассе Красновишерск-Вая, а именно при подъезде к отворотке на Помяненный камень. Дорога была чищена! Отворотка на Помяненный (Колчимский) камень было почищена грейдером, при чем он прошел недавно, буквально перед нами. Кто и зачем это сделал — нам оставалось только гадать. Самым главным в данный момент было то, что мы не знали, до какого места дорога чищена. Может до "уралалмазовской" просеки, может до поляны Геологов, а может и еще дальше. Дорога очень узкая и если туда не глядя сунуться на машине, да еще и с прицепом, то обратно можно не выехать. Поэтому, принимаем решение скинуть снегоход с прицепа и на нем разведать дорогу. Что, собственно, довольно быстро и сделали. Ниже на фото она и есть, эта самая чищенная дорога до поляны Геологов (о чем мы еще пока не знали).

Помяненный камень на выходные (08-09 февраля 2014 г.)

А на этом фото (ниже) сама дорога Красновишерск-Вая. Зимой, как всегда, идеальный автобан. Значительно лучше, чем летом.

Первым на разведку на снегоходе поехал я. Доехал до "уралалмазовской" просеки и понял, что как минимум до этого места мы на машине доедем. Более того, тут были сделаны "пятаки" или "карманы", где в случае необходимости можно было развернуться, поэтому можно было смело ехать на машине. А сама дорога уходила еще дальше, т.е. была почищена и дальше. Вернулся к парням. Я сел за руль авто, а Алексей пересел на снежик. Доехали до просеки и отправили Леху на снегоходе дальше. Через несколько минут Леха вернулся и сообщил, что дорога пробита аж до самой поляны Геологов и уходит на Волынку. Похоже, кто-то и зачем-то сделал тут дорогу до Волынки. Кому это было нужно и зачем мы гадать не стали, т.к. не наше это дело, а просто поехали дальше. Действительно, доехали до поляны Геологов и решили, что машину на ночь оставим здесь (не погоним ее в деревню) и здесь же, неподалеку от машины поставим палатку. Даже нашли место, где раньше уже стояла чья-то зимняя палатка. Заготовили дров, установили свою "избушку", немного перекусили и решили в оставшиеся 2-3 часа до темноты по-максимум посвятить тому, чтобы пробить дорогу к Помяненному

Снегоходный тур на перевал Дятлова (рядом с Маньпупунером). 8 дней, 460 км, от 15000 рублей на человека!!!

Помяненный камень на выходные (08-09 февраля 2014 г.)

На первый взгляд просека, уходящая на Помяненный, заросла кустами более, чем полностью (фото ниже). Взяли с собой два топора, бензопилу и отправились в "снежные джунгли" Северного Урала :-)

За эти 2-3 часа нам удалось подняться на снегоходе по просеке километра на два, пока мы не уперлись в упавшее, довольно толстое дерево. Можно было и его, конечно, распилить, но дальше шел уже не кустарник, а самый полноценный лес и мы поняли, что на снегоходе пробиваться нет смысла. Дальше — только пешком. Пока "били путик" для снегохода раз пять воспользовались бензопилой (пилили упавшие деревья) и раз десять топором. Те случаи, когда просто ломали ветки руками или когда я проезжал сквозь кустарник на ходу, прикрыв лицо, не сосчитать. Можно сказать, что еще легко отделались!

Снег был глубокий, но с какой-то твердой прослойкой под верхним пухляком. Мы даже поначалу подумали, что кто-то до нас тут на снегоходе проезжал и мы едем по его следу, но потом поняли, что этот слой твердого наста есть везде, даже в лесу. Мы решили, что это связано с погодными условиями, которые царили этой зимой. Когда случаются резкие перепады температуры и верхний слой снега успевает подтаять, а потом застыть — получаются такие слоеные пироги. В общем, ехали на снегоходе довольно легко. По большому счету ни разу серьезно не зарывались и снегоход всегда выезжал сам.

Когда начало темнеть, то вернулись в палатку. Растопили печь, накололи дров на всю оставшуюся ночь (с дровами мы явно переборщили и когда уезжали, то после себя оставили целую поленицу), сварили себе пельменей и поужинали. Собственно, на этом наш первый день и закончился. На завтра был план встать пораньше, сразу собрать вещи и палатку, загрузить все это в прицеп и машину (чтобы по приходу сразу прыгнуть в машину и уехать) и отправиться на штурм Помяненного.

На следующий день планы наши, конечно, осуществились, но не в полной мере и не в той последовательности, как мы хотели. Во-первых, в семь утра (как было уговорено) никто не встал. Все просто-напросто проигнорировали звонок будильника. Во-вторых, сразу с утра вещи мы не собрали, т.к. банально не хватило времени. Решили все вещи с палаткой оставить как есть и идти на Помяненный камень, а собираться и укладываться уже после возвращения. Конечно, было страшновато оставлять без присмотра и машину, и вещи, и палатку (если учесть, что дорога была накатана шикарнейшая и любой мог подъехать к месту нашей стоянки даже на легковой машине и со стороны Волынки, и со стороны вайской дороги), но делать было нечего. Отправились так. Взяли с собой две пары охотничьих лыж, два термоса, бутерброды, сникерсы, я взял с собой вещи на сменку, загрузились в снегоход и поехали. За ночь наш путик подмерз и мы буквально за десять минут доехали до того места, где вчера закончили пробивать дорогу. Оставили снегоход и двинули в лес, по направлению к Помяненному. Мы с Лехой были на лыжах, а Андрей решил идти так, т.е. без лыж.

Помяненный камень на выходные (08-09 февраля 2014 г.)

Андрюха весил 60 кг, у Лехи тоже был бараний вес — вообще 50 кг, и лишь у меня одного был нормальный мужской вес — 90 или чуть более килограмм. Но в этот раз мой вес был против меня. Андрей даже без лыж умудрялся идти по снегу не проваливаясь глубже щиколотки. Леха на лыжах, понятно, вообще не проваливался. Я же умудрялся проваливаться по самые "бубенцы" даже шагая по их следам (когда рискнул снять лыжи). А на лыжах (охотничьих, не подшитых) идти в горку было очень и очень проблематично. В общем, парни усвистали вперед, а я всю дорогу был в роли догоняющего. Горнолыжный костюм, что был на мне, промок более, чем полностью. Кроме моего веса у меня был еще и рюкзак со шмотьем и термосами. Постепенно, медленно, споря о направлении, но мы шли и было заметно, как уклон становится все круче и было понятно, что сама гора уже близко.

Наконец-то между заснеженных деревьев мы увидели вершину так называемого "второго" Помяненного. Дело в том, что Помяненный представляет собой не одну вершину, а целую серию вершин из четырех частей. Правильнее называть его хребтом. Вот как раз второй мы и увидели. А минут через двадцать вышли к склону "первого", который и был нашей сегодняшней целью. В лоб, по глубокому снегу, решили не штурмовать, а обойти справа и подняться по более пологому склону.

Между деревьями, в центре на нижнем фото, виден "второй" Помяненный. Летом до него идти минут 20-30, но зимой эта прогулка превращается в двухчасовую муку.

Помяненный камень на выходные (08-09 февраля 2014 г.)

В скором времени мы поднялись к камням. Ветер был сильный, пронизывающий, поэтому, первым делом стали искть какой-нибудь закуток, где мы могли бы передохнуть, попить горячего чаю, я хотел еще переодеться, т.к. куртка пропитанная потом на ветру тут же "встала колом" и превратилась в рыцарский панцирь.

Со второй попытки закуток был найден. Попили чаю, немного перекусили, я переоделся в пуховик и мы рванули на камни, на саму вершину.

Вот такой вид открывается на "второй" Помяненный с вершины "первого". Кстати, именно "второй" камень и указан на всех картах как Помяненный или Колчимский камень и это имнно у него высота 727 метров, т.е. он из всех четырех самый высокий. Но мы решили до него не ходить. Не хватило бы ни времени, ни сил.

Небольшая фотосессия. Кто-то фоткается на аватарку, кто-то для отчетности (чтобы жене доказать, что действительно ездил на гору), а кто-то ради интереса. Полазили по камням, походили по вершине. Я даже не удержался и сделал небольшой "самострел" или, как сейчас можно говорить, селфи.

Если прошлые разы Помяненный Камень нам не давался полностью, то в этот раз он решил компенсировать нам все наши прошлые муки хорошей погодой. Пока мы поднимались, то было очень пасмурно (по фотографиям это видно), но когда мы поднялись на сам камень, то засветило солнце и мы успели выхватить буквально пятнадцать минут этой солнечной погоды для наших фотографий. Ветер, кстати, тоже немного приутих и был не настолько сильным и холодным, как я рассчитывал.

Помяненный камень на выходные (08-09 февраля 2014 г.)

Побыли мы на камне буквально минут 20-30 и решили спускаться. Нам еще предстояло собирать палатку, упаковывать вещи, да и обратную дорогу надо было учитывать. В общем, пофотографировались, еще раз попили чай, немного перекусили и двинули в обратную дорогу. Понятно, что спускаться было значительно веселее и быстрее, чем подниматься. Особенно на лыжах. Но, спускаться всегда опаснее, особенно с крутого склона. Очень легко можно поломать себе ноги, правалившись между камнями. В общем, спускались аккуратно. Андрей правалился одной ногой под снег и почувствовал, что она у него повисла, т.е. до земли он не достал. Решил проверить глубину снежного покрова и залез в дырку второй ногой. Что из этого получилось можно увидеть на нижнем фото.

От вершины до снегхода добежали буквально за полчаса, в то время, как поднимались два. Когда спустились и я снял рюкзак, то парни увидели, что мой пуховик под рюкзаком насквозь мокрый от пота (под рюкзаком пот не испарялся). В общем, хорошая в этот день была тренировочка и если бы не мои надсаженные колени, то можно было бы эту "прогулку" записать себе в актив.

Добрались до своего лагеря, немного перекусили и буквально за час собрали все вещички. Уже минут через двадцать мы были на дороге Красновишерск-Вая, а еще через два часа были в Соликамске. Вот такие были выходные…

Теперь у нас задача найти дорогу на "второй" Помяненный, а может и не "третий" и "четвертый". Посмотрим. А следующая поездка запланирована в Дивью пещеру, а потом на озеро Чусовское (на рыбалку) и на реку Колва (тоже на рыбалку, в верховья).

Автор Юрий Половников
Автор фото Алексей Левко

Рекомендуемые туры:  Поход на гору Качканар / Экскурсия на гору Полюд и скалу Ветлан / !Пеший поход на Народную и Манарагу / Комбинированный поход на Народную и Манарагу со сплавом по Косью с вертолетной заброской
8-800-55-190-20

Пеший поход на Народную и Манарагу
Приполярный Урал, нацпарк Югыд Ва
Покорение высшей точки Уральских гор

Дарим 500 рублей при заказе любого тура через нашу группу Вконтакте!