Снегоходный пробег от Ухты до Северно-Ледовитого океана

В феврале-марте 2011 года мы с другом совершили то, что задумали еще в прошлом году — проехать на снегоходах минимум до Нарьян-Мара, а лучше до побережья Баренцева моря. Мы — это Я и мой друг и постоянный попутчик во всех поездках — Сева. Собирались поехать втроем-четвером, но, как это часто бывает, в самые последние часы остались только мы.
Выехали 19 февраля, как ни странно ничего при этом не забыв и точно по расписанию! Синоптики обещали похолодание до —30-35. Но откладывать выезд не стали, ездили и в больший дубак (правда не так далеко и с большей командой). 

В общем, поехали!!! 19 февраля 5.00 АМ
Маршрут проложили такой: по старому зимнику на пос. Четлас, затем отворотка на базу геологов на реке Умба, затем до первых деревень Усть-Цилемского района — Верховская, Скитская. Затем по зимнику на Усть-Цильму,далее на север по Печоре до деревни Лабожское, что в Ненецком АО. А там видно будет. Но попытаюсь все по порядку, на сколько таланта писателя хватит.
Первая ночевка запланирована на базе геологов. По пути форсировали незамерзающие речки Вой-вож и Белая Кедва.
До базы геологов 230 км по снегоходному путику. Прибыли довольно быстро — в 5 вечера мы уже распаковывались на ночлег. На базе только сторож Николай. Он накормил нас лосятиной, мы его колбасой и беконом, чему он был несказанно рад, так как при упоминании мяса сохатого проводил ребром ладони по горлу! Тем временем мороз на улице крепчал — уже —32. Не зная, что ждет нас впереди, решили долго не засиживаться и пораньше выехать утром, поэтому сразу легли спать! Правда вышел небольшой косячок со сном! Ночью печь прогорела и я решил подбросить дровишек. На вопрос Севы, сколько времени я спросонья перепутал минутную и часовую стрелку сказал, что уже без 5 минут 5 утра (хотя на самом деле…) Подкинув дрова завалился дальше дрыхнуть! Сева же помня, что договорились встать в 6 утра через час подорвался, согрел на примусе чайник, заварил пюрешку, подогрел мяско, в общем сварганил плотный завтрак! В "6" утра подъем!!! А на улице -41!!! Жалко не сфоткали тогда — спать хотелось!!! Уже допивая чай начали задаваться вопросом, почему не светает? Посмотрев на часы довольно долго находились в ступоре! 11-35 вечера!!! Снова легли спать!!! Утром вовремя проснулись и все повторили (завтрак)! На улице потеплело —37! Снегоходы завели с трудом, помог эфир. Пришлось отцеплять волокуши, чтобы разъездить снежики. На табуретке, наверно, мягче было бы ехать! Заправились и снова в путь!

Начало:

Перед форсированием реки Белая Кедва остановились перекусить

А на этом фото уже видно как мы "переплываем" эту реку


Снегоходный тур на перевал Дятлова (рядом с Маньпупунером). 8 дней, 460 км, от 15000 рублей на человека!!!


Та самая база геологов

20 января. 7.00 утра.
Как я уже говорил, ехать на замерзшем снегоходе — это еще то удовольствие! До первой деревни Верховская надо было проехать сорок километров от базы геологов. Деревня нежилая: последний старик помер в прошлом году!

После деревни Верховской через восемь километров первая жилая деревня Скитская. Это старинное поселение староверов, от него до Усть-Цильмы чищенная дорога. Думали, что это будет хорошо… Да, крейсерская скорость выросла, но местами попадалось столько песка и гравия, что порой пахло полиэтиленом — горели склизы. А самая большая проблема — наши любимые волокуши, канадского производства, так хорошо себя зарекомендовавшие на протяжении 4 лет в лесу и пухляке (ширина 50 см — как раз по гусянке, идут след в след!), оказались совсем не приспособлены для движения по замерзшей гребенке зимника! Напоминаю, было холодно + скорость выросла = через километров 50-60 лопнула по дну моя волокуша — подпрыгнула на кочечке и приземлилась на камушек. Ехать было можно, но скорость сильно упала! Я был поражен силе снега, который набивался в щель и распирал канистры. Они стали горбом (жаль не сфотали)! Деревни попадались все чаще и чаще. В Усть-Цильму прибыли часа в 3 дня. Там нас ждала баня у Севиных друзей, ужин и принятие решения, что делать с волокушей. Решили ехать с одной, моя ремонту не подлежала. В волокушах был только запас бензина, которого, как оказалось, было в избытке.

д. Скитская

Переправа через реку Печора

21 февраля. 7.00 утра
Утром, после баньки и ужина с вискариком, вставать не хотелось Но нам предстоял самый длинный переход Усть-Цильма — Лабожское. По карте это было километров 300, по факту же все 326. По пути мы пересекали две значимые линии на карте — границу Коми и Полярный круг. Граница республики на навигаторе еще была отмечена, а Полярный круг мы пересекали интуитивно. Обязательная остановка с пятидесятью граммами "пойла путешественников"! По пути так же попадаются деревни, самая примечательная — Новый Бор. Немецкое поселение. Есть заметное отличие от других деревень — даже дорожки и сугробы как-то аккуратнее сделаны :-)
Впереди нас ждала очередная проблема с волокушей. Так как потеплело, мы не сильно переживали за хрупкость пластика. Но песочек и камни на дороге сделали свое дело. Протерся центральный полоз, как раз в начале изгиба, и начал работать как совок. Ранее я упоминал о силе снега, который набивается между дном и канистрами. Так вот, дно саней из плоского стало полукруглым! О стабильности движения волокуш за снегоходом оставалось только вспоминать! Бедные летали, прыгали, виляли, но только ровно не ехали.В итоге, они так же лопнули посередине вдоль полоза. Хорошо мы были недалеко от деревни Ермица, где живут знакомые Севы. У них мы взяли на прокат деревянные волокуши просто гигантского размера! Вообще, забегая вперед хочу сказать, что самая большая проблема в дальней поездке — это груз! Кто собирается в дальние путешествия на снегоходах — уделите самое пристальное внимание саням и закреплению груза!!! Данная проблема у многих снегоходных экспедиций.
Так вот, мы просто закинули наши волокуши в арендованные и поехали дальше. Часов в 9 вечера были в Лабожском. Здесь у нас запланирована основная база, отсюда будем совершать набеги на Нарьян-Мар и далее. 
Остановились у Валеры Христолюбова. Здесь нужно немного подробнее описать жизнь местного населения. Тех кто бухает и не работает трогать не будем, ничего нового не узнаем. А вот кто занимается делом, тех не много. На севере зарабатывать можно на всем. Обычная торговля, рыбалка, охота, перевозка пассажиров. О последнем — так как дорог нет, только зимники, проложенные то по берегу, то по льду Печоры, перемещаются в основном на снегоходах. Подавляющее количество, конечно, Бураны, но все больше появляется импортных снегоходов. Так вот, нормальный пробег за сезон (а это с октября по май) 6-8 тысяч км!!! Валера в прошлом сезоне поставил рекорд — 16 тысяч километров!!! Снежики больше 3 сезонов нормально (без постоянного ремонта) не живут. Отдельно нужно сказать о характере езды по тундре. Это просто ужас какой-то! Сплошные кочки, снега почти нет, его просто выдувает и скорость 60-70 км/ч!!! Наши подвески утилитов просто не выдерживали, приходилось ехать медленнее!
Так вот, про пассажирские перевозки — это либо УАЗ Трэкол — ходит в основном по маршруту "Лабожское-Нарьян-Мар", либо "такси" — снегоход с деревянной волокушей с пассажирскими сиденьями! Расстояние примерно в 50 км — 4 тысячи рублей. Видели несколько раз на реке УАЗики и иномарочные внедорожники, но на них едут, только если почищено или приморожено.
Вобщем снегоход в тех краях практически единственный вид транспорта. На них ездят ВСЕ. У Валеры жена гоняет так, что многие гуру от снегоходного движения ей и в подметки не годятся!!! На ежегодных гонках на снегоходах в Нарьян-Маре в этом году она в очередной раз выиграла 1 место!!!
Ну ладно, вернемся к нашим баранам (снегоходам).
Расквартировали нас на рыбацко-охотничей заимке с интересным названием "Красная Печора", что в 10 км от Лабожского. На подъезде к месту послышался какой-то стук и скрежет из подвески моего снежика. При детальном рассмотрении оказалось, что с одной стороны выкрутился и потерялся болт, крепящий подвеску к раме ( хотя перед выездом все было протянуто), а с другой стороны вырвало с корнем крепление подвески к раме. Хорошо, что до избы оставалось 10 метров!!!
Подвеску выдернули и оставили все на следующий день.

22 февраля. День ремонта.
Утром повезли к Валере волокушу и тележку подвески. С тележкой разобрались быстро — приварили шайбу, обточили и все. Сложнее и муторнее получилось с волокушей. Дно покрыли оцинковкой и сделали склизы из разрезанных вдоль полиэтиленовых труб. На все это ушло около 6 часов! Если бы мы знали, что все наши труды напрасны… Данный тип саней в тундре просто не выживает! При движении по кочкарям они живут своей жизнью. Результат — погнутый фаркоп снегохода. На обратную дорогу приобрели у Валеры по сходной цене металлические сани.

23 февраля.
Сегодня поедем в Нарьян-Мар! Для нас это не просто город, не просто точка на карте, а некий образ, к которому мы стремились! Даже в общении при подготовке к поездке, мы так и называли маршрут: "Едем в Нарьян-Мар". Мы здесь никогда не были. Лучше, конечно, бы приехать сюда на ежегодные снегоходные соревнования, но мы боялись обратной дороги — наступает весна и мы могли просто не вернуться своим ходом домой, в районе поближе к нашим родным краям снег мог попросту растаять! Слишком большая разница в климате.
До города было недалеко, всего 60 км по Печоре. Заодно нужно пополнить запасы топлива. По дороге посещаем историческое место — место, где некогда был город Пустозерск, с которого и начинался Нарьян-Мар. Не буду описывать историю города, на фото все понятно. От города уже ничего не осталось, только кресты на кладбище и крест на могиле протопопа Аввакума.
Нарьян-Мар понравился прежде всего тем, что из тундры попадаешь в цивилизацию! Довольно много машин, причем довольно свежих иномарок, цивильные магазины и много людей! Нас встретил друг Валеры, Сергей. Он провел для нас обзорную экскурсию по городу. Заехали на местный мясокомбинат, затарились деликатесами из оленины. В магазине пополнили запасы виски. Поразили правила заправки топливом: снегоходы в бак не заправляют!!! И это в снегоходном краю!!! Заправка происходит следующим образом: все снегоходы подъезжают к заправке, в сторонке останавливаются, отцепляют волокуши (на заправку в основном только с ними и ездят, берут сразу много), тащат их к колонке, заправляют в бочки, канистры и пр., тащат обратно к снегоходу! У нас в Ухте, без проблем, подъезжаешь как авто, пистолет в бак и всё! 
А еще поразили цены на недвижимое имущество! Квартира в 3 комнаты улучшенной планировки — 6-8 миллионов!!! И это за полярным кругом, в практически вахтовом городке!! Ну и цены в магазинах на продукты тоже не маленькие, но здесь вроде все понятно — транспортные расходы.
Вобщем, потусили мы немного и поехали в обратку, на сегодня впечатлений хватит…
Вечером мы засели над топографическими картами: предстояло решить каким путем добираться до побережья, выполнять программу максимум. Сперва хотели пойти по Печоре до губы. Но увидев чуть западней симпатичный мыс под еще более симпатичным и загадочным названием "Святой нос" решили ехать туда! А когда узнали, что на мысу еще есть и маяк, сомнений больше не оставалось! От предвкушения интересной поездки даже засосало под ложечкой!!!
Начали приставать к Валере, как туда добраться. Он пообещал нас вывезти в тундру, поставить на бураницу (снегоходный путик) и… далее Гармин рулит!!! До поселка Индига, что недалеко от мыса, по словам Валеры примерно 200-250 км. Правда сам он там никогда не бывал. Под ложечкой засосало сильнее…
Сели за стол, немного выпили (23 февраля как-никак!) и, видимо, Валере передалось наше возбуждение, что он тоже решил прокатиться с нами. Тем более у него в Индиге друг живет, давно зовет в гости. Ну, а чуть позже к нам присоединились его жена Аннушка, и брат Олег. Итак, нас уже пятеро! Решили выезжать завтра утром…

24 февраля. В Индигу!
Утром быстро собраться не получилось. Вообще? скорость сборов обратно пропорциональна количеству собирающихся. Выехали только в 10 утра. По пути нужно было завезти детей Валеры в интернат. Кто не знает, на севере не везде есть школы и ввиду проблем с транспортом и дорогами дети учатся в интернатах. Обычно на выходные приезжают домой.
Итак, мы заехали по пути в интернат в деревне Великовисочная, выгрузили детей и взяли направление в … тундру. Так как снег в тундре долго не задерживается (его просто выдувает), то путики, или как их здесь называют бураницы, отмечают вешками. На это даже выделяются деньги (правда не стабильно) из бюджета района. Отдельно хочу описать езду по тундре, особенно вместе с местными "гонщиками". Как я уже описывал, тундра это сплошные кочки и бугры! Практически у всех местных на снегоходах рычажные подвески, более мягкие, у нас же стоечные (или телескопические)! При скорости 60-70 кмч, которую поначалу пытались держать наши провожатые, нас трясло нещадно, вдобавок волокуши свернули фаркоп Севе. Груз загрузили в волокуши Валеры, благо они безразмерные!!! И пришлось снизить темп, так как мы просто боялись за подвеску наших снегоходов!!!
Тундра в этих местах довольно пустынная. У меня был опыт поездок в тундре в заполярном Урале, так там зверья всякого…тьма! А здесь даже следов почти нет. Один раз лиса встретилась. 
Несмотря на позний выезд и задержки в пути, в Индигу приехали еще засветло. Принимал нас друг Валеры, Вадим. Пообедав, совершили обзорную экскурсию по поселку. Интересное место. Поселок находится в устье реки с одноименным названием. Вода в реке уже соленая, сказывается близость океана! Но самого океана не видно, до него еще 12 км. Отсюда проблема с пресной водой — колодцы рыть бесполезно. Воду возят из тундры, а еще снег топят. Мужики, кто не пьет, ловят рыбу. В основном навагу. Интересный факт: на примерно 300 жителей — 40 квадрациклов!!! Все китайцы! Летом незаменимый транспорт!!! Дилерам впору открывать центр ТО! Так как приехало нас много, и всех комфортно разместить не получалось, на ночлег определили нас с Севой в местную воинскую часть. Нам очень даже понравилось. Помылись в бане! Если учесть проблемы с водой — настоящая роскошь! Позвонили домой по спутнику и легли спать! Вымотались порядком, да и впечатлений масса! Но гланое событие будет завтра! Нас еще ждет побережье и маяк!!!

25 февраля. На маяк!
Утром быстро собрались (удивительно даже, потому что нас стало еще больше — Вадим с дочкой взялся нас сопроводить до маяка) и выдвинулись на мыс. До него примерно 40 км. Но сначала мы по реке выехали на побережье! Вот оно, Баренцево море!!! Вдаль, на сколько хватает глаз уходит ледяная торосистая пустыня! Захватывающее зрелище!
Вдоль побережья двигаемся на мыс. Погода начала портиться. Задул ветер, причем боковой. Если кто ездил в тундре при сильном боковом ветре в мороз — знает, что это такое! Если ветер дует в лоб — спасает стекло. Если сбоку — жесть! Ветер задувает под маску,за шиворот, наветренная рука мерзнет, подветренная — горит (обогрев рукояток включен на полную!) Видимость низкая! Но повезло — через некоторое время ветер поутих, и самое главное мы повернули левее, и ветер стал дуть в спину! 
Интересное место, этот мыс. Одно название "Святой нос" чего стоит!!! Наименьший размер в поперечнике — метров 300-400. Наибольший до 2-3 км. В длину примерно 15 км. С восточного берега обнаружили открытую воду! Немного дико видеть на таком морозе незамерзшую воду! А еще вдалеке плавали два огромных айсберга!!! По дороге Севе (он взял чуть правее всей группы) повстречались сначала два северных оленя, затем по их следам шла россомаха! 
Впереди показался маяк! Зовется "Чешский", наверно по названию губы — "Чешская". Через некоторое время мы уже подъезжали к нему. Вокруг несколько заброшенных домиков, раньше здесь жили люди! Сейчас маяк работает только в навигацию. Мы смогли подняться на маяк! Доступ свободный. Да и от кого закрываться? Разве что от медведей, которых мы к сожалению (или счастью) так и не увидели. 
Наверху мы обнаружили новые аккумуляторы, разбитое окно,( видать все-таки закрывать есть от кого ), и сам фонарь. Я всегда думал, что на маяке должна стоять какая-то огромная лампа, что-бы далеко светить. А оказывается лампочка размером с автомобильную!!! Работает от 24 В. Все дело в мощных линзах! На память мы взяли себе парочку сгоревших лампочек. Как полагается выпили вискарика, за удачу. У нас еще было небольшое дельце… Сам маяк стоит не на самом краю мыса. До символичного "края земли" еще метров 500. Мы поехали на край земли! Там оказался небольшой обрыв. Мы сели на край, свесили ноги. Очень необычное ощущение, сидеть на краю, болтать ногами, звонить домой родным по спутнику и осознавать, что ты сделал то, о чем мечтал!!!
Но всегда приходится возвращаться.
Вот и мы собрались в обратный путь. Нам еще предстояло сегодня вернуться в Лабожское! А это где-то 250 км. 
Я поражаюсь, как ездят местные! За весь путь мы сделали 3-4 остановки попить чай и справить нужду! Все остальное время — жесткий продубас по тундре! Пока не прогорел поршень на Аннушкином снежике. Хорошо, до дома оставалось километров 50. Взяли на буксир. Дома были когда уже стемнело. Поужинали и вырубились…

Буквально на краю земли!

26-28 февраля
Эти три дня посвятили отдыху, рыбалке, охоте.
Съездили еще раз в Нарьян-Мар за бензином. С охотой не повезло, рыбалка — получше. Какой только рыбы не попробовали в этот раз!!! Само собой — печорская сёмужка, нельма, пелядь — в соленом виде эти представители рыбного мира не идут ни в какое сравнение с той продукцией, которую мы можем приобрести в магазе! А котлеты из щуки… А жаренный сиг! А уха из всякой всячины… Короче, это был праздник живота!!! А еще нам приготовили суп из губ лося… это вроде как деликатес…но нам не очень понравился. 
В общем, отдохнули на славу!

1 марта 
Выдвинулись домой.
Обратная дорога всегда ближе. Заночевали там же, в Усть-Цильме. Попарились в баньке, спать легли рано, рано встали и двинули дальше. 
2 марта
До места ночевки на базе геологов добрались рано, в 11 дня уже были на месте. Решили заночевать дальше, в избе. Только поздоровались с Николаем, и поехали дальше. 
Я не рассказал об этом месте — базе геологов. Место это тоже довольно примечательное. Стоит база на реке Умба, притоке реки Пижма. По легенде в тех местах спрятано золото знаменитых купцов Рябушинских! Нам даже показывали место, где стояла изба в которой проживал монах, якобы охранявший клад. Вот такое вот местечко!
Ничего особого и примечательного в этот день не произошло, если не считать небольшой проблемки с санями. На этот раз лопнули демпфирующие пружины и сани стали долбить по снежику. Проблему решили плотным обматыванием веревкой. А вообще получили большой опыт по саням. На будущие маршруты будем делать другие сани. 
Ночевали в избе. До дома осталось 100 км.
3 марта.
Утром встали и поехали. Дома были еще засветло.
Общий пробег составил почти 2400 км.
Мы сделали то, что задумали! И никто не мог нам помешать!
Будем планировать следующий маршрут. Скорее всего опять на север…

Как вам такой дорожный знак?!

Автор Яков Перепелица


Присоединяйся к нам в соцсетях!

Возможно вас заинтересуют следующие статьи

Байки уральских рыбаков

Вот скажите мне, в чем главная прелесть рыбацких баек?

В мире вишерского хариуса

На северной оконечности Вишерского заповедника есть одна внешне неприметная высо­тка...

Видео: вид на Уральские горы с Чувала

Уральские горы — одни из самых древних на Земле.

Видео: волья или индейский факел

Давно мечтал сделать волью или, как еще называют эту конструкцию, индейский факел...