Путешествие к великанам. Плато Маньпупунер 2009
Отчет о пешем походе на плато Маньпупунер (Северный Урал), который состаялся в период с 3 августа 2009 года по 13 августа 2009 года.
Участники пешего похода:
Павел (город Москва): Адмирал
Константин (автор отчета, город Челябинск): писарь, фотограф
Артем (город Челябинск): врач
Алексей (город Екатеринбург): замполит
Александр (город Челябинск): фотограф
Итак, начнем, пожалуй:
Заранее хочу предупредить, что в процессе чтения отчету, у Вас может сложиться устойчивое впечатление, что мы — это группа хронических алкоголиков, оторвавшихся от жен и использующих все свободное время на активные алкогольные возлияния… Может, оно так и есть, но сами себя мы таковыми не считаем…
Этот пеший поход готовился нами тщательно и долго. Минимум, наверное, с полгода и никак не меньше. Хотя основные сборы (как всегда) производились в последний момент.
Вообще, тема пешего похода на Маньпупунер мною прорабатывалась довольнодавно (лет примерно десять), но все как-то не складывалось. То туда пойдем в поход, то — сюда. Но о Маньпупунере я никогда не забывал.
Впервые я узнал о столбах выветривания на этом плато (как, наверное, и многие из Вас) из книги Николая Рундквиста «100 дней на Урале». И после ее прочтения я был буквально очарован этим почтеннейшим и сказочным местом.
Тем более, что на пути к Болванам находится не менее интересное место — перевал Дятлов, а так же вершины Холатчахль и Отортен.
Сколько мною было «съедено» отчетов и статей о плато, намного больше было прочитано материалов о гибели печально известной группы Дятлова. Так что на «перевал девяти» меня тянуло не менее (а может и более), чем собственно на плато Маньпупунер.
Но, обо всем по-порядку…
31 июля 2009 г.
Из моего родного города Челябинска мы выехали втроем: Александр, Артем и собственно я.
В Екатеринбурге нас встретил Алексей на своей Ниве и мы чудом уместились в ней (считайте 4 человека, да еще огромных три рюкзака). Поехали к Алексею в гости. Переночевали у него дома.
1 августа 2009 г.
Подъем был ранний, аж в 4.30 утра. С Алексеем сели в машинуи поехали в аэропорт Кольцово, где должны были встретить пятого члена нашей команды -Павла. Он летел к нам из Москвы. В 6.30 встречаем Пашку и едем обратно к Алексею домой. Поднимаем с постелей Артема и Александра и все впятером отправляемся за продуктами. Заехали в один из сетевых магазинов, где можно купить все и сразу. Набираем продукты в тележку. По мере ее заполнения, с ужасом начинаю думать, о том каким образом мы будем все это распихивать в наши и без того безразмерные рюкзаки…
В очередной раз нас всех повеселил Артем — в качестве сменной обуви в лагере он взял обыкновенные сланцы… Начинаем подыскивать ему сменную обувь, чтобы было дешево и сердито. Вариант с резиновыми сапогами был сразу отвергнут (не было размеров — у Артема несколько нестандартный размер ноги: 45-46…). Начали искать калоши, но от них тоже пришлось отказаться по той же причине… В результате Артем взял-таки в качестве сменной обуви эти самые сланцы, о чем мы, в последствии, нисколько не пожалели, но об этом позже.
Затарившись продуктами в поход, решаем пообедать в местном кафе, чтобы не готовить дома у Лехи. Каждый набирает в поднос столько, как-будто едим в последний раз (это, кстати, практически соответствовало истине — в следующий раз поесть по-человечески нам предстояло только на выходе с маршрута, т.е. почти через две недели). На кассе нам выставили счет на две с половиной тысячи рублей! Понятно, что мы не смогли съесть даже половины того, что набрали. Артем выпросил на кассе одноразовые контейнеры, в которые и были свалены остатки «ништяков» (на потом).
Возвращаемся к Алексею домой, вываливаем все продукты на пол (а их было практически 40 кг.) и начинаем делить между нами и распихивать по рюкзакам. Ко всему прочему народ достает из рюкзаков все снаряжение и в результате в небольшой комнате образовывается маленький апокалипсис…
После того, как все продукты были поделены, мы стали пытаться засунуть все это в наши рюкзаки. Как ни странно, но примерно через час в комнате стояли пять готовых рюкзаков и один большой пакет (с едой, в дорогу). Так что еще осталось время посидеть на кухне и доесть все, что осталось у Алексея в холодильнике (чтобы за время его отсутствия не испортилось!).
Рюкзаки вышли примерно по 25-27 кг. Не так много, для такой автономки. А всё потому, что еда рассчитана Пашкой до граммов (забегая вперед скажу, что продуктов на финише маршрута осталось еще дня на четыре, но лучше вынести жратву с маршрута, чем остаться без нее на середине). Шли исключительно на сублиматах: соевое мясо, сухари, сушеная картошка и сусли, поэтому вес у рюкзаков вышел таким приемлемым.
Перекусываем и едем на ж/д вокзал.
Паровоз Свердловск — Приобье отходит из Екатеринбурга в 18.10 (по Москве). Путь до станции Ивдель-1 занимает ровно 12 часов. Встречаемся на вокзале с группой Пермяков, с которыми я заранее списался по вопросу совместной заброски до Ауспии. Грузимся в поезд, трогаемся.
По дороге шикуем: доедаем остатки обеда, запиваем беленькой (спирта еще успеем напиться…).
В вагоне жарко: окна не открываются, духота сводит с ума. Спать ложимся в 12 ночи, как ни странно — высыпаемся.
2 августа 2009 г.
В 8 утра по местному прибываем в славный град Ивдель, где возле вокзала нас уже ждет заранее заказанная вахтовка.
Для любознательных указываю телефон директора АТП, где была заказана вахтовка:
8 (34386) 2-13-75 директор АТП.
8 (34316) 2-20-40 МЧС Ивдель — здесь так же можно заказать вахтовку. Стоимость одинаковая.
Возле машины встречаемся с группами из Перми и Челябинска, с которыми я заранее договорился о заброске (так получается дешевле). В итоге нас оказывается 21 человек. Как ни странно помещаются все и даже с относительным комфортом. Хотя в АТП мне напели, что максимум вахтовка берет 18 человек.
Стартуем от вокзала в 8.30, едем в Ивдельское МЧС. Там отмечаемся и указываем приблизительные сроки возвращения. Процедура не отнимает много времени, так что советую не пренебрегать ею.
Затем едем в Ивдельское АТП, дабы заплатить за проезд. Оставляем там 12 т.р., хотя с директором АТП я договаривался на 9 т.р. Кассир, сославшись на директора, рассказала нам, что цены изменились буквально вчера, и выразила нам свои соболезнования по этому поводу. Ну, как говориться, это не первое кидалово на такого рода услугах в небольших городах, и не последнее к сожалению. Но выбирать не приходится, да и в принципе на такую большую толпу изменение стоимости почувствовалось не сильно.
Выехали из Ивделя в районе 9 часов утра. Практически сразу пошла грунтовка, но трясло терпимо, тем более, что весь личный состав перед выездом забежал в киоск и затарился «негрустином» в дорогу.
Погода стоит отличная (вопреки ожиданиям синоптиков), воды в реках мало (а форсировали мы их прямо по воде), так что без каких-либо усилий мы добрались до Вижая (брошенного поселка).
Не таким уж и брошенным он оказался, там еще живут люди, но очень мало.
Тормознули на обед. Кто хотел искупался и перекусил.
Итого в 17.00 вечера (через восемь часов после старта) мы прибыли к броду через Ауспию (конечную точку нашего колесного маршрута). На броде стояли геологи на МТЛБ-5 (тягач легкобронированный), они ждали соляру и не просто ждали, а «активно», так что некоторые из них еле стояли на ногах.
Наш водитель предложил докинуть нас подальше до вертолетной площадки (порядка 2-3 км.), за отдельную плату естественно.
Скидываемся по полтиннику и едем дальше. По пути пересекаем развилку (для тех, кто пойдет пешком — на развилке налево), и буквально минут через десять попадаем на конечную остановку.
Быстро выгружаемся, подтягиваем рюкзаки и первыми (остальные тормознули на перекус) выходим вверх по дороге.
Минут через тридцать (примерно 1,5-2 км.) дорога уходит резко налево (вдоль по течению Ауспии), а прямо уходит натоптанная тропа. Так вот идти нужно налево, по дороге!!! Там еще на развилке достаточно приболоченно, так что не пролетите.
Далее пошла прямая, нахоженная дорога. Идти по ней легко и непринужденно. По пути попался один свороток к Ауспии (на лево). Ходить на него не нужно, двигаемся прямо.
Затем (километра через 2-3 (ходка)) дорога выходит на поляну, с нее налево уходит тропа и сразу спускается к широкому ручью.
Теперь понимаем, что водила мог бы забросить нас и подальше, километров на пять. Вот же зараза… Рюкзак тяжеловат, да и идти первые дни всегда труднее.
Хотя тропа — одно удовольствие: практически сухая, без резких спусков и подъемов.
Одолевают комары. Вот это лажа!! Я их за все лето пару штук всего видел, как то на редкость мало их в этом году было. Теперь то я понял где они все отсиживались… Приходится надевать накомарники (благо мы ими закупились, и вам пренебрегать не советую…).
По дороге, когда тропа выходит в Ауспии, встречаем старую геологическую стоянку (или как ее еще называют «стоянка с чайником»). Масса всяческих непонятных каркасов из тонких елей, отличное костровище, река рядом, но палатки ставить некуда, поэтому топаем дальше.
Минут через сорок пять (один переход) выходим на запланированную стоянку. Поляна, к сожалению, занята большой детской группой (мы так и забыли спросить откуда они), поэтому приходится искать место под палатки.
На ужин неучтенка — макароны, с единственной на поход банкой тушенки (дальше планируется только соя и колбаса на перекусах). Отужинав и запив это дело моей настойкой на клюкве, мы переместились к соседнему костру (т.к. у них была гитара). Спирт с собой не взяли, дабы не травмировать ранимые детские души.
Возле костра — руководитель, да пара-тройка подростков женского и мужского пола. Гитару сразу вручили нам, и я развлекал их песнями и анекдотами аж до двух часов ночи. Саня с Лёхой попросили у соседей чуни от ОЗК и пошли бродить вдоль берега с удочкой. Вернулись с пустыми руками.
Прощаемся и идем укладываться. Завтра — ПЕРЕВАЛ ДЯТЛОВА!!!
Снегоходный тур на перевал Дятлова (рядом с Маньпупунером). 8 дней, 460 км, от 15000 рублей на человека!!!
P.S.
1) Итак стартовало нас четыре группы:
- Пермяки (9 человек), далее будем их так и именовать;
- Пермяки (2 человека), собираются идти до Торрепореиза и сбрасываться от туда на байдарке, будем именовать их байдарочниками.
- Челябинцы (5 человек) их будем именовать соответственно — Челябинцы.
- Ну и собственно мы (5 человек) — Суровые Уральские Парни (СУП).
2) Море комаров (мошки тоже много, но меньше чем комаров). Так что советую запасаться репеллентами, накомарниками и хлопчатобумажными перчатками, хотя бы на лесную зону (в тундре их обычно сдувало ветром).
Передвигаться-то еще куда ни шло, но во время отдыха, вся эта веселая звенящая компания начинает активно и довольно чувствительно атаковать. Будьте бдительны!
3) Несколько раз встречал в отчетах о затруднениях в начале маршрута от Ауспии. Некоторые начинают ломиться прямо по бурелому вверх по течению реки, некоторые идут левым берегом. Зачем? Прямо от реки, перпендикулярно вверх (как продолжение) идет отличная дорога, практически без развилок, которая выводит прямо к перевалу Дятлова. Не ищите трудных путей.
4) Тропа, ближе к стоянке, оказалась завалена, извиняюсь за выражение — фекалиями… Я не думал, что сюда выбираются люди, способные на такое. Неужели трудно сделать два шага в сторону!! Что за свиньи… Нет слов… Даже у нас на Таганае (куда ходит очень много людей, не имеющих к туризму ни малейшего отношения) и то такого не встречается.
Ну, прошу прощение за отступление, просто накипело…
Итого:
Пройдено — 11,3 км.
Ходовое время — 2,34 ч.
Средняя скорость — 4,4 км/ч.
Максимальная высота — 345 мнум.
Автор Константин REMUT
Рекомендуем
Рыбалка на хариуса на Приполярном Урале
Рыбалка на хариуса
на Приполярном Урале
Река Сыня и ее притоки (ХМАО)
Заброска/выброска — вездеход МТЛБ
Комбинированный поход на Народную и Манарагу со сплавом по Косью с вертолетной заброской
Комбинированный поход в Коми
Горы Народная (1895) и Манарага
Сплав по реке Косью, Югыд Ва
Вертолетная заброска
Водный поход по Вишере на 4 дня
Водный поход по Вишере
д. Вая — пос. Вишерогорск
Камни Писанный и Дыроватый
Заброска: УАЗ, Камаз-вахтовый
!!СБОРНЫЕ ГРУППЫ - пешие походы
!!! СБОРНЫЕ ГРУППЫ !!!
Пешие походы
Комбинированные туры
Северный Урал
Приполярный Урал
От 7 до 11 дней