Из Европы в Азию по воде

Надо признаться, что когда мы планировали этот поход, то мы прекрасно понимали, что не оригинальны в своих планах. Точно таким же маршрутом другие группы походников ходили много раз, в том числе я точно знал, что буквально год назад одна группа прошла этот маршрут. Но все же, для самих себя, мы считаем этот состоявшийся поход личным достижением, т.к. средний возраст нашей группы был ни много, ни мало, а 61(!!!) год. А еще надо учесть, что мы не спортсмены и не профессиональные походники, а путешествуем только для себя и только для личного удовольствия. И всеми силами стараемся вовлечь в наше путешествующее сообщество наших детей и внуков. так сказать передаем эстафету.

В связи с тем, что в сети Интернет можной найти более чем подробные описания данного маршрута, то я не считаю нужным делать это лишний раз и повторяться. А потому начну… с конца, т.е. с выводов, которые мы сделали, закончив наш поход. Думаю, что тем, кто захочет повторить наш поход, это будет значительно полезнее и интереснее:

1. Помню, что в одном из отчётов, которые я читал перед походом, один автор назвал его "простенький маршрут через Полярный Урал". Со словом "простенький" автор, на мой взгляд, явно ошибся (или это был такой сарказм?). Такие элементы этого комбинированного похода, как пятидневная проводка катамарана против течения по реке с труднопроходимыми берегами, каковой является Большая Уса, и пятнадцатикилометровый волок по болоту, под дождём и ветром, совсем не показались лёгкими и "простенькими". При том, что мы далеко не новички в походной жизни, да и этот региона нам знаком очень хорошо. Возможно, на нашем восприятии ситуации сказался наш возраст, ведь как я уже сказал выше, средний возраст нашей группы в 61 год. Опять же надо учитывать, что мы совершили поход в сентябре, а на Приполярном Урале это уже полноценный осенний месяц, прямо скажем, с не самой теплой и "мягкой" погодой. Если говорить о времени, проведенном нами в этом походе, то у нас получилось тринадцать дней и то, лишь при условии, что мы никуда не отвлекались и не задерживались. 

2. Совет: не рискуйте проходить этот маршрут в сентябре в коротких сапогах или треккинговых ботинках. Температура воды поднимается максимум до + 5 градусов по Цельсию. Форсируя болоты мы умудрялись даже в болотники зачёрпывать воду, а в дождь в них затекала вода, стекающая с курток. Единственная 100-процентно эффективная обувь в этом походе — это вейдерсы или забродные рыбацкие костюмы.

3. При формировании продуктовой раскладки не стоит сильно уповать на то, что на маршруте вы поймаете рыбу. Лично мы поймали первую рыбу лишь на десятый день нашего похода, уже на реке Хадате. И клевала она всего два дня. Вдобавок, надо помнить о нехватке времени, т.к. приходится постоянно выбирать: либо ты идешь по маршруту, либо ловишь рыбу.

4. Выход с маршрута по знаменитой Бованенковской трассе — отдельное приключение. У нас этот выход занял полновесные 12 часов — с 6 утра до 18 вечера. Поэтому, я бы рекомендовал на этот участок маршрута закладывать целый день.

Ну, а теперь о нашем походе в деталях…

ВОРКУТА. Во время переезда от вокзала до места стаппеля (стартовой точки сплава), наш водитель посвящает нас в проблемы региона. Из семнадцати шахт в Воркуте работают лишь пять. Населения города Воркуты стабильно сокращается: из двухсот пятидесяти тысяч человек, что проживали здесь в советские времена, осталось лишь семьдесят тысяч. Однокомнатная квартира в городе стоит двадцать тысяч рублей. Шахтёрские пригородные посёлки, куда раньше из города ездили за дефицитными промтоварами, вообще стоят брошенными. Единственное, где наблюдается хоть какая-то финансовая оживленность — это деятельность Газпрома. Но к ним у местных жителей отношение как к оккупантам. Газпром не разборчив в средствах и методах работы: калечит тундру, прокладывает дороги по заповедным местам, а потом по этим дорогам не позволяет никому из местных ездить и нанимает узбекских рабочих для строительства всех своих объектов. Кстати, я заметил, что на восточной стороне Уральского хребта, т.е. на Ямале, отношение к Газпрому точно такое же.

Из Европы в Азию по воде

ПРОВОДКА. За туристическим термином "проводка катамарана" против течения кроется несколько разных техник и принципов этой самой проводки. Если рельеф и глубина реки позволяет, то, как правило, один человек идёт по берегу и тянет верёвку, а второй сидит на катамаране и веслом отгребает от берега, поддерживая сплавсредство под углом к течению и обходя валуны и препятствия. Если встречное течение слишком сильное, то все сходят на берег и принимаются тянуть бечевку, периодически отталкивая катамаран от берега, если его прижимает. Если катамаран садится на мель, то всем приходится идти по воде и проталкивать его, а иногда — поднимать со всеми вещами и "проводить" через совсем уж мелкие места. Когда берег становится совсем непроходимым из-за прибрежных кустов или болот, то приходится переправляться на другой берег и продолжать те же действия там. Так что не надо думать, что проводка катамарана против течения по такой реке, как Большая Уса (в нашем случае), превратится в увеселительную прогулку!

КОМИ-ЗЫРЯНЕ. Или по другому — коми-ижемцы. Являются ответвлением племени Коми, которые начали переселяться на и за Урал ещё в Средневековье. Все встреченные нами в последних двух путешествиях оленеводы-коми называют местом своего постоянного проживания город Салехард. Удивил тот факт, что в умах у них обязательно стоят православные иконы, а молодые мужчины носят исконные усские имена: Афонасий, Прокопий. Но время меняет и коми-зырян и теперь нередко у них можно встретить квадроциклы, бензогенераторы, спутниковые телевизионные антенны (тарелки), газовые плиты. Правда, это это встречается только у "богатых" оленеводческих бригад. Маленькие же кочуют по-старинке: с керосиновой лампой и дымным костром в чуме.

ВЕТЕР. Дует он на Полярном Урале постоянно. В средних широтах России такой ветер считался бы почти ураганным, а здесь его не замечаешь, по крайней мере, со временем примиряешься с ним. Но своё недоброе дело он делает постоянно: высасывает из тела тепло. И поневоле вспоминаются рассказы Роберта Шекли и Рэя Брэдбери о ветре как живом существе.

ВОЛОК. Не всегда это означает, что груз и судно нужно буквально волочь по земле (как это делали наши предки с деревянными суднами). Туристический волок — это переход из одного водоема в другой по суше. Как правило, в большинстве случаев (как и в нашем походе), приходится нести всё на плечах, т.е. в рюкзаках. А так как предметов для переноски у нас больше, чем людей, приходится проходить весь путь трижды, т.е. челночить. Маршрут в основном пролегал по болоте долины ручья Изья-Шор, зачастую мы набирали воду даже в наши бродни. В течение двух дней, что мы носили груз, постоянно идёт дождь. Вода сверху, вода снизу. Такой вот он — волок с Изья-Шора на Хадату!

ХАРИУС. Чем отличается сибирский хариус от европейского хариуса, мы, честно говоря, не поняли. Но поняли одно, что ловля хариуса сродни сбору белых грибов: либо он есть, либо его нет. Если же хариуса нет, то бесполезно даже пытаться его ловить. Мясо свежесоленного хариуса не похоже ни на одно другое: «мармеладной» консистенции и совсем без рыбного запаха. Да и сама ловля этой очень сильной и красивой рыбы — непередаваемое удовольствие.

ГЛЯЦИОЛОГИ. Мне неизвестно, в какие годы институт гляциологии Академии наук организовал научную станцию на озере Большое Хадата. Именем института гляциологии назван впадающий в озеро ручей и горное плато под вершиной Харнаурды-Кеу. Когда мы поднлись на это почти всегда покрытое снегом плато, то нашли ржавую катушку с телефонным проводом, который тянулся неизвестно куда. Сама заброшенная научная станция производит удручающее и подавляющее впечатление: три разрушающихся дома, остов гусеничного тягача, кучи деревянного и металлического мусора. И потому, несмотря на прекрасное место, возле самой станции мы решили не ночевать, а спустились ниже к озеру, в низкорослый лесок.

ОАЗИС. Берега реки Щучьей — это без преувеличения оазис в ямальской тундре. Дело в том, что здесь растёт лес из лиственницы и настоящей берёзы (не карликовой). Я даже умудрялся на лесных полянках находить красную смородину и немного прибитый осенним морозом шиповник. Кстати, параллельный Щучьей приток Оби — река Лонгатьеган — почему-то таким лесом похвастаться не может. Наверное, именно поэтому в выходные возле моста через Щучью мы неожиданно встретили много машин и рыбаков из Салехарда. Чтобы покидать удочку с моста они не ленятся переправиться на пароме через Обь и проехать 110-120 километров по дороге, заслуживающей отдельного рассказа о ней.

ЯМАЛЬСКИЙ АВТОСТОП. Для этой дороги было придумано оправдывающее её ужасное состояние название: «Притрассовая временная автодорога». В самом начале дороги, на станции Обская, придорожный щит цинично предупреждающий, что и сама дорога, и мосты на ней находятся в аварийном состоянии. А уж дальше каждый водитель всю ответственность берет на себя: ехать по ней или не ехать. Эти сто десять километров полноприводные «Уралы» едут более шести часов, преодолевая реки вброд. Через каждые тридцать километров стоят вышки связи, где теплится какая-то жизнь и где водитель может получить помощь в аварийной ситуации. Но зато — вдоль всей трассы тянется новенькая железная дорога, и на ней стоят ярко-синие разъезды, построенные по типовому проекту. Рука Газпрома протянулась через всю тундру!

Ну, и напоследок отчета, несколько фоток… Просто красивых фотографий нашего похода…

Автор Александр Бакшеев


8-800-55-190-20
yurapolovnikov
 
Защита от автоматических сообщений
Введите слово на картинке*
Рыбалка на хариуса на Приполярном Урале

Рыбалка на хариуса на Приполярном Урале

Рыбалка на хариуса
на Приполярном Урале
Река Сыня и ее притоки (ХМАО)
Заброска/выброска — вездеход МТЛБ

Комбинированный поход на Народную и Манарагу со сплавом по Косью с вертолетной заброской

Комбинированный поход на Народную и Манарагу со сплавом по Косью с вертолетной заброской

Комбинированный поход в Коми
Горы Народная (1895) и Манарага
Сплав по реке Косью, Югыд Ва
Вертолетная заброска

Водный поход по Вишере на 4 дня

Водный поход по Вишере на 4 дня

Водный поход по Вишере
д. Вая — пос. Вишерогорск
Камни Писанный и Дыроватый
Заброска: УАЗ, Камаз-вахтовый

!!СБОРНЫЕ ГРУППЫ - пешие походы

!!СБОРНЫЕ ГРУППЫ - пешие походы

!!! СБОРНЫЕ ГРУППЫ !!!
Пешие походы
Комбинированные туры
Северный Урал
Приполярный Урал
От 7 до 11 дней

Дарим 500 рублей при заказе любого тура через нашу группу Вконтакте!
+