Отчет о горном треккинге на Урале: хребет Чувал. Часть 1

Часть 2

Немного с запозданием, но решил все-таки написать отчет о нашем первом опыте горного треккинга на Урале. Состоялось сие действо в мае 2007 года. Надо сказать, что туристический опыт большинства участников похода на то время ограничивался выездами за город максимум на 2-3 дня (на автомобилях). И вот мы решили устроить настоящий треккинг. Выбор пал на хребет Чувал по нескольким причинам: во-первых, есть возможность заброситься на автомобиле. Во-вторых, вершина Чувала не настолько высока и сам маршрут не очень сложный и можно уложиться в 3-4 дня, что нас всех и устраивало. В-третьих, сказалась и близость территории Вишерского заповедника, т.е. горный  треккинг на Чувале давал возможность увидеть многое из того, за чем все идут в заповедник, но при этом не заходя на саму территорию, а, значит, избавляя нас от необходимости тратиться на лицензии. Здесь надо отметить, что граница Вишерского заповедника проходит как раз по Чувалу и если Южный Чувал находится вне зоны заповедника, то Северный и переход на Лиственичный — это уже вотчина ООПТ. Сам маршрут я вычитал в книге "Туризм в Пермской области" если кратко, то он выглядел следующим образом: на машинах доехать до г. Красновишерска, там пересесть в УАЗ, на котором уже доехать до урочища 71 квартал; переправа через Вишеру; спуститься по другому берегу Вишеры на 5 километров по "французской дороге" и выйти на дорогу, которая ведет к Верхчувальским поселениям; подняться на Чувал, а затем по той же схеме, но в обратную сторону, вернуться. Выглядело все очень хорошо и казалось удачным. Заранее предвидя удивление многих, кто бывал на Чувале, хочу повториться — это был наш первый опыт и только потом мы узнали, что есть дорога короче и значительно удобнее.

Итак, мы стартуем из Соликамска. До Красновишерска добрались без приключений. Дальше, от Красновишерска до деревни Вая на дороге нам попались парочка неприятных мест, с которыми наш УАЗик с честью справился.

Наш УАЗ на дороге до 71 квартала

Хочу отметить, что дорога от Красновишерска неплохая, в целом. Все, кто посещают наши места впервые сначала находятся в некотором недоумении, почему для переезда по такой "хорошей" дороге надо нанимать обязательно внедорожную технику. Недоумение их длится недолго — до первой проблемной точки. Действительно, есть участки на которых с удовольствием прокатился бы с ветерком на легковой. Но так же есть и несколько участков, которые иначе, чем на полном приводе не преодолеешь. Именно такие "проблемные" места и оправдывают УАЗики, Камазы, Уралы и другую внедорожную технику, применяемую на Северном Урале.

По дороге несколько раз останавливались — пофотографировать Помяненный камень, а также сфотографировать акт вандализма и человеческой жадности. Я говорю про фото внизу: на ней изображена алмазодобывающая драга на реке Северный Колчим. Перед вами — все, что осталось от одной из речек, под названием Колчим. На самом дальнем плане сама драга — это такой большой многоэтажный цех на гусеницах, который перемалывает под собой всю почву на глубину до одного метра. После такой "добычи" полезных ископаемых от реки остаются только кучи гальки и лужи.

Алмазодобывающая драга на Колчиме

Ехать от Красновишерска до 71 квартала около 8 часов, что довольно утомительно. Всем, кто соберется в поездку на Вишеру я бы рекомендовал периодически останавливаться в наиболее замечательных местах. Первую остановку надо сделать у Пьяного ручья (место довольно живописное, но всегда загаженное туристами, особенно к концу сезона). Следующая остановка у Колчима, вернее у того, что от него осталось. Это живой памятник людской жадности и недальновидности. После Колчима обязательно сделайте остановку у Помяненного камня (дорога проходит прямо у его подножья). Его можно фотографировать с нескольких точек.

Помяненный или Колчимский камень

В 2007 году была еще одна достопримечательность, которая обращала на себя внимание. Дело в том, что в 100 километрах от Красновишерска дорога упирается в Вишеру и нужно переправляться на другой берег. До 2008 года летом это делали на пароме, а сейчас же, там построили мост и необходимость в пароме отпала. Так вот, примечательным был сам этот паром. Все дело в его конструкции: движущей силой являлась сила течения самой Вишеры, т.е. не использовался ни электродвигатель, ни двигатель внутренного сгорания, ни живая сила. Посредством особой системы тросов паром вставал под разным углом к течению и оно таскало его от берега к берегу. Я точно знаю, что такие паромы существуют в Болгарии и в Германии, где являются местными достопримечательностями и их даже не планируют менять на что-либо другое, более современное. Ну а на Вишере такой паром уже не встретишь…

Паром через Вишеру возле деревни Вая

Кроме этого, зачастую по дороге на 71 квартал встречаются представители местной фауны: лоси, медведи, зайцы, лисы и т.д. В этот раз нам попалась самка глухаря (или курица в простонародье). Правда фото не совсем хорошее, т.к. близко к себе она нас не подпустила

Глухарь

А еще на обочинах дороги было очень много вот таких белых цветов (не знаю как они называются):

Вот мы, наконец-то, добрались и до 71 квартала. К нашему удивлению егерей Вишерского заповедника там не оказалось, т.е. не было вообще никого. Тишь да благодать, только горы белеют снегом, да "располневшая" Вишера несет мутные воды.

В этот же день решили переправиться на другую сторону. Наши  надежды на егерей и их лодки с моторами не оправдались и поэтому пришлось накачивать резинки (к счастью, мы их взяли с собой на всякий случай). Дело в том, что прямо напротив кордона находится остров и если переправляться в этом месте, то сначала надо переплыть одну протоку. Мы решили в этот же день переправиться на этот остров, заночевать там, а на следующее утро пересечь уже вторую протоку и двинуться в путь пешком.

Переправа от кордона до острова получилась очень экстремальной. Дело в том, что сила течения была очень большой и надо было успеть пересечь протоку до того, как тебя пронесет мимо острова. Затем приходилось по берегу тащить лодку в другой конец острова и переплывать протоку обратно. Ситуация осложнялась тем, что берега поросли кустами. Вдобавок ко всему, во время одной из моих ходок на лодке порвалась уключина и я до сих пор с содроганием вспоминаю, как мне пришлось на одном весле гребсти до берега острова. Ухватился буквально за самую последнюю ветку последнего куста. Вобщем, с приключениями и с горем пополам, переправились мы на остров и разбили лагерь.

Лагерь на острове посреди Вишеры

На следующее утро нам снова предстояла переправа, но уже более легкая, чем предыдущая, т.к. вторая протока была поуже и не было необходимости возвращаться обратно, т.к. лодки мы решили спрятать на "чувальском" берегу.

А так выглядели наши рюкзаки перед стартом:

Рюкзаки

Предвижу скептические замечания профессиональных и опытных туристов по поводу наших рюкзаков, но повторюсь, что это был наш первый более-менее серьезный туристический опыт.

Итак, на левый берег Вишеры мы переправились. Лодку спрятали в лесу и поставили точку на навигаторе, чтобы потом без проблем найти ее. Теперь осталось найти "французскую дорогу". Вот здесь я должен сделать небольшое отступление. Как я уже говорил выше, сам маршрут я вычитал в книге "Туризм в Пермской области". Не знаю в каком году сам автор, который советовал этот маршрут, проходил его, но он, мягко говоря, устарел и не соответствует действительности. Сама дорога, конечно, угадывается в лесу по некоторым косвенным признакам, но говорить серьезно, что это "дорога" не приходится. Кроме того, мы допустили еще одну большую ошибку, а именно ту, что решили пойти в мае. Это в нашем родном Соликамске и южнее май — почти лето. А там, на севере Пермского края это даже не поздняя весна, а просто весна. Скажу короче — снега и воды было очень много. К сожалению поняли мы это слишком поздно, когда зашли уже далеко и промокли напрочь. Все попытки выйти на более сухую дорогу или тропу привели лишь к лишним блужданиям. Уже через час-два пути ноги промокли настолько, что мы шли не разбирая дороги прямо по воде. Апогеем этого дня стало наше блуждание по болоту. Чтобы получить хоть какое-то представление о той дороге, по которой мы шли, посмотрите на фото ниже и попробуйте найти хоть один сухой участок:

Иногда казалось, что воду источает все: и земля, и камни, и деревья. Просто непонятно было откуда она берется и даже формируется в ручьи и куда-то стекает. Земля под ногами буквально сочилась влагой.

Добавьте сюда еще буреломы высотой в два этажа (я нисколько не преувеличиваю). Когда мы зашли в болото, то я пару раз проваливался почти по пояс в воду. С нами были две собаки — под конец дня они уже не могли перелазить самостоятельно через поваленные стволы деревьев и их приходилось перетаскивать на руках. Все чаще возникала идея, чтобы вернуться назад, т.к. просвета в переди не предвиделось. Я, как человек, который убедил всех идти именно этим путем, узнал о себе много "нового и интересного". Настроение у всех было подавленным. Режим ходьбы, который мы запланировали заренее в виде "40 минут ходьбы — 20 минут отдыха" был нарушен и превратился в "20 минут ходьбы и 40 минут отдыха". Вот фотография с одной из остановок:

Привал в лесу

Сейчас вспоминая все это я сам удивляюсь, как мы могли на участок в 5-6 километров потратить целый ходовой день и так вымотаться. В нормальных условиях, пусть даже с рюкзаками за спиной, на это уходит максимум 3-3,5 часа. Мы же шарахались по этим болотам почти 8 часов и как показал потом навигатор накрутили вместо 5-ти километров все 8 км. В общем, когда стало смеркаться, мы нашли более-менее сухой и возвышенный участок суши и решили разбивать лагерь. Не знаю, передают ли фотографии всю степень нашей усталости, но мы тогда крепко вымотались.

Палатки в лесу

На следующий день, предварительно разведав дорогу, мы поняли, что не дошли до дороги на Чувал буквально двухста метров. Утром попили горячего чаю (фото внизу) и форсировав последнее болото (или реку?) мы наконец-то вышли на "французскую тропу".

Костер в лесу

Надо отметить, что воды на тропе было не меньше (ее правильнее было бы назвать не тропой, а рекой, в которую она превратилась), но зато под водой была твердая каменистая почва и нас уже это радовало.

Просека в лесу

По этой дороге подниматься было значительно легче, даже не смотря на то, что приходилось подниматься. На пути нам встречались следы хозяйственной деятельности людей:

На карте навигатора были обозначены какие-то шахты. На этом месте мы нашли только небольшие углубления и ямы:

Я слышал две версии происхождения этих ям. Кто-то говорит, что эти ямы — всё, что осталось от каких-то шахт еще времен Ивана Грозного. Скорее всего, здесь добывали железную руду. Другие утверждают, что это следы землянок, в которых жили заключенные ВишерЛага. Когда-то, во времена правления Сталина, на Чувале был так называемый лесной лагерь-спутник (кордон, командировка), куда отправляли заключенных на заготовку древесины. Страшные истории рассказывают в связи с этим… Так это или нет — разбираться историкам.

Прямо на дороге нам попался вот такой механизм, судя по маркировке из Чехословакии:

Механизм на дороге на Чувал

А тем временем мы поднимались все выше и выше:

Алексей с палкой

Перед самым походом я где-то вычитал, что хорошо бы брать с собой что-то вроде альпенштока. За отсутствием оного я просто взял старую лыжную палку, отломил лишнюю пластмассовую чашечку и получился у меня самодельный альпеншток. Как все надо мной смеялись поначалу! Что-то вроде "стою на асфальте в лыжи обутый…". Но когда во время наших блужданий по болотам и лазаниям по завалам моя палка отработала на все 200%, смешки и шутки прекратились. На следующий день все нарезали себе посохи (фото сверху).

Через какое-то время вышли на большую поляну, которая поразила нас своей красочностью — она была покрыта только что распустившимися цветами желтого и белого цвета:

Тут же мы нашли и Родиолу розовую или Золотой корень:

Золотой корень

От этой поляны мы прошли еще около 2-3 километров и вышли к реке Чувалке. Во время весеннего половодья она становится очень бурной и стремительной. Сам видел как вода таскала камни очень приличного размера.

Река Чувалка или Чувалиха

Решили вставать лагерем на ночь. Сказались и усталость вчерашнего дня и сегодняшний подъем. Кроме этого, было решено разбивать лагерь и из практических соображений: во-первых, мы не знали, есть ли выше вода, а тут ее было предостаточно. Во-вторых, не хотели подниматься выше зоны леса, а уже чувствовалось, что он (лес то есть) уже заканчивается. Нашли более-менее ровный участок и поставили палатки (надо сказать, что палатки еле-еле поставили).

Весь день, когда мы поднимались по тропе и потом, уже вечером у костра, мы слышали какой-то свист, причем раздовался он с разных сторон. Мы подумали, что это какая-то птица. Потом уже, после похода, один местный охотник объяснил нам, что это была не птица, а медведь. Забегая вперед скажу, что уже возвращаясь назад, ниже нашего лагеря мы нашли медвежьи следы (на фото ниже). Вообще, встреча с медведем в лесу очень неприятна, но она вдвойне неприятна ранней весной, когда медведь только встал из берлоги и очень голоден. Сейчас я пишу эти строки и понимаю, что нам очень повезло тогда, что медведь решил ограничиться лишь этим свистом. Кстати, уже постфактум мы также поняли, почему наши собаки так странно вели себя в тот день: вечером они жались к костру, а ночью в палатках прижимались к хозяевам.

Медвежий след

Продолжение отчета

Автор Юрий Половников


Присоединяйся к нам в соцсетях!

Возможно вас заинтересуют следующие статьи

Байки уральских рыбаков

Вот скажите мне, в чем главная прелесть рыбацких баек?

В мире вишерского хариуса

На северной оконечности Вишерского заповедника есть одна внешне неприметная высо­тка...

Видео: вид на Уральские горы с Чувала

Уральские горы — одни из самых древних на Земле.

Видео: волья или индейский факел

Давно мечтал сделать волью или, как еще называют эту конструкцию, индейский факел...