Как я уже писал в прошлой статье (сплав по Чусовой), на "вторые" майские праздники у нас был запланирован сплав по рекам Молмыс и Язьва. На все мероприятие у нас было отведено 4 дня: 9, 10.11 и 12 мая соответственно. Нас было четверо (как в танке) и сплавляться мы решили на двух лодках с мотороми. Эти сплавсредства были выбраны вовсе не потому, что мы ленивые и неспортивные, а по той простой причине, что времени у нас было мало, а посмотреть хотелось много. Решили пройти сплавом аж до язьвинского моста, так же, как мы это делали в прошлый раз, во время сплава по Глухой Вильве. Общий километраж набегал под 150 км по воде. А если учесть, что один день выпадал на заброску и выброску, да еще и неизвестно было, когда река нам позволит "встать на мотор", то можно представить, что график движения нам предстоял напряженный. 

Утром загрузились в нанятый УАЗик (ниже на фото). Пока ехали до деревни Красный Берег, все было нормально и довольно привычно. 

Округляться глаза у нас начали уже после Красного Берега, когда снега вдоль дороги становилось все больше и больше и, в конце концов, доехали до мест, где он лежал уже очень уверенно и как-будто бы даже и не планировал таять. Когда заехали на перевал, то наша машина проехала по сугробам лишь благодаря тому, что перед нами там прошла "шишига" (о чем мы узнали позже)

До самого Молмыса нам доехать не удалось. Не доезжая буквально километра мы уперлись в ручей, который разлился так, что больше был похож на небольшую речку, глубиной больше метра. Тут уже стоял УАЗ-козлик, который ждал нас. Дело в том, что перед поездкой я созвонился со знакомым с Красного Берега (Димой) и он знал, что мы должны подъехать. Он в это время, с двумя друзьями, тоже поехал на Молмыс, но только не сплавляться, а поохотиться на боровую дичь. Наш УАЗик (Патриот) переправляться через ручей отказался и мы выгрузились прямо тут, отпустив его обратно в Соликамск. А сами, накачав лодку, переправили все вещи на другой берег ручья и уже оттуда Дима перевез нас до самого Молмыса. На фото ниже видно, как переправлялся через этот злополучный ручей УАЗик, который также забрасывал группу на Молмыс. 

А на этом видео видно, как форсировал ручей Дмитрий на своем стареньком УАЗике.

После всех этих перепетий мы, наконец-то, оказались на берегу Молмыса.
Должен сказать, что вид Молмыса меня удивил. Дело в том, что я видел его только летом, когда он очень мелок и, по сути, представляет из себя череду глубоких луж/ям, соединенных небольшими ручейками. А тут мы увидели полноценную горную речку, с очень быстрым течением, с перекатами и плесами. Правда, снега было еще очень много. Но нас это не пугало. Мы начали накачивать лодки, ставить на них моторы и упаковывать вещи. Параллельно с нами собирала катамаран одна туристическая группа (именно их забрасывала "буханка" на фото выше). 

Ну, что же, вот мы и начали наш сплав. Поначалу было попытались встать на моторы, но после первых же ударов по камням поняли, что сегодня нам придется про моторы забыть и грести, грести, грести…

Очень скоро стали попадаться такие довольно волнительные перекатики, где наши лодки порядком потряхивало. 

Количество снега по берегам иногда просто поражало. Толщина ледяных гор превышала наш рост, даже на берег невозможно было выйти. 

Приключения начались в первый же день. Во-первых, ваш покорный слуга, т.е. я, умудрился утопить одно весло на нашей лодке и дальше нам пришлось обходиться одним. В этом деле (умении управлять лодкой одним веслом) мы достигли такого мастерства, что иногда нас посещали мысли "а зачем вообще нужно два весла? К чему эти излишества?!". 

А во-вторых, в этот день Леха умудрился искупаться в молмыской водичке. Вспомнил прошлогодние традиции, когда он купался во время майского сплава по Березовой

Еще на стаппеле Дима (который с Красного Берега) сказал нам, что ниже по течению в 20 км, в устье реки Мунья есть хорошая избушка. Мы поставили себе задачу дойти до этой избушки в первый день. По навигатору нашли Мунью, даже воочию увидели эту Мунью, а вот избушку в ее устье так и не нашли и не увидели. 

Лагерем пришлось вставать на первом же удобном месте, чуть-чуть ниже устья Муньи. Один из членов нашей команды — Саня — промок насквозь из-за дождя. А ближе к вечеру вообще пошел дождь и Саня замерз как цуцик, пришлось даже срочно разводить костер, чтобы греть его, пока мы с Лехой искали место для стоянки. 

На следующий день мы планировали пройти Молмыс до устья и уже выйти в Язьву или остановиться недалеко до впадения Молмыса в Язьву. Сделать это нам надо было обязательно, чтобы полноценно "встать на моторы", иначе мы не успели бы вовремя выйти с маршрута. 

В этот день было два ярких события, которые скрасили наши "серые будни". Сначала нам с Лехой попалась росомаха. Она стояла на берегу и нисколько нас не боялась, даже позировала перед нашими фотокамерами, а потом быстро убежала в лес. К сожалению, в этот момент у меня на фотике стоял широкоугольный объектив и я не смог заснять эту красавицу с приближением. Это первый раз, когда я увидел росомаху живой и в естественной среде обитаия. Росомаха — очень осторожное животное. 

Но главным событием второго дня сплава стала не встреча с росомахой, а второе за поход купание в ледяной воде. На этот раз отличился Саня (ниже на фото) и его купание было гораздо серьезнее купания Лехи. Уже на подходе к Язьве, за Молмысским мостом, мы решили взять вторую лодку на буксир (у нас мотор был помощнее). Все бы ничего, но вот только на одном из поворотов вторую лодку прижало ближе к берегу, а там над водой висела березка… Аркадий Леонидович быстро сообразил и нырнул на дно лодки, а вот Александр слегка замешкался и … оказался в воде. Слава Богу, на нем был страховочный жилет и он быстро ухватился за борт лодки. Кроме того, Аркадий Леонидович тоже не сплоховал и за шкирку подтащил "пловца" в лодку. Понятно, что о сплаве в этот день уже не вспоминали: тут же нашли стоянку, развели костер и встали лагерем. 

Льда по берегам Молмыса было много, но вот такую структуру я встретил впервые. Началось все с того, что лед абсолютно не держал нашего веса. Стоило только встать на какую-то льдину, как она не просто проваливалась, а буквально рассыпалась на мелкие кусочки. Приглядевшись, мы увидели, что лед состоит из своеобразных "иголочек", которые между собой очень плохо связаны, т.е. без поперечно-горизонтальной привязки. Страшно представить, если придется выйти на такой лед, когда он еще на реке, а не по берегам!

На третий день, буквально через 5-6 километров от лагеря мы вышли в Язьву. Тут уже мы шли на моторах и очень быстро. Особых происшествий в этот день не было. Стоит лишь отметить, что с погодой нам в этот день сказочно повезло и было тепло и ясно. 

"Соловьи, соловьи, не будите солдат…"

На третий день мы прошли под моторами больше ста километров по Язьве. К вечеру даже успели в магазин в поселке Нижняя Язьва, где прикупили хлеба. На следущий день, к обеду, уже были дома. 

Автор Юрий Половников


Присоединяйся к нам в соцсетях!

Возможно вас заинтересуют следующие статьи

Байки уральских рыбаков

Вот скажите мне, в чем главная прелесть рыбацких баек?

В мире вишерского хариуса

На северной оконечности Вишерского заповедника есть одна внешне неприметная высо­тка...

Видео: вид на Уральские горы с Чувала

Уральские горы — одни из самых древних на Земле.

Видео: волья или индейский факел

Давно мечтал сделать волью или, как еще называют эту конструкцию, индейский факел...