Плато Маньпупунер: куда Макар телят не гонял.
Транспорт, на котором была осуществлена эта поездка не относится к категории квадроциклов, каракатам на пневмоходу или, уж тем более, к снегоходам. Но места на Северном Урале очень уж специфичные и любая техника, на которой вы покоряете Урал, должна соответствовать этой специфичности. Я знаю, что очень многие хотели бы попасть на плато Маньпупунер на квадроциклах (а зимой, естественно, на снегоходах). Повторюсь, что наша техника в этом походе не была ни квадроциклом, ни снегоходом, но, тем не менее, ищущим приключений на свои пятые точки этот материал будет очень интересне. Как хорошее наглядное пособие.
Итак, поехали…
Мы побывали на Северном Урале на вездеходе, построенном Конструкторским Бюро Алексея Макарова и этот агрегат, естественно, получил название "Макар".
Поход на Маньпупунер чаще всего начинается с приезда на север Свердловской области, а именно в поселок Вижай. Дальше есть несколько треков от Вижая до Маньпупунера, но все они, так или иначе, характеризуются одним генеральным направлением — строго на север.
Поселок Вижай в данный момент залечивает раны после большого, ставшего катастрофичным для поселка, пожара. Самое страшное, что это был верховой пожар — буквально 20 минут и вот всё, что осталось от поселка:
Снегоходный тур на перевал Дятлова (рядом с Маньпупунером). 8 дней, 460 км, от 15000 рублей на человека!!!
На фото ниже единственное, что уцелело после пожара
Только мы проехали поселок, как нам пришлось принять водные процедуры. Забегая вперед скажу, что приходилось нам это делать не меньше пяти раз. Я имею ввиду переправу через реки, а в силу особенностей нашей техники, это всегда выглядело как переплывание с полным отрывом колес от грунта.
Специально для этих случаев мы взяли надувную лодку. Если добавить сюда достаточно длинные тросы лебедок, то можно догадаться, что все переправы через реки мы прошли в штатном режиме и без сюрпризов.
Мы, конечно, могли отправиться в путь и на такой технике (как это многие и делают), но и у нее есть свои минусы и слабые места. Как только "гусянка" выезжает на курумник или в таежные узкие места, то ей приходит небольшой трындец…
А еще нам по пути попался вот такой агрегат (на фото ниже). Он уже полтора года как стоит "в ремонте". Как мы узнали, им расплатились с местными жителями (манси) за право пользоваться их землей под какой-то карьер. Конечно, трудно назвать этот пепелац "внедорожной техникой", но пусть это останется на совести людей, создавших его.
Деревя Ушма и ее жители (тоже манси) всех путешественников всегда встречают с радостью. А ниже на фото легендарная женщина: каждый раз, как я приезжаю в те края, то обязательно вижу ее то в кабине машины геологов, то она с дочькой идет пешком по зимнику из Ушмы в Вижай (всего лишь 70 км по нечищенной дороге!). На мой вопрос "Это ж два дня ходу! Где ночуете в это время?" она спокойно отвечает, что прямо на снегу, просто укрывшись шубой. Это именно она вспархивает как бабочка из снегоходных саней после двадцати километров езды. А однажды мне вообще посчастливилось найти ее потерянную дочку, которую даже МЧС-ники откзались искать (целую неделю искали).
Если соберетесь в те края, то обязательно берите с собой ремни вариаторов к снегоходам "Буран", радиоприемники с широким диапозоном, работающие от батареек, ну, и тому подобное. В тех краях это самая твердая валюта, которую всегда можно обменять или, на крайний случай, подарить. Хотя первое, наверное, лучше.
Лабаз для хранения продуктов строят по старинке.
Двое мужчин слева на фото — это не настоящие манси. Просто присоседились сфотографироваться!
А дальше нас ждало вот это, под названием "уральская дорога"
Недалеко от Ушмы нам на встречу попался охотник, по имени Владимир. Он житель погоревшего Вижая и сюда забрался ради охоты на медведя.
На берегу озера Турват мы сделали небольшую стоянку со всеми туристическими атрибутами: костер, рыбалка, комары. Говорят, что если угадать с сезоном, то на озере Турват можно наловить сотни и сотни килограмм рыбы. Но времени проверять это у нас не было.
Наш маршрут лежал через еще одно поселение манси, но уже в Ханты-Мансийском округе. Всего один дом, в котором живет одна семья. Кругом тайга и ни одной живой души, однако, они нормально живут, детей рожают, лосей стреляют.
Эти маслы (лосиные ноги) приготовлены для собак
А этот "Урал" припаркован здесь надолго, минимум до ближайшей зимы. Видимо, рыбаки не успели выскочить по зимнику и дорога "провалилась" и им пришлось оставить машину, а самим уехать на попутной гусеничной технике.
А еще мы встретили бригаду золотодобытчиков
Но вот "болотная" часть нашего маршрута заканчивалась и впереди замаячил Уральский хребет
Это не место ведения боя и не окоп, просто геологи что-то тут искали
В некоторых местах по вершине хребта проходит дорога, которую на этой фотографии хорошо видно
Те, кто устанавливал этот знак "Европа-Азия" явно ошиблись, т.к. Европа и Азия поменяны местами (а может, кто-то так пошутил?). Но мы ничего исправлять не стали, а то вдруг земля с оси сойдет?
Быт экспедиционеров всегда очень суров, но не в нашем случае (смотрите фото ниже). Для легкой колесной техники (квадроциклы или машины) ветер на хребте всегда доставляет много хлопот, а если сюда добавить дождь или снега, так вообще весело будет. Нашим же "Макарам" все было ни по чем!
По идее, именно в этом месте, нам нужно было сворачивать с Поясового Камня Уральского хребта на само плато Маньпупынер. Но в этот раз мы решили на плато не выезжать, т.к. предыдущих посещений столбов нам хватало для хорошего самочуствия. Здесь же я просто размещу фотографии с нашего прошлого трекингового похода в эти места
В пути не обошлось и без шиномонтажных работ. Благо, происходило это не более двух-трех раз. Хотя, могло быть и больше (все же 80 км передвижения по верхушке хребта, по курумнику). Острые камни в горах никто не отменял
Эту кровососущую тварь особо представлять не надо. Она сама появляется везде, где ей заблагорассудится и всегда этот гость незваный. Справедливости ради, должен сказать, что комаров было немного: сказалось то, что еще был июнь (не сезон для комаров на Северном Урале) и ветер на хребте, который сдувал их, хотя в тайге их было значительно больше.
Вот и встретились два одиночества: ветка дерева и стекло одного из наших "Макаров"
В подобных путешествиях в горах самое опасное — это передвижение по склону, который усыпан курумником. Зачастую, более-менее приемлемаю дорога на склон располагается не прямо, а по диагонали, т.е. штурмовать вершину приходится по траверсу. В этот момент очень велика опасность перевернуться. Но наши вездеходы "Макар" с честью преодолели это испытание.
Этот дощатый балок неоднократно спасал лично меня и других путешественников во время зимних и летних походов. Он стоит прямо на границе между республикой Коми, ХМАО и Свердловской области
За свою долгую жизнь эта избушка повидала много и она заслужила того, чтобы немного подправить ее покосившийся скелетик. Авось, еще пригодится! Хочу обратиться ко всем, кто собирается в эти края — везите рубереоид и стекла. Небольшой ремонт избушке настоятельно показан.
Ниже на фото вид на знаменитую гору Отортен. Этот пейзаж всегда добавляет разнообразия и веселья в маршрут походников. У подножья Отортена очень красивое озеро с поэтическим название "Озеро последнего гуся". Из него берет свое начало река Лозьва.
А это печально знаменитый перевал Дятлова
Это последняя охотничья избушка, которая попалась нам на пути. Она находилась уже в самом конце нашего маршрута, недалеко от "асфальтовой" дороги.
Вот и закончилось наше путешествие к столбам выветривания на плато Маньпупунер. В зачете у нас было 350 километров бездорожья: немного болот, водных дорог, своеобразный выход на хребет и сам проход по вершинам гор.
Автор Андрей ИвановПо материалам сайта http://www.russianadventureclub.ru/
Рекомендуем
Рыбалка на хариуса на Приполярном Урале
Рыбалка на хариуса
на Приполярном Урале
Река Сыня и ее притоки (ХМАО)
Заброска/выброска — вездеход МТЛБ
Комбинированный поход на Народную и Манарагу со сплавом по Косью с вертолетной заброской
Комбинированный поход в Коми
Горы Народная (1895) и Манарага
Сплав по реке Косью, Югыд Ва
Вертолетная заброска
Водный поход по Вишере на 4 дня
Водный поход по Вишере
д. Вая — пос. Вишерогорск
Камни Писанный и Дыроватый
Заброска: УАЗ, Камаз-вахтовый
!!СБОРНЫЕ ГРУППЫ - пешие походы
!!! СБОРНЫЕ ГРУППЫ !!!
Пешие походы
Комбинированные туры
Северный Урал
Приполярный Урал
От 7 до 11 дней