Сплав по рекам Балбанью и Кожим на Приполярном Урале. Часть 1: заброска и восхождение на гору Малдынырд

Хотите узнать формулу идеального летнего отпуска? Это почти двое суток в поезде, ровно шесть часов тряски по лесотундре на армейском вахтовом «Урале», один день пешей радиалки в горы, два дня по категорийным порогам реки Балбанью и шесть дней сплава по перекатам Кожима плюс пару часов на улицах северного города Инта.

После того, как мы уже два раза побывали в Карелии нам захотелось слегка сменить картинку. Выбор пал на Приполярный Урал. Он привлёк не только красивым названием, но и горными рельефами, а главное — безлюдностью. К тому же, нам удалось подобрать довольно хороший "байдарочный" маршрут: когда и не полный "матрас" для чайников, но и не экстремальная катамаранная шестёрка.

Итак, наш маршрут: Реки Балбанъю и река Кожим (национальный парк «Югыд Ва», Республика Коми) база «Санавож» — железнодорожный мост в посёлке "Кожим-Рудник", всего 130 км по воде.

Даты похода: 24 июля 2011 — 3 августа 2011

Наша команда:
Дима и Юля (из Киева) — каркасно-надувная байдарка «Викинг»
Лёша и Надя (из Киева) — каркасная байдарка «Форель»
Коля и Саша (из Москвы) — каркасная байдарка «Форель»
Женя и Галя (из Москвы) — надувная байдарка «Каньон»

Вот мы на фото:

Заброска

Поезд на Воркуту оказался неожиданно тихим и приличным. По дороге и туда, и обратно пассажирами были, в основном, такие же как мы туристы и семьи с детьми, а на обратном пути нам вообще повезло — проводницами в поезде были симпатичные молодые студентки-практикантки из Омска. Долгая дорога в поезде как обычно скрашивалась пивом из самых разных регионов России, в изобилии продающимся в киосках на железнодорожных станциях. В нашем внутрикомандном рейтинге победили марки «Сыктывкарское» (г. Сыктывкар, Коми) и «Трёхсосенское» (г. Димитровград, Ульяновская обл.).
Из премечательного надо отметить получасовую стоянку на станции Котлас-Южный, которая позволила нам искупаться в Северной Двине. Река, вопреки суровому названию, порадовала тёплой водой и песчаным пляжем.

Река находится прямо напротив станции, ориентир — речной вокзал (61°15'28.7" N 46°37'22.5" E). Если же, не доходя до реки, за памятником паровозу повернуть налево, то по левой стороне улицы обнаружим магазин «Лукошко» (61°15'24.6" N 46°37'31.0" E) с хорошим выбором правильного пива по божеским ценам. В общем, мы единодушно решили, что Котлас — это самый позитивный город по дороге в Инту.

День первый (24.07.2011)

Инта нас встретила неприветливой и пасмурной погодой, а так же стаями мошек. До места стапеля нам предстояло около шести часов трястись на «Урале» по лесотундре. На форуме в интернете мы договорились ещё с одной группой о совместной заброске — вместе нас было 14 человек, и это количество людей вместе со шмотками идеально влезло в кунг. "Удовольствие" заброски обошлось нам всем в 20 тысяч рублей за весь «Урал».

Почти сразу же за жд-вокзалом Инты асфальт закончился и началось уральское «трофи».

Ехать было не особо комфортно, но всё же дорога переносилась нами значительно легче, чем мы это ожидали. Буквально через три часа мы доехали до кордона парка «Югыд Ва» — простой вагончик-бытовка посреди тундры. Водитель показал егерю наши разрешения, а в сам кунг контролер даже и не заглядывал.
Ещё примерно через час наш «Урал» форсировал реку Кожим (позже мы будем проходить это место на байдарках).

Ровно через шесть часов после старта из Инты мы прибыли на базу «Санавож» (65°20'32.1" N 60°42'42.0" E). К тому времени тучи сгустились еще больше и пошёл лёгкий дождь. Наши попутчики, с кем мы по-братски разделили кунг, поехали чуть дальше — до устья ручья Пеленгичей, мы же выбрали «Санавож» как удобную точку для начала радиального выхода. База представляет собой несколько деревянных домиков в нескольких сотнях метров от реки Балбанъю.

К моменту нашего приезда на базе обитали два сторожа, две девушки-волонтёрши и исполняющая обязанности директора Интинского филиала нацпарка «Югыд Ва» Ольга Буга. Изначально мы договорились со сторожем оставить в его сарае наши вещи, чтобы совершить на завтра радиальный выход в горы. Но воспользоваться его услугами нам так и не пришлось, т.к. часть нашей группы отказалась от радиального выхода и осталась "сторожить" вещи на базе.
На берегу реки Балбанью, прямо возле базы Санавож, есть оборудованная стоянка с навесом и кострищем. Но мы пользовались ею только для приготовления пищи, а палатки поставили на вершине небольшой скалы Бегемот (65°20'23.6" N 60°43'17.1" E).

С этой скалы и вид был симпатичнее (см. панораму в самом начале отчета), и комаров было меньше, т.к. их сдувало ветром. Впрочем, комаров и мошкары всё равно было чуть более чем дохрена — в этом плане Карелия просто райские кущи, по сравнению с Приполярным Уралом. Летающие гады на Урале бывают трёх разновидностей: комар обыкновенный (почему-то бесшумные), мелкая мошка и сверхмелкая мошка.
Больше всего было мелкой мошки: она облепляет человека с головы до ног, но сразу не кусает, а ползает в поисках тонких мест на коже, чем немало достает. Накомарники мы и не снимали, а палатку приходилось открыать и закрывать в течении двух-трёх секунд.
Мошкары было так много, что ее видно даже на фотографиях.

После небольшого совещания было решено на ужин приготовить рассольник. Благо, вода в реке Балбанью чистейшая и пить ее можно даже не кипяченую. Кстати, с языка Коми название парка Югыд Ва переводится как «чистая вода». Ночью было так светло, что фонарики не понадобились (мы еще застали период белых ночей).

День второй (25.07.2011)

На утро, первое, на что мы обратили внимание — это то, что от вчерашней непогоды не осталось и следа. Нам это было очень даже на руку, если учесть наши планы по радиальному походу. Долго выбирали маршрут для радиалки между горой Санаиз (1423 м.) на правом берегу Балбанъю и хребтом Малдынырд (1282 м.) на левом. В результате выбрали Малдынырд из-за красивых снежников.
На фото ниже видна наша цель — вершина левее самого большого снежного пятна (65°20'47.8" N 60°37'27.6" E).

Прямо от ворот базы «Санавож» на Малдынырд ведёт хорошо утоптанная тропинка вдоль ручья через лес (см. GPS-трек: http://hotfile.com/dl/127754691/ba1041f/MALDYNYRD.gpx.html).

Очень быстро зона леса сменяется лесотундрой и тундрой со мхами, тропинка растворяется, и идти можно не разбирая дороги, куда глаза глядят.

Вскоре, нам на пути попадаются снежники…

…потом — огромные валуны или, если называть их правильно, курумник. Они были довольно устойчивы (что странно) и почти не шатались. По ним мы взобрались на вершину довольно быстро и легко.

С вершины Мылдынырда нам открылся вид на наш будущий маршрут: на реку Балбанъю, на место её слияния с Кожимом, на знаменитые пороги Труба и Манюку. На нижнем фото слева гора Санаиз, а справа — Колокол.

Вернувшись в лагерь после радиалки, мы собрали наши байдарки и потренировались проходить порог возле скалы Бегемот. У порогов Балбанъю, в отличие от Кожима, чаще всего нет собственных имен, поэтому мы условно назвали этот порог Первым (65°20'22.1" N 60°43'05.7" E). Опытным путем мы установили, что проходить его надо по правой протоке, на входе важно обойти зубец (обход слева), а на выходе — обливную плиту (обход справа, но надувную байдарку с плиты может и слить).

В целом, порог оказался несложным, но одна из байдарок «Форель» всё же кильнулась на зубце. А одна группа на катамаране, проходящая мимо нас, умудрилась не заметить этот зубец и пропустить его между рамами, попавшись на него, как на крючок.
Во второй половине дня небо, как и за день до этого, затянуло тучами, а вечером пару раз вспрыснули короткие, но сильные дожди — пришлось натягивать тент над костром.
На ужин приготовили так называемый "белый суп".

Вторая часть отчета

Рыбалка на хариуса на Приполярном Урале

Рыбалка на хариуса
на Приполярном Урале
Река Сыня и ее притоки (ХМАО)
Заброска/выброска — вездеход МТЛБ

Комбинированный поход на Народную и Манарагу со сплавом по Косью с вертолетной заброской

Комбинированный поход в Коми

Северный Урал
Приполярный Урал
От 7 до 11 дней

Дарим 500 рублей при заказе любого тура через нашу группу Вконтакте!