Отчет о вертолетной экскурсии на Маньпупунер в августе 2011

Отчет о вертолетной экскурсии на Маньпупунер в августе 2011

Попасть на легендарное плато Маньпупунер можно несколькими способами. Самый сложный — это пешком через Свердловскую область (отчет о таком походе можно прочитать здесь). Можно на квадрациклах и подготовленных авто. Есть маршрут комбинированный (поезд-авто-моторные лодки-пеший поход) через Троицко-Печорск и кордон Усть-Ляга (Республика Коми). Зимой — на лыжах или снегоходах. И самый простой способ попасть на плато Маньпупунер — вертолетная заброска.

Именно этим способом — т.е. вертолетом — и удалось сборной группе туристов попасть на плато Маньпупунер 26 августа 2011 года. Именно "удалось", т.к. эту поездку нельзя было назвать простой и легкой. Основная сложность и проблема при вертолетной заброске в горы — это погода, а точнее отсутствие, как правило, летной погоды. Самое интересное в том, что здесь, внизу, погода может быть замечательной и вы видите как блики солнца играют на бортах вертолета, а там, в горах, туман и низкая облачность. Значит, лететь нельзя. Именно так было и в этот раз. 

В полном составе группа собралась еще 24 августа в городе Чердынь. Этот город был выбран местом сбора по двум основным причинам: близость к аэропорту Ныроба (50 км по асфальту) и наличие более-менее достойных гостиниц, где можно было переночевать (в Ныробе гостиниц, к сожалению, нет). Но в тот день от вертолетчиков пуступала только неутешительная информация: "вылета нет", "погода нелетная", "Маньпупунер закрыт", "низкая облачность" и т.д. Созвоны через каждые три часа, во время получения метеосводок из Ухты и Печоры (квадраты наиболее близкие к плато Маньпупунер) были довольны утомительны из-за нервного напряжения и желания побыстрее попасть на плато Мань-Пупу-Нер. Чтобы ожидание не было пустым и таким мучительным решили пройтись по музеям города Чердыни и организовали небольшую экскурсию по этому древнему городу. Ориентировочно в 16.00 24 августа уже стало понятно, что сегодня никуда не летим. Все разъехались по гостиницам в надежде, что завтра погода позволит улететь к столбам выветривания в Печоро-Илычском заповеднике.

На следующий день, 25 августа, стоило только выглянуть в окно, как становилось понятным, что и сегодня мы никуда не полетим. Небо было полностью затянуто тучами и ни единый лучик солнца не пробивался сквозь эти толщи облаков и туч. Обстановка становилась довольно нервной, т.к. у многих на руках уже были обратные билеты на самолет и надо было решать: отсрочить вылет из Перми или уже отказываться от полета на Маньпупунер и выдвигаться в сторону Перми из Чердыни. К сожалению трое участников экскурсии выбрали именно второй вариант и решили отказаться от экскурсии на плато Маньпупунер. Остальные члены сборной команды, несколько посовещавшись, решили остаться еще на один день, тем более что прогноз погоды на следующий день (по версии Яндекса и Гисметео) был многообещающим и положительным для полета. 

На следущее утро погода действительно была хорошей — небо было чистым, светило солнце. Было принято решение не дожидаясь первой метеосводки (в 9.00 по местному времени) отправиться на вертолетную площадку и "ждать у моря погоды" именно там, до победного. Как говорится, "за нами Москва" и отступать нам некуда. По дороге в Ныроб как раз подоспела первая метеосводка. Вердикт — лететь нельзя, т.к. в заданном квадрате низкая облачность. Но мы упорно едем в Ныроб. Доехав, обнаружили, что вертолета на площадке нет — он в рейсе на реку Вишеру. Прилететь должен в 12.00. Пока ждем вертолет приняли решение написать заявление на имя директора вертолетной компании о том, что просим осуществить вылет по фактической погоде, не ориентируясь на официальную метеосводку. В случае невозможности выполнить посадку на плато Маньпупунер из-за метеоусловий и необходимости вертолета вернуться в Ныроб притензий иметь не будем. В общем, пошли ва-банк. 

Пока ждали вертолет пофотографировали немного Ан-2, стоящий тут же на площадке.

Ближе к двеннадцати услышали характерный гул. Без сомнений это летит вертолет!

Вертолет

После приземления вертолета мы спросили у летчиков о погоде. Командир экипажа сообщил нам, что облачность находится на высоте 650-700 метров, а нам, чтобы приземлиться на Маньпупунер надо 850 метров. Конечно, есть надежда, что за 2-3 часа облака успеют подняться, но это маловероятно. В общем, совет летчиков — не лететь. Но вопреки всему мы решаем — лететь.

Пока вертолет заправляется — мы ждем.

И вот, все технические предполетные работы сделаны, маршрут согласован и мы загрузились в вертолет.

Взлет вертолета — это всегда немного нервно и страшно. Но потом осваиваемся. Все гадают: долетим или нет до Маньпупунера? А пока есть время фотографируем прямо через илюминатор.

  • Уральская тайга
  • Вертолет поднимался все выше и выше. На высоте 700 метров облака были прямо над нами и казалось, что лопасти вертолета задевают их. Было понятно, что сам Маньпупунер закрыт облаками. Так оно и оказалось. При подлете к столбам выветривания летчики позвали меня в кабину и показали, что гора Маньпупунер закрыта туманом и облаками и сказали, что они разворачивают вертолет и летят назад.

    Кабина вертолета МИ-8

    Момент был очень драматичный. Я попросил их облететь гору и посмотреть на нее с другой стороны. Оказалось, что с обратной стороны туман не такой плотный и можно было даже разглядеть сами столбы.

    Столбы выветривания на плато Маньпупунёр

    Летчики сказали, что сделают над камнями несколько кругов, дадут нам их пофотографировать и полетят обратно. Я же попросил их сесть на плато хотя бы на 5-10 минут, чтобы мы могли пофотографировать столбы на плато Маньпупунер хотя бы "вживую", а не через стекло илюминатора. Командир экипажа промолчал и что сказал в переговорно устройство второму пилоту. После этого вертолет начал снижаться и подлетел прямо вплотную к одному из пологих склонов горы Маньпупунер. И прямо так, вдоль склона, повторяя его рельеф, вертолет стал подниматься к камням. Долетев до первой удобной площадки, летчики посадили вертолет. Дали нам буквально 15 минут и сказали, что даже выключать двигатели не будут. Но мы были и этому раду. Выбегая из вертолета я начал фотографировать Маньпупунер прямо на ходу, как спецназовец стреляет из автомата.


    Снегоходный тур на перевал Дятлова (рядом с Маньпупунером). 8 дней, 460 км, от 15000 рублей на человека!!!


    Надо сказать, что увидев нашу прыть (а мы все с такой скоростью ломанулись к камням, что нам позавидовал бы Усейн Болт) вертолетчики решили все же заглушить двигатели. Мы поняли, что у нас есть больше, чем 15 минут и начали отрываться по полной.

    Видя, что мы можем бесконечно бегать по плата и щелкать затворами фотоаппаратов, вертолетчики поняли, что нас можно собрать и заставить сесть в вертолет только запустив двигатели. Что они и сделали. Все быстренько подтянулись к нашей железной птице и уселись по своим местам. Обратная дорога была уже не так эмоциональна и мы даже не заметили, как долетели до Ныроба. На обратном пути я сфотографировал несколько заброшенных деревень на берегу Колвы.

    Вот, собственно, и весь отчет. 

    Маньпупунер лишний раз доказал, что коми-пермяцкие боги очень капризны и не пускают к себе просто так. Они требуют дань в виде труда, нервов и не каждого допускают до своих священных мест. 

    А напоследок предлагаю вашему вниманию два небольших видеоролика, снятых на самом плато Маньпупунер. Заранее прошу прощения за качество (снималось на фотокамеру) и на звук (на плато было очень ветренно).

    Автор Юрий Половников


    Присоединяйся к нам в соцсетях!

    Возможно вас заинтересуют следующие статьи

    Байки уральских рыбаков

    Вот скажите мне, в чем главная прелесть рыбацких баек?

    В мире вишерского хариуса

    На северной оконечности Вишерского заповедника есть одна внешне неприметная высо­тка...

    Видео: вид на Уральские горы с Чувала

    Уральские горы — одни из самых древних на Земле.

    Видео: волья или индейский факел

    Давно мечтал сделать волью или, как еще называют эту конструкцию, индейский факел...